Много энергетических компаний, учитывая сложившиеся обстоятельства, взяли паузу и до сих пор однозначно не знают, что делать в этой сложной ситуации. Но времени для принятия решений остается все меньше. Если компании хотят продолжить ведение бизнеса или хотя бы сохранить активы, необходимо принимать надлежащие меры правовой защиты, реструктуризировать бизнес и т.п. Ряд инвесторов всерьез рассматривают возможность обращения в инвестиционный арбитраж против России или даже Украины за нарушения государственных гарантий по защите инвестиций. В последнее время также заметен спрос на услуги по представительству в уголовных производствах и противодействию рейдерским захватам предприятий.
Повлияла обстановка в стране и на государственную политику в сфере энергетики. Так, в связи с дефицитом бюджета Украина задумывается об отмене тех преференций, которые ранее гарантировала инвесторам, работающим в сфере возобновляемой энергетики. Правительство вынуждено пересматривать тарифы на коммунальные услуги, поскольку государство больше не в состоянии субсидировать население и искусственно сдерживать рост цен на энергоносители. Выходом из ситуации Украина видит энергосбережение и повышение энергоэффективности.
Распоряжением № 902-р Кабинет Министров Украины утвердил Национальный план действий по возобновляемой энергетике, согласно которому доля электроэнергии, произведенной в Украине с помощью возобновляемых источников, должна составить до 2020 года в общем энергопотреблении не менее 11 %. Тем самым Украина еще раз подтвердила свои намерения по увеличению доли возобновляемых источников энергии и с этой целью будет всячески способствовать привлечению инвесторов и введению в эксплуатацию новых мощностей.
Что же касается солнечной энергии, необходимо учитывать распоряжение «Об усовершенствовании системы расчетов за электроэнергию из альтернативных источников энергии» от 18 июня 2014 года № 589-р, которым Кабинет Министров Украины рекомендовал НКРЭ при расчете «зеленого» тарифа для солнечных электростанций снизить коэффициент пикового времени с 1,8 до 1,01. По состоянию на сегодня данная рекомендация не была принята во внимание, но если НКРЭ все же примет решение о снижении тарифа для инвесторов, которые уже получили «зеленый» тариф, это приведет к нарушению гарантии, предусмотренной Законом Украины «Об электроэнергетике». Так, законодатель гарантировал, что изменение законодательства о стимулировании производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии не должно касаться тех объектов электроэнергетики, которые уже введены в эксплуатацию. Если права инвестора все-таки будут нарушены, то он сможет прибегнуть для защиты своих интересов как к национальным, так и к международных способам: обратиться в Европейский суд по правам человека, а также обжаловать действия Украины путем обращения в инвестиционный арбитраж на основе Договора к Энергетической хартии и межправительственных дву-/многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций.
Еще одним событием, которое вызвало массу обсуждений, стало обращение в октябре 2014 года Секретариата Энергетического сообщества к Украине с открытым письмом, в котором орган высказал свои предварительные выводы о том, что требование «местной составляющей», предусмотренное украинским Законом «Об электроэнергетике», противоречит Директиве 2009/28/ЕС по возобновляемой энергии, а также статье 7 Договора об учреждении Энергетического сообщества, которая устанавливает, что «любые дискриминационные действия в рамках настоящего Договора являются запрещенными». Тем самым Энергетическое сообщество инициировало предварительную процедуру разбирательства относительно Украины. Говоря о потенциальных санкциях, которые могут быть применены к Украине в случае подтверждения факта нарушения, необходимо отметить, что Энергетическое сообщество после разбирательства может принять в отношении нарушителя санкции, предусмотренные статьей 92 Договора: приостановить право голоса, право посещать заседания или право применять механизмы, предоставленные Договором. Стоит отметить, что в данном деле не столь существенна серьезность санкций, сколько дальнейшее поведение Украины и готовность к диалогу с Энергетическим сообществом, так как Украина продемонстрирует, насколько важна для нее репутация среди европейских стран и насколько приоритетным для нее является интеграция в европейское энергетическое пространство. Особенно актуален этот вопрос на фоне острой необходимости Украины в диверсификации поставок газа и усилении собственной энергетической независимости.
Также в контексте исполнения своих обязательств перед Международным валютным фондом Украина в 2014 году уже начала приводить тарифы на жилищно-коммунальные услуги к рыночным показателям, а именно — в разной степени повысились цены на все энергоносители. Для украинцев остро стал вопрос энергоэффективности, особенно в бюджетной сфере. В сложившейся ситуации есть все шансы, что в ближайшее время будет принято необходимое законодательство для деятельности энергосервисных компаний (ЭСКО) в бюджетных учреждениях. Речь идет об энергосервисных контрактах, на основании которых ЭСКО реализовывает энергоэффективные мероприятия на объектах заказчика в обмен на долю экономии, получаемой в результате реализации этих мероприятий в течение срока контракта. Так, еще в 2013 году зарегистрированы два разных пакета законопроектов, регулирующие данный вопрос. Документы создают правовую основу закупки энергосервисных услуг, решают проблему финансирования энергоэффективных мероприятий за счет сэкономленных средств на оплату коммунальных услуг, а также вопрос гарантии оплаты