Пиратству – net — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Пиратству – net

Рубрика Конспект
О том, как защитить авторские права в виртуальной реальности и эффективно противостоять пиратству в сети интернет, рассказали преподаватели школы интеллектуальной собственности LHS

С развитием сети интернет вопрос защиты авторского права приобрел новую актуальность. Преподаватели Школы интеллектуальной собственности образовательной платформы Legal High School (LHS) рассмотрели различные аспекты применения авторского права и смежных прав в интернетэпоху, дали практические советы по защите от сетевых пиратов и компенсации ущерба, полученного вследствие незаконного использования объектов авторского права в сети.

Определить плагиат

Модуль «Личные имущественные и неимущественные права автора» начался с лекции судебного эксперта, патентного поверенного, заместителя руководителя Центра экспертных исследований НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины Екатерины Соповой на тему «Плагиат: факторы, учитываемые при выявлении нарушений авторских прав».

Понятие «плагиат» поразному воспринимается в научных кругах и среди тех, кто подает иск о нарушении авторских прав, отметила Екатерина Сопова. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» определяет плагиат как обнародование (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющегося автором этого произведения. Таким образом, главные признаки плагиата — обнародование произведения и присвоение авторства, подчеркнула спикер.

Для определения наличия плагиата как одного из видов нарушения авторских прав необходимо установить причинную связь между заимствованным и оригинальным произведением, поскольку произведения могут быть созданы авторами самостоятельно, независимо друг от друга. Совпадение определенных фрагментов произведений может естественно вытекать из единых источников, которыми пользовались оба автора во время работы над своими произведениями.

Виртуальное право

Юлия Семений, партнер Asters, рассказала о практике нарушения авторского права в виртуальной реальности. Что же является виртуальной реальностью? По мнению лектора, это реальность, которая создается с помощью технологий. Так, в широком смысле, виртуальная реальность — это иллюзия действительности, создаваемая с помощью компьютерных систем, обеспечивающих зрительные, звуковые и другие ощущения.

Ключевой момент в том, что такая реальность не всегда создается предвиденным путем. Обычно под виртуальной реальностью подразумевают компьютерные игры.

В данном случае, как и у нас, так и в США применяется авторское право на компьютерные программы.

Теоретически, в отдельных случаях, виртуальную реальность можно было бы рассматривать как аудиовизуальное произведение, однако такому утверждению препятствует отсутствие заранее установленного сценария.

Доказательство в сети

Порядку защиты авторского права и смежных прав была посвящена лекция управляющего партнера АО Berylstone Владислава Белоцкого. По словам лектора, такой порядок определен в статье 51 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», согласно которой защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством.

Лектор ознакомил слушателей со способами доказывания нарушения прав в интернете. В частности, скриншот интернетстраницы может служить доказательством нарушения для суда лишь в случае отсутствия возражений оппонентов. Также украинское законодательство о нотариате не предусматривает опции фиксирования содержания вебстраницы. Еще одним способом фиксации нарушений авторского права и смежных прав является использование вебархивов.

По словам лектора, суды принимают как доказательство и протокол осмотра вебстраницы на основании права адвоката собирать сведения в соответствии со статьей 20 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Начислить компенсацию

О факторах, влияющих на размер компенсации за нарушение авторских прав, рассказала слушателям LHS Виктория Сопильняк, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова». Лектор напомнила, что компенсация — это средство ответственности за нарушение авторского права и смежных прав, применяемое вместо возмещения убытков или взыскания дохода. По словам гжи Сопильняк, изза сложности доказывания убытков, причиненных нарушением авторского права, механизм компенсации применяется чаще. Уменьшить размер компенсации ниже минимально установленной законом (десять минимальных заработных плат) невозможно, хотя такие попытки и были, а вот увеличить ее размер суд может — в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Определение размера компенсации зависит от нескольких факторов. В частности, при определении компенсации, которая должна быть выплачена вместо возмещения убытков или взыскания дохода, суд обязан определить размер компенсации, учитывая объем нарушения и (или) намерения ответчика.

Как подчеркнула лектор, компенсация подлежит выплате в случае доказательства факта нарушения имущественных прав субъекта авторского права и/или смежных прав, а не размера причиненных убытков. Для удовлетворения требования о выплате компенсации достаточно наличия доказательств совершения лицом действий, которые признаются нарушением авторского права и/или смежных прав, а размер убытков субъект такого права доказывать не обязан.

