Рынок информационных услуг становится все более значимым в нашей жизни в силу того, что информацию необходимо получать постоянно и оперативно. Большую нишу в сфере таких услуг занимают административные услуги, а именно: публичные услуги, предоставляемые органами исполнительной власти и местного самоуправления и связанные с реализацией их властных полномочий. В свою очередь возрастает потребность и в качестве таких услуг, и, что немаловажно, законодательном урегулировании их предоставления.
В связи с этим стоит упомянуть, что Президент Украины на совещании по вопросам реформирования системы предоставления административных услуг в г. Виннице констатировал, что на сегодня есть две ключевые проблемы в указанной сфере: бессистемность предоставления «платных государственных услуг», а также сложность и непрозрачность процедуры предоставления административных услуг. Так, сейчас на Украине насчитывается более шестисот «платных государственных услуг». Семьдесят шесть процентов из них являются коммерческими. Их можно получить не только от государственных, но и от частных учреждений. Лишь около шести процентов платных услуг являются административными, восемь процентов платных услуг — это обычные процедурные действия, искусственно выделенные в отдельные услуги, пять процентов «государственных платных услуг» — это предоставление информации и разъяснений и еще пять процентов составляет взимание платы за выполнение органами власти своих прямых функциональных обязанностей, которые они определили как «услуги».
Примечательно, что в качестве примера в своем выступлении Президент назвал деятельность ГП «Информационный центр» при Министерстве юстиции Украины. Глава государства отметил, что делегирование государственных функций данному предприятию является безосновательным, а на протяжении последних шести лет оно получило доход в сумме более одного миллиарда гривен. Напомним, что ГП «Информационный центр» является администратором Единого государственного реестра нормативных актов и еще пятнадцати реестров. К тому же деятельность данного предприятия уже не раз вызывала неоднозначные мнения и споры в общественности, как в силу обязательности пользования в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства юстиции, так и в связи с финансовой политикой предприятия — неоднократно звучали претензии насчет необоснованности и регулярности поднятия тарифов за пользование реестрами и отсутствия открытой для общего доступа финансовой отчетности о деятельности предприятия.
В силу вышесказанного стоит отметить и недавний Указ Президента Украины № 508/2009 «О мерах по обеспечению соблюдения прав физических и юридических лиц относительно получения административных (государственных) услуг». Согласно этому документу, Кабинет Министров Украины до 1 сентября с.г. должен утвердить перечень административных услуг с определением субъектов их предоставления, а в случае предоставления платных услуг — с указанием их стоимости, а также данный Указ Президента предусматривает не допускать случаи взимания платы за услуги, которые предоставляются бесплатно или размер платы за которые в установленном порядке не определен. Кроме того, упомянутый Указ применяет такую императивную норму лишь по отношению к КМУ. Органам местного самоуправления предлагается утвердить перечни соответствующих административных услуг, а Генеральной прокуратуре Украины — обеспечить проверки соблюдения прав физических и юридических лиц в сфере получения административных услуг.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…