Процедура банкротства, начиная от стадии возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве предприятия и вплоть до определения суда о его ликвидации, по своей природе является достаточно сложным механизмом. Каждая стадия в этой процедуре, будь то распоряжение имуществом, санация, заключение мирового соглашения или ликвидационная процедура, на практике вызывает достаточно много вопросов, однозначный ответ на которые далеко не всегда можно найти в законодательстве, а иногда — и вовсе невозможно. Усложняется и без того непростая процедура еще и обязанностью исполнять свои налоговые обязательства перед государством.
Налоговый кодекс (НК) Украины не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры согласно Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве). Однако на практике нормы Закона о банкротстве вступают в противоречие с налоговым законодательством, порождая немало проблем. В данной статье попытаемся кратко проанализировать несколько проблемных моментов, возникающих на некоторых этапах процедуры банкротства.
По общему правилу, в течение месяца после принятия хозяйственным судом постановления о возбуждении дела о банкротстве, предприятие-должника порадуют своим визитом налоговые органы с внеплановой проверкой. Согласно НК Украины, постановление суда о возбуждении дела о банкротстве является правовым основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки. При этом такая проверка должна проводиться по общим для всех налогоплательщиков правилам.
После проведения проверки, в случае выявления нарушений налогового законодательства, налоговыми органами составляется акт, в котором фиксируются все выявленные нарушения. На основании акта могут выписываться соответствующие налоговые уведомления-решения на сумму начисленных налоговых обязательств и штрафов.
В данном случае нормы НК Украины вступают в противоречие с нормами Закона о банкротстве относительно начисленных сумм штрафных санкций. В судебной практике по этому поводу сложилось несколько мнений:
а) налоговые органы не имеют права применять к налогоплательщику каких-либо санкций, потому что во время действия моратория на удовлетворение требований кредиторов (мораторий) не применяются санкции за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств (часть 4 статьи 12 Закона о банкротстве). А если быть точнее, то согласно этой точке зрения, налоговые органы могут выписать налоговое уведомление-решение только на основную сумму налогового обязательства, без применения штрафных санкций;
б) по результатам налоговой проверки налоговые органы могут начислить как основную сумму налогового обязательства, так и суммы штрафных санкций. Эта позиция аргументирована тем, что обязательства по уплате налоговых обязательств и соответствующих штрафных санкций возникают уже после введения моратория, и налоговые органы в данном случае являются кредитором по текущим обязательствам должника.
По сути, при отсутствии четкого законодательного регулирования проблемы вопрос до сих пор остается открытым.
Интересным моментом с точки зрения налогообложения является утверждение судом реестра кредиторов. По общему правилу, требования кредиторов, которые заявлены по истечении 30 дней после публикации о возбуждении производства о банкротстве должника или не заявлены вовсе, считаются погашенными.
Однако эта норма имеет далеко идущие последствия с точки зрения налога на прибыль. По мнению налоговых органов, если требования не были включены в реестр кредиторов, то такие «списанные» долги в налоговом учете рассматриваются как бесплатно полученные товары, работы или услуги (то есть в зависимости от того, на каких основаниях возникла задолженность предприятия). Согласно общим нормам НК Украины, такие суммы должны быть включены в доходы должника.
По общему правилу, после принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры осуществляется продажа имущества такого банкрота. Вырученные средства направляются на погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с законодательно установленной очередностью.
Часто на данном этапе активы предприятия-банкрота уже находятся в налоговом залоге. На практике с введением процедуры ликвидации ликвидатор, с целью последующей продажи имущества банкрота, обращается в хозяйственный суд с ходатайством об освобождении активов должника от налогового залога. Суд рассматривает ходатайство, выясняет позицию налоговых органов по этому вопросу и постановляет определение об освобождении активов от налогового залога.
Наиболее проблемным вопросом в ликвидационной процедуре является начисление и уплата налога на добавленную стоимость (НДС) при продаже имущества. Несмотря на то что Законом о банкротстве установлена специальная очередность погашения обязательств (налоговые обязательства относятся к третьей очереди), существуют разногласия по поводу необходимости начисления НДС при продаже имущества банкрота.
Согласно мнению налоговых органов, поскольку продажа имущества в рамках ликвидационной процедуры является налогооблагаемой операцией, банкрот должен начислять НДС вплоть до момента аннулирования свидетельства плательщика НДС. То есть, согласно этому мнению, НДС нужно платить до момента ликвидации банкрота как юридического лица.
Тем не менее, существует противоположная судебная практика Верховного Суда Украины (ВСУ) и Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ), согласно которой при продаже имущества банкрота НДС вообще не должен начисляться, так как уплата налога не предусмотрена Законом о банкротстве, а со счетов банкрота осуществляются выплаты в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований конкурсных кредиторов. При этом у банкрота не возникает никаких дополнительных налоговых обязательств, кроме включенных в реестр требований кредиторов.
В этом контексте также следует отметить, что в новой редакции Закона о банкротстве, которая вступит в силу 1 января 2013 года, закреплена норма, где прямо указано, что со дня открытия ликвидационной процедуры банкрота никаких новых обязательств у него не возникает, в том числе и по оплате налогов (исключением являются только расходы, прямо связанные с осуществлением ликвидационной процедуры). По сути, указанная норма является отображением изложенной ранее позиции ВХСУ.
С учетом изложенного выше, несложно сделать заключение о том, что процедура банкротства должника действительно имеет существенную налоговую составляющую. При этом на данный момент существует достаточно противоречивая практика применения действующего законодательства налоговыми органами. Даже несмотря на то что была принята новая, более прогрессивная, редакция Закона о банкротстве, она не решает всех проблем, в том числе и налогового администрирования.
ХОМЯКОВ Алексей — советник ЮФ «Астерс», г. Киев,
ОДНОКОЗ Павел — юрист ЮФ «Астерс», г. Киев
Алена БОРИЕВА,
юрист АФ «Династия»
Применение налога на добавленную стоимость в процедуре банкротства относительно предприятия — плательщика НДС на сегодняшний день является спорным вопросом, исходя из того, что Законом о банкротстве не урегулированы так называемые «налоговые правила игры».
В соответствии со статьей 23 Закона о банкротстве со дня принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры деятельность предприятия завершается, наемный персонал увольняется, наступает срок выполнения обязательств. Таким образом, возникновение новых налоговых и иных обязательств невозможно. Однако НК Украины содержит подпункт «д» пункта 184.1 статьи 184, которым определяется, что аннулирование регистрации плательщика НДС путем исключения из реестра плательщиков НДС осуществляется, если хозяйственным судом вынесено определение о ликвидации банкрота. Таким образом, данную норму НК Украины предприятие, находящееся в ликвидационной процедуре, применить на практике не может.
Сергей РЫМАР,
адвокат АК «Правочин»
Обязательства предприятия, относительно которого возбуждено дело о банкротстве, по ведению бухгалтерского и налогового учета ничем не отличаются от аналогичных требований к другим субъектам хозяйственной деятельности. НК Украины не освобождает такие предприятия ни от ведения налогового учета, ни от необходимости подачи налоговой отчетности. Предусмотренный специальным законом «мораторий» касается исключительно уплаты налогов и сборов, но не освобождает предприятие-должника от фиксирования своих налоговых обязательств. При этом налоговый орган является конкурсным кредитором и обязан заявить свои требования в установленном законом порядке.
В то же время оглашение должника банкротом и открытие ликвидационной процедуры в соответствии с требованием Закона о банкротстве предполагает, что налоговый орган обязан предъявить предприятию новые требования по уплате налогов, которые возникли во время производства по делу о банкротстве, поскольку они автоматически не включаются в требования конкурсных кредиторов. Более того, Законом о банкротстве четко предусмотрено, какие выплаты могут осуществляться при продаже имущества банкрота, из чего следует вывод, что у банкрота во время ликвидационной процедуры не возникает никаких новых налоговых обязательств, в частности по уплате НДС, кроме тех, которые включены в реестр требований кредиторов.
Владислав ГОЛУБОВСКИЙ,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В соответствии с положениями статьи 14 Закона о банкротстве у органов государственной налоговой службы (ГНС) есть 30-дневный срок для предъявления требований к должнику, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Именно в течение этих 30 дней органы ГНС могут провести документальную внеплановую проверку налогоплательщика для обнаружения дополнительных нарушений, совершенных им за последние три года, доначислений налоговых обязательств по таким нарушениям и предъявления дополнительных требований к должнику в процедуре банкротства.
Указанное выше следует из положений подпункта 78.1.7 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины, пункта 11.3 раздела XI Порядка учета налогоплательщиков, утвержденного приказом Министерства финансов Украины № 1588 от 19 декабря 2011 года, а также из письма ВХСУ № 05-06/520/78 от 5 февраля 2010 года.
Окончательное решение о размере требований, которые подлежат включению в реестр требований кредиторов, принимает хозяйственный суд своим определением.
Владимир БЕВЗА,
юрист Международного правового центра EUCON
В банкротстве субъектов хозяйствования и их ликвидации особое значение имеет не только контроль со стороны органов государственной налоговой службы Украины, но и их участие. Говорить об определенной инновации в проблематике отношений с налоговыми органами уже поздно. Во-первых, основные выводы и судебная практика сформированы, во-вторых, с 18 января 2013 года вступает в силу новая редакция Закона о банкротстве, которой будут установлены новые правила и особенности процедуры банкротства.
Основными налоговыми нюансами при банкротстве субъектов хозяйствования являются: возникновение текущих налоговых обязательств во время действия моратория, мероприятий, направленных на обеспечение таких обязательств, действия, связанные с продажей имущества банкрота, обжалование органами государственной налоговой службы Украины постановления о признании должника банкротом, постановлений об утверждении отчета ликвидатора и прекращении производства по делу о банкротстве, что может иметь последствия не только для субъекта хозяйствования, но и для его контрагентов. Таким образом, необходимо тщательно подходить к аспектам участия органов налоговой службы во время ликвидации субъектов хозяйствования в процессе банкротства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…