Коллизии взыскания

Какие коллизии возникают при взыскании компенсации за нарушение авторского права и смежных прав? Этот вопрос раскрыла Анна Бондаренко, судья Хозяйственного суда гКиева. Лектор отметила, что компенсация не является убытками, а представляет собой отдельный вид гражданскоправовых отношений. Проблемным вопросом определения размера компенсации, по мнению спикера, является установление момента совершения нарушения. Анна Бондаренко подчеркнула важность этого вопроса, ведь с 22 июля 2018 года, когда вступил в силу Закон Украины «Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав», изменено положение закона об определении размера компенсации. То есть если нарушение произошло после этой даты, применяется новая норма.

Проблемным моментом при определении размера компенсации является применение для ее расчета минимальной заработной платы или прожиточного минимума. Сейчас существует разная практика, потому что согласно недавним изменениям законодательства минимальная заработная плата не всегда применяется для расчета заработной платы и других выплат. Верховный Суд отметил, что компенсация за нарушение авторского права относится к таким выплатам, поэтому для расчета размера компенсации следует исходить из размера прожиточного минимума, установленного наянваря текущего года.

Анна Бондаренко советует слушателям LHS при определении компенсации руководствоваться положениями постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины  12 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности» от 17 октября 2012 года, в котором, в частности, говорится, что размер причиненных убытков не должен доказываться (однако размер доказанных убытков следует учитывать при определении размера компенсации).

Пиратству — бой

Эффективные стратегии борьбы с онлайнпиратством и практику блокирования контента представил слушателям LHS Богдан Дучак, соучредитель и партнер Axon Partners. Говоря о технических аспектах поиска нарушителя авторских прав в сети интернет, лектор отметил, что важно определить, где находится контент, нарушающий авторское право, и кто за него отвечает: владелец сайта, хостингпровайдер или пользователь сайта.

Рассматривая юридический аспект поиска нарушителя авторского права, Богдан Дучак указал, что порядок прекращения нарушений авторского права и (или) смежных прав с использованием сети интернет применяется в отношении аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений, компьютерных программ, видеограмм, фонограмм, передач (программ) организаций вещания только через посредничество адвоката. Эта норма позволяет сократить круг лиц, имеющих право подавать требование об изъятии контента, а привлечение адвоката к тому же позволяет подтвердить право правообладателя на такое требование.

Для защиты своих авторских прав в сети интернет Богдан Дучак советует писать претензии и жалобы непосредственно владельцам сайтовнарушителей, а лучше — по процедуре, установленной DMCA (Digital Millennium Copyright Act) к поисковой системе Google, что позволяет скрыть из результатов поиска сайт с пиратским контентом, и обращаться в суд за защитой авторских прав.

Альтернативным способом защиты выступает возможность технической блокировки пиратского контента, которая действует на платформе YouTube или Facebook. Эффективным противодействием пиратству является также создание легальной возможности скачивать контент из сети, платя за это умеренные средства.

Использовать прецедент

Прецедентные судебные решения в области защиты авторского права и смежных прав в сети интернет стали темой лекции Татьяны Харебавы, руководителя юридического департамента Sport Labs Group. Она рассмотрела вопросы защиты авторских прав на примере конкретных судебных дел, решения по которым можно считать модельными для сферы защиты авторского права и смежных прав в сети интернет.

В частности, исковые требования в одном из дел были мотивированы нарушением ответчиком имущественных авторских прав истца путем незаконного использования музыкального произведения в формате контента на сайте.

Второе дело касалось цитирования музыкальных произведений. Исковые требования были мотивированы неправомерным (без предоставления соответствующего разрешения) включением ответчиком в телепередачу музыкальных произведений, ее размещением и доведением до всеобщего сведения на официальном интернетсайте ответчика.

Следующий пример — спор, возникший из договора о дизайне сайта. Исковые требования мотивированы неправомерным (без предоставления соответствующего разрешения) использованием ответчиком произведения изобразительного искусства (дизайна и айдентики вебсайта).

Лектор ознакомила слушателей и с международным опытом в сфере защиты авторского права. Например, австралийская компания была владельцем сайта, который обеспечивал гиперссылки на файлы формата MP3 на другие вебсайты, содержащие пиратский материал. Использование данных этого сайта было бесплатным, но нарушитель получал доход от размещения рекламы на нем.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA