Динамичное развитие рынка платежных систем и обязательства Украины перед Европейским Союзом привели к необходимости законодательного урегулирования этой сферы. Отметим, что поданный на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств» (рег. № 7270) —это уже по сути доработанный акт.
Первая попытка законодательно закрепить механизмы регулирования перевода средств не увенчалась успехом. Соответствующий законопроект № 5361-д летом этого года не был поддержан парламентом в первом чтении. Более того, депутаты не поддержали и предложение вернуть его на доработку.
И уже в ноябре с.г. обновленный и существенно доработанный законопроект вновь представили на суд народных избранников.
Документ предусматривает изменения ряда нормативных актов, направленные на усовершенствование регулирования платежных систем и контроль за операционными рисками их участников, упорядочивание деятельности платежных учреждений на рынке услуг по переводу средств, предоставление права платежным учреждениям открывать клиентам счета и электронные кошельки и пр.
Как отмечает Ольга Решетник, советник налоговой практики АО Ario, идея принятия такого законопроекта назрела уже давно. «Украина по всем параметрам сегодня отстает от функционирования рынка платежных систем и финансовых технологий, которые существуют в развитых экономиках мира. Тем не менее сегодня и в нашей стране рост популярности расчетов через интернет очевиден. Разумеется, эти показатели в дальнейшем также будут демонстрировать уверенную возрастающую динамику».
По мнению Катерины Брэдуляк, юриста ЮФ Evris, активное развитие за рубежом таких платежных систем, как PayPal, ApplePay, GoogleWallet, актуально и для Украины. Кроме того, интерес к использованию платежных систем резидентами Украины вызван стремительным ростом расчетов через интернет, использованием платежных карт, а также предоставлением «мгновенных» кредитов.
«Используя электронные деньги, онлайн-инвойсы, услуги FinTech-компаний, участники платежных систем хотят быть застрахованными от рисков при осуществлении безналичных расчетов», — отмечает юрист.
Продолжая тему рисков, Ольга Решетник говорит, что положения законопроекта направлены на создание необходимой платежной инфраструктуры с минимальными операционными рисками. В частности, законодатели намерены упорядочить деятельность платежных учреждений на рынке услуг по переводу средств, предоставить право платежным учреждениям открывать клиентам электронные кошельки, выпускать платежные карты и электронные деньги и т.п.
«На мой взгляд, одна из важнейших новаций законопроекта — дополнительная возможность оплачивать коммунальные услуги, что способно повлиять на демонополизацию этого рынка. Так, исполнитель коммунальной услуги будет обязан выставлять (предоставлять поставщикам услуг по переводу, потребителям (другим лицам) счет на оплату потребления жилищно-коммунальных услуг (электронный инвойс через прикладной программный интерфейс, а по желанию потребителя и в бумажном виде). Обязательные требования к реквизитам электронного инвойса, к учету принятых от потребителей платежей по оплате электронных счетов устанавливаются Национальным банком Украины», — комментирует г-жа Решетник.
Отметим, что законопроектом вносятся изменения и в части ужесточения наказания за недобросовестные и незаконные действия с платежными инструментами и средствами их идентификации. В новой редакции изложена статья 200 Уголовного кодекса Украины, которой предусматривается уголовная ответственность за незаконное обращение способов платежа. В частности, за подделку платежных инструментов устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от одного до трех лет с конфискацией имущества. Действующей нормой предусмотрен штраф от трех до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, вводится новая норма, устанавливающая наказание за незаконные действия с электронными средствами. Так, выпуск электронных денег без согласования правил их использования карается штрафом в размере 100 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Существенные корректировки коснулись и соответствующих норм Кодекса Украины об административных правонарушениях. В частности, Кодекс дополняется нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о платежном мониторинге, предотвращении или прекращении ненадлежащих переводов. Нарушение указанных в норме требований влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъектов платежного мониторинга от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Существенные изменения коснулись и банковского сектора. Так, в части осуществления Национальным банком надзора (оверсайта) платежных систем предлагается ввести термин «платежная инфраструктура». К объектам оверсайта платежной инфраструктуры относятся только те субъекты, которые внесены в Реестр платежной инфраструктуры или которые предоставили Национальному банку документы для внесения сведений в этот Реестр, объектами надзора выступают и коммерческие агенты банков и небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Национального банка на перевод средств без открытия счетов, а также провайдеры интернет-расчетов. Национальному банку предоставляется право налагать штрафы на юридических лиц — объектов оверсайта и установить размер этих штрафов от 100 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Ольга Решетник отмечает важность предоставления права эмитировать электронные деньги не только банкам, но и небанковским финансовым организациям, имеющим лицензию на перевод средств без открытия счетов.
По ее словам, для осуществления соответствующего вида деятельности поставщик услуг по переводу обязан обеспечить наличие минимального уставного капитала: 1) в сумме 20 млн грн — для небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию на перевод средств без открытия счетов; платежных учреждений, имеющих платежную лицензию на открытие и ведение текущих (корреспондентских) счетов клиентов и перевод средств; 2) в сумме 10 млн грн — для эмитентов электронных денег и провайдеров интернет-расчетов.
По мнению Катерины Брэдуляк, требования к размеру минимального уставного фонда и получению лицензии платежными организациями — резидентами приведут к удорожанию услуг в сфере электронных расчетов. Если гражданам Украины придется больше платить за переводы при пользовании услугами платежных организаций — резидентов, их издержки и расходы увеличатся, естественно, они будут искать более дешевые варианты оплаты или продолжать пользоваться наличными расчетами.
«Несмотря на то что появление такого законопроекта, как уже отмечалось, — явление для украинского финансового рынка положительное, необходимо все же четко понимать, как он будет работать на практике. К тому же введение подобных норм, которые в целом способны повлиять на развитие рынка платежных систем и электронных денег, требует появления смежной законодательной базы, регулирующей контроль налогообложения интернет-расчетов», — резюмирует Ольга Решетник.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…