Плетется глобальная аntispam-паутина — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (511) » Плетется глобальная аntispam-паутина

Плетется глобальная аntispam-паутина

Рубрика Тема номера

Прошло уже почти 40 лет с тех пор, как английская комик-группа Monty Python исполнила свой знаменитый скетч «SPAM». Сегодня термин «спам» известен каждому пользователю современных средств коммуникации. Нежелательные электронные сообщения (наиболее распространенная форма спамерства) ныне составляют до 80 % почтового интернет-трафика. Причем спамерскими рассылками охвачены не только почтовые сервисы, спам также распространяется посредством sms-сообщений, ICQ, IRC и многими другими способами.

Проблема противодействия распространению нежелательной информации носит транснациональный характер и требует согласованных действий мирового сообщества для преодоления этого явления. Последние годы отмечены повышенной активностью поисков национальных и международных способов борьбы со спамом. К техническим способам стали добавлять правовые меры. Наряду с международным регулированием, зачастую носящим рекомендательный характер, важной составляющей этого процесса является принятие национальных законов, регулирующих распространение нежелательных сообщений, а также разработка эффективных механизмов международного сотрудничества. Но попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран.

Зарубежное законодательство демонстрирует различные модели регулирования спама. Это означает, что национальные законодатели по-разному определяют характер складывающихся отношений. Большинство законов рассматривают распространение нежелательных электронных сообщений коммерческого характера в контексте электронной торговли. В других государствах указанные правоотношения регулируются нормами законодательства о рекламе. Некоторые страны включили соответствующие нормы в законы о телекоммуникации, что дает возможность комплексного подхода к регулированию спама и по его содержанию, и по способам распространения, и по объему. И только три страны — США, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, Австралия и Новая Зеландия — приняли отдельные законы против спама.

«SPAM, SPAM, SPAM»

Несмотря на распространенность явления, все еще отсутствует унифицированное определение спама и его разновидностей. Пожалуй, наиболее подробный перечень действий, подпадающих под определение «спам», содержится в своде правил поведения пользователей Интернета под названием «Нормы пользования Сетью», составленных Открытым форумом интернет-сервис-провайдеров в 1998 году (в настоящий момент действует редакция OFISP-008, разработанная в 2002 году).

В частности, с целью ограждения пользователя от ненужной/ не запрошенной информации (спама) недопустимыми являются массовые рассылки сообщений посредством электронной почты и других средств персонального обмена информацией (включая службы немедленной доставки сообщений, такие как SMS, IRC и т.п.) иначе, как по явно и недвусмысленно выраженной инициативе получателей. Причем открытая публикация адреса электронной почты или другой системы персонального обмена информацией не может служить основанием для включения адреса в какой-либо список для массовой рассылки сообщений. Включение адреса, полученного любым путем (через веб-форму, через подписного робота и т.п.), в список адресов, по которому проводится какая-либо рассылка, допускается только при условии наличия надлежащей технической процедуры подтверждения подписки, гарантирующей, что адрес попадет в список не иначе как по воле владельца адреса. Процедура подтверждения подписки должна исключать возможность попадания адреса в список адресатов какой-либо рассылки (единичной или регулярной) по инициативе третьих лиц (т.е. лиц, не являющихся владельцами данного адреса). Также обязательно наличие возможности для любого подписчика немедленно покинуть список рассылки без каких-либо затруднений при возникновении у него такого желания. При этом наличие возможности покинуть список само по себе не может служить оправданием внесения адресов в список не по воле владельцев адресов.

Спамом считается рассылка (иначе, как по прямой инициативе получателя):

а) электронных писем и других сообщений (в том числе единичных) рекламного, коммерческого или агитационного характера;

б) писем и сообщений, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения;

в) сообщений, содержащих просьбу переслать данное сообщение другим доступным пользователям (chain letters);

г) использование безличных («ролевых») адресов иначе, как по их прямому назначению, установленному владельцем адресов и/ или стандартами.

Нормы OFISP-008 к спаму относят также размещение в любой электронной конференции сообщений, которые не соответствуют тематике данной конференции (off-topic) — здесь и далее под конференцией понимаются телеконференции (группы новостей) Usenet и другие конференции, форумы и списки рассылки, — размещение в любой конференции сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера, кроме случаев, когда такие сообщения явно разрешены правилами данной конференции либо их размещение было согласовано с владельцами или администраторами данной конференции предварительно; размещение в любой конференции статьи, содержащей приложенные файлы, кроме случаев, когда вложения явно разрешены правилами данной конференции либо такое размещение было согласовано с владельцами или администраторами конференции предварительно. А также, рассылку информации получателям, ранее в явном виде выразившим нежелание получать эту информацию, информацию данной категории или информацию от данного отправителя.

Спамом также будет использование собственных или предоставленных информационных ресурсов (почтовых ящиков, адресов электронной почты, веб-страниц и т.д.) в качестве контактных координат при совершении любого из вышеописанных действий, вне зависимости от того, из какой точки сети были совершены эти действия.

AntiSPAM в законе

Зарубежное законодательство демонстрирует различные модели регулирования спама. Это означает, что национальные законодатели по-разному определяют характер складывающихся отношений. Большинство законов рассматривают распространение нежелательных электронных сообщений коммерческого характера в контексте электронной торговли, что весьма логично. Некоторые страны включили соответствующие нормы в законы о телекоммуникациях, что дает возможность комплексного подхода к регулированию спама и по его содержанию, и по способам распространения, и по объему. Наконец, ряд стран (Канада, Италия) связывают спам с персональными данными. В Канаде на основе закона «Об электронных документах и защите личной информации» (2001 г.) электронная почта рассматривается как персональные данные. Таким образом, сбор и использование без согласия лица адреса электронной почты является нарушением законодательства о персональных данных.

Между установленными законодательными мерами имеются и более серьезные различия. Прежде всего они различаются в круге защищаемых субъектов. Одни законы (законы об электронной торговле) защищают только физических лиц, другие (к примеру, о телекоммуникациях) — и физических, и юридических. Австралийский закон оговаривает, что он не распространяется на государственные учреждения, политические партии, благотворительные организации и т.д.

Другое серьезное расхождение заключается в определении роли операторов в борьбе со спамом. Американское законодательство дает операторам право предъявлять иски к спамерам, тем самым усиливая роль операторов в борьбе со спамом.

Наконец, в связи со спамом возникает вопрос об ответственности лиц, нарушающих законодательство. Зарубежное законодательство отличается тем, что устанавливает высокие штрафы за установленные правонарушения, а также усиливает уголовно-правовую ответственность за подобные деяния.

Вместе с тем, в законодательстве, направленном против спама, можно отметить и общие черты. Зарубежное законодательство исходит из того, что ограничение распространения спама должно зависеть от желания получателя (потребителя). Отсюда предлагаются два пути решения вопроса, которые условно именуются «Opt in» и «Opt out».

В первом случае рассылка нежелательных электронных сообщений запрещена, если получатель предварительно не давал согласия на их получение. Получателю (потребителю) оставляется возможность получать электронные письма коммерческого характера, если он сам выразил предварительно согласие на это. К примеру, при покупке товара в магазине заполнил бланк и оставил адрес электронной почты. В таком случае магазин может использовать его адрес для рассылки электронной почты коммерческого характера. Если же получатель не выразил согласия или же при наличии предварительных договорных отношений получатель не оставил адреса своей электронной почты, то ему электронная почта коммерческого характера не может рассылаться.

Второй путь, более либеральный, допускает рассылку электронной почты коммерческого характера без предварительного согласия получателя. При этом закон устанавливает ряд дополнительных требований. Получателю должна быть предоставлена возможность отказаться от получения подобных сообщений в дальнейшем. Для этого ему должно быть четко объяснено, куда и каким образом он может направить информацию о своем нежелании в дальнейшем получать подобную информацию. После получения отправителем сообщения о нежелании получать сообщения в дальнейшем, их рассылка должна быть прекращена. При этом законодательство многих стран (Финляндия, Япония, Корея, Норвегия, Польша, Великобритания, США) содержит четкие указания на то, какая информация об отправителе должна содержаться в электронном письме (фамилия, имя, телефонный номер, действительный адрес электронной почты, почтовый адрес). В строке «тема» не должна быть указана вводящая в заблуждение информация. Если письмо рекламного характера, в строке «предмет» должно быть указано «ADV» (реклама), если реклама предназначена для лиц старше 18 лет, — «ADLT».

Получателю также предоставляется возможность отказаться от получения электронной почты, если он включит свой адрес в специальный список для тех, кто не хочет получать электронную рекламу. Такая практика не всегда регулируется на законодательном уровне. Так, в Великобритании составление списков регулируется промышленными кодексами. В США составление списков контролирует Федеральная торговая комиссия.

Российские advertising полумеры

1 июля 2006 года вступила в силу новая редакция закона Российской Федерации «О рекламе», ограничивающая распространение рекламы товаров и услуг. В борь­бе со спамом предусмотрен ряд важных моментов.

Во-первых, закреплен принцип opt-in (предварительное согласие или подписка). Во-вторых, появилась презумпция отсутствия согласия на получение сообщений. Другими словами, нужно доказать, что получатель спама согласился его получать и что реклама была признана надлежащей (то есть соответствующей требованиям закона). Наконец, в-третьих, закон запретил автоматические рассылки. Более того, появилась отдельная правовая норма, адресованная именно проблеме спама, — «Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях».

И все же, несмотря на появление нового закона «О рекламе», российские юридические нормы в плане борьбы со спамом еще далеки от совершенства. Например, новая редакция закона ограничивает распространение рекламы товаров и услуг, но на политическую рекламу и предвыборную агитацию, а также на спам религиозного содержания она не распространяется. Также исключены из сферы действия справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой, и объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Однако и это еще не все пробелы закона «О рекламе». Новая редакция не требует наличия специальной типовой метки в теме сообщения, указывающей на его рекламный характер (как в США, дескриптор [ADV]). Такая метка значительно облегчила бы задачу фильтрации нежелательных писем и позволила бы пользователям быстро понять, что полученное письмо является коммерческой рекламой. Неплохо было бы ставить специальные метки и в письмах «для взрослых», которые также являются спамом.

Повод для Australian гордости

Пожалуй, единственной страной, которая с гордостью заявляет об эффективности своего антиспамового законодательства, является Австралия. В этом государстве соответствующий закон действует с 2003 года. Согласно данному нормативному акту, компании, занимающиеся рассылкой спама, могут подвергаться штрафам до 1,1 млн австралийских долларов (около 800 тыс. долларов США) за каждое нежелательное письмо, отправленное по множеству адресов. Любопытно, что за все время действия закона в Австралии имело место единственное судебное разбирательство, в результате которого спамер был приговорен к крупному штрафу.

В борьбу со спамом правительство Австралии активно вовлекает интернет-провайдеров, которым предписано выявлять зомби-компьютеры в сетях и помогать пользователям «лечить» зараженные машины. Кроме того, для пользователей создан удобный инструмент для отправления жалоб на спам: достаточно нажать одну кнопку, чтобы образец нежелательного письма попал в государственные органы, в задачу которых входит борьба со спамерами.

В борьбе со спамом Австралия активно сотрудничает и с другими странами. Однако несмотря на все декларируемые успехи, объемы спама в почтовых потоках Австралии по-прежнему значительны и достигают 80 %.

Неожиданный эффект Unsolicited Act

В Новой Зеландии также принят закон против спама, который обеспечивает правовую основу для борьбы с этим явлением в национальном секторе Интернета и для эффективного взаимодействия с международными правоохранительными органами.

Unsolicited Electronic Messages Act налагает запрет на рассылку нелегитимных сообщений по электронной почте, SMS и IM-каналам. Закон не распространяется на телефонию, VoIP-сервис и факсимильную связь. Рассылка электронных сообщений коммерческого характера не противоречит закону, если осуществляется с однозначно выраженного согласия получателей. Коммерческие рассылки должны содержать достоверную контактную информацию и предоставлять возможность бесплатного отказа от подписки, на который источник рассылки обязан отреагировать в течение пяти дней.

Вне закона также объявлены электронные сообщения порнографического характера, содержащие ссылки на соответствующие веб-сайты. Использование программного обеспечения для сбора списков электронных адресов новым законом не преследуется, но рассылка спама с использованием списков, составленных с помощью подобного програмного обеспечения, является противозаконным деянием. Нарушители антиспам-законодательства караются жесткими штрафами: организации — до 500 000 долларов, частные лица — до 200 000 долларов.

