Как известно, Украина готовится к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС), которое должно не только решить вопросы тарифного регулирования, квот, пошлинных ставок, но и предусматривает необходимость гармонизации законодательства Украины с требованиями ЕС.
Одной из составных частей гармонизации является сфера безопасности пищевой продукции, которая по причине торговых ограничений на Востоке отчаянно нуждается в новых рынках сбыта. Изменения должны коснуться не только правил пересечения границы, размеров пошлин и квот, но и внутреннего законодательства, регулирующего сферу производства и продажи такой продукции.
Следует отметить, что ЕС как субъект международного права является членом Всемирной торговой организации (ВТО), как и Украина. Среди соглашений ВТО важное место занимают Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (SPS Agreement) и Соглашение по техническим барьерам в торговле (TBT Agreement). Вместе с тем как законодательство ЕС, так и названные международно-правовые акты базируются на общих концепциях. В их основе — идея о том, что государства должны обеспечить свободу международной торговли и торговли внутри стран, уменьшить административные барьеры, принять меры для обеспечения безопасности продукции для людей, экологии, животных, в частности, не допустить причинения вреда или распространения опасных болезней.
Система законодательства в Европе формировалась на протяжении долгого времени, соответственно, накопилось больше законодательной практики и опыта решения таких проблем.
Для Украины существует несколько проблемных аспектов гармонизации законодательства Украины с требованиями ЕС. Среди них — структура и полномочия государственных органов, отвечающих за сферу безопасности продукции; внедрение механизмов отзыва товара с рынка; создание системы ответственности за безопасность продукции; определение места стандартам в системе нормативных актов, внедрение стандарта ХАССП (англ. HazardAnalysisandCriticalControlPoints (HACCP) и пр.
Украине еще предстоит решить указанные выше проблемы путем соответствующих изменений в законодательстве. Последней из попыток законодательных новшеств в этой сфере стало внесение Кабинетом Министров Украины (КМУ) на рассмотрение Верховного Совета Украины (ВСУ) проекта закона № 3102 от 20 августа 2013 года, а также представленного группой народных депутатов проекта № 3102-1 от 5 сентября 2013 года. Оба проекта на этот момент проходят процедуру рассмотрения в ВСУ. Несомненно, принятие проекта не может решить все проблемы в одночасье, но все же может стать определенным этапом важных изменений.
Но прежде чем совершать существенные изменения, следует учитывать и понимать те концепции и идеи, которые содержатся в европейском законодательстве и подлежат соответствующей имплементации в законодательство Украины.
Следует обратить внимание на некоторые из критических, по нашему мнению, положений законодательства ЕС и ВТО, которые не всегда находят понимание у отечественных производителей, чиновников, юристов, технологов и прочих специалистов, но применяются в ЕС и рано или поздно будут внедрены на Украине.
Необычным для нас является, в частности, то, что законодательство ЕС не содержит правового определения термина «качество». В понимании европейцев это рыночная категория, не подлежащая правовому регулированию. Так, если продукция качественная, то она будет дороже, если низкого качества, то и стоимость ее будет ниже. При этом требования по безопасности не отменяются: если она не качественна настолько, что является небезопасной, то подлежит изъятию с рынка. Кроме того, потребитель должен быть проинформирован о состоянии и характеристиках товара.
В противоположность этому в законодательстве Украины понятия «качество» и «безопасность» практически отождествляются. Проследить это можно по формулировкам статьи 1 Закона Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции». Традиционным для системы, контролировавшей качество продукции в прежние времена, было то, что требования и по качеству, и по безопасности продукции включались в стандарт, который разрабатывался на каждый вид продукции. Соответственно, стандарты становились обязательными к использованию.
Европейский Союз, как и ВТО, подходит к роли стандартов по-другому: стандарты не являются обязательными (кроме случаев, когда специально определено обязательное использование стандарта), поскольку не содержат критериев безопасности. Вместе с тем критерии качества могут в них содержаться. При этом система разработки, утверждения, применения стандартов и вопросы сертификации, аккредитации органов управления регулируются очень детально, используя принцип контроля и баланса между участниками системы, а также принцип недопущения конфликтов интересов.
В настоящее время идет работа по созданию новой правовой базы по принципу принятого в ЕС «горизонтального» правового регулирования, что означает следующее: каждый отдельный продукт не подлежит регулированию, относительно него не разрабатывается стандарт. Вместе с тем утверждаются общие требования ко всей продукции без определения требования к конкретным видам, насколько это возможно технически. Постепенно работа над изменением такой документации идет и на Украине. Однако есть примеры, когда все же остается регулирование по видам продукции.
Примером такого регулирования являются Регламенты ЕС № 852/2004 относительно гигиены пищевых продуктов, № 853/2004 относительно гигиены продуктов животного происхождения, № 882/2004 относительно организации официального контроля пищевых продуктов животного происхождения, предназначенных для потребления человеком и пр.
В дополнение к этому в законодательстве ЕС используют две взаимосвязанные концепции: о безопасности продукции и о дефектности продукции. Первая отображена в Директиве ЕС № 2001/95/ЕС («On general product safety»), а вторая — в Директиве № 85/374/ЕЕС «Об ответственности за дефектную продукцию» («On liability for defective products»).
Смысл концепций таков: продукция должна быть безопасной. Если она таковой не является, то ее следует изымать с рынка. В то же время если продукция не была изъята, но причинила вред потребителям, она является дефектной, соответственно, есть повод предъявлять имущественные претензии продавцу и производителю. Для этого нужно доказать причинно-следственную связь между размещением товара на рынке и причиненным вредом. В таком случае наличие стандартов не является причиной неприменения ответственности, в отличие от того, что часто можно прослеживать в правоприменительной практике Украины.
Украине предстоит внести существенные изменения в законодательство относительно безопасности пищевой продукции. А предприятиям-производителям, экспортерам сейчас нужно готовиться к изменениям. Некоторые уже это успешно делают. Так, Украина экспортирует значительную часть зерна, подсолнечного масла, меда, мясо птицы в Европу. Очевидно, такие экспортеры ознакомлены с требованиями европейского рынка. Но для того, чтобы наращивать экспортный потенциал, следует основательно изучить основные требования законодательства ЕС в сфере контроля безопасности продукции.
Мы осветили только некоторые проблемы сферы переработки и экспорта пищевой продукции, но есть целый ряд познавательных и важных аспектов гармонизации законодательства Украины с требованиями ЕС. Юристам следует разобраться в них и предлагать решения для своих клиентов. Что касается потенциальных экспортеров в европейские страны и производителей продукции, то им следует внедрять технологии и процессы, которые соответствуют концепциям ЕС.
В связи с этим юристам сферы аграрного права и пищевой промышленности предстоит немало работы.
ПОЛИВОДСКИЙ Александр — партнер ЮФ «София», г. Киев
Сергей РЫМАР,
советникАК «Правочин», адвокат
Как следует из пояснительной записки, целью принятия законопроекта является перераспределение функций и полномочий между контролирующими органами. В то же время проектом также вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях Украины и Уголовный кодекс (УК) Украины, что имеет очень отдаленную и весьма туманную связь с задекларированной авторами целью. Таким образом, внутренняя противоречивость законопроекта очевидна.
Что касается предлагаемых изменений в УК Украины, то считаем их неоправданными, по крайней мере в той редакции, в которой они поступили в парламент. Так, предложено дополнить существующую статью 227 УК Украины, которой установлено наказание за преднамеренное введение в обращение на рынки Украины небезопасной продукции, словами «кроме продуктов питания». В то же время Кодекс предлагают дополнить статьей 3251 «Обращение опасных пищевых продуктов». Анализ диспозиции этой статьи указывает, что необходимым и исключительным квалифицирующим признаком является наличие у потерпевшего ущерба здоровью, нанесенного употреблением таких пищевых продуктов. Таким образом, с одной стороны, имеем неоправданную гуманизацию преступлений в сфере безопасности пищевых продуктов, а с другой — привлечение к ответственности при наличии последствий, но без необходимости установления умысла у лица, которое привлекается к ответственности, что само по себе относит такие преступления к разряду совершенных по неосторожности, но в таком случае безальтернативная санкция (от пяти до десяти лет лишения свободы), установленная частью 3 статьи 3251 является неоправданно строгой.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…