За основу принятого в тексте закона определения нелегитимных электронных сообщений взята терминология, используемая в аналогичном австралийском законодательном акте. Наличие в электронном сообщении какой-либо ссылки, призванной скрыть истинное содержание сообщения, автоматически классифицирует его как спам. В новом новозеландском законе оговорены также отдельные виды сообщений, на которые определение спама не распространяется.

Интересно, что со вступлением в силу новозеландского антиспамового закона (с октября 2007 года), количество спама в Новой Зеландии не только не уменьшилось, но и даже возросло. Специалисты объясняют это ограниченной юрисдикцией этого акта, ведь согласно Unsolicited ­Electronic Messages Act, к ответственности в судебном порядке можно привлечь только местных правонарушителей. Тем временем основная масса спамовых писем поступает в Новую Зеландию из-за границы. Что еще раз подчеркивает необходимость согласованного международного противодействия этому явлению.

Action Plan по-лондонски

11 октября 2004 года государственные и неправительственные организации из 27 стран, ответственные за применение законодательства против спама, собрались в Лондоне для обсуждения вопросов международного сотрудничества в этой области. Среди участников встречи были широко представлены организации, ответственные за защиту персональных данных и прав потребителей и регулирование в области телекоммуникаций. В обсуждении также приняли участие несколько представителей коммерческого сектора. Как было признано в ходе различных дискуссий на международном уровне, всемирное сотрудничество и партнерство государственного и частного секторов чрезвычайно важно в применении законодательства против спама. Результатом лондонской встречи стало принятие «Лондонского плана действий по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама» (London Action Plan on International Spam Enforcement Cooperation).

Лондонский план действий стал практическим развитием положений, заложенных в Меморандуме о взаимопомощи в вопросах коммерческих рассылок по электронной почте (Memorandum of Understanding on Mutual Enforcement ­Assistance in Commercial Email Matters), подписанном американской Федеральной торговой комиссией (Federal Trade Commission), британскими Офисом по законной торговле (Office of Fair Trading), Уполномоченным по информации (Information Commissio­ner) и Государственным секретарем по торговле и промышленности (Secretary of State for Trade and Industry), австралийскими Комиссией по конкуренции и потребителям (Competition and Consumer Com­mission) и Управлением по коммуникациям (Communications Authority) в июле 2004 года.

В рамках Лондонского плана действий присоединившиеся организации обсуждают, в первую очередь, успехи в применении законов, направленных на противодействие распространению спама, — американского федерального закона Controlling the Assault of NonSolicited Pornography and Marketing Act of 2003 (CANSPAM Act of 2003), директивы Евросоюза № 2002/58/EC (Directive on privacy and electronic communications), австралийского An Act about spam, and for related purposes (Spam Act 2003) и др. Также здесь обсуждаются информационно-просветительские программы, направленные на информирование общества, представителей ИКТиндустрии и регулирующих органов о способах распространения спама и путях противодействия этому — американская Operation Spam ­Zombies, британская Warning, Advice and Reporting Point (WARP) и другие.

Фактически, Лондонский план действий является первой международной инициативой подобного уровня и со столь высоким уровнем участников. В перспективе именно в его рамках может сформироваться «критическая масса» стран, принявших эффективные меры технологического, юридического и этического характера против спама, которая будет определять международную политику в этой области.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Техническая фиксация: не готовы!

Деловая практика

Предложение инвесторам

Электронное декларирование

Законодательная практика

Исполнение по-новому...

Зарубежная практика

Налог — это очень серьезно

Комментарии и аналитика

Новшества в проведении проверок

Когда давность станет собственностью?

Правила перевозок

Неделя права

Ничего себе — все государству!

ПАСЕ оставила кандидатов

Защита «ценной» конкуренции

Ответственность судей по-европейски

Автоматически — не значит эффективно

По сицилийскому рецепту

Реестр событий

Реформы глазами Комиссара

Решения ВАСУ в Интернете

Депутаты по ПРАВУ

Судебная практика

Приоритет обязательств

Судебные решения

Об исполнении условий договора о предоставлении телекоммуникационных услуг

О правах потребителей коммуникационных услуг

Об основаниях для побуждения к заключению договора о предоставлении информуслуг

Тема номера

Плетется глобальная аntispam-паутина

Частная практика

Юрист с нечеловеческим лицом

Юридический форум

Гражданский мониторинг в судах

Книги для судей

Інші новини

PRAVO.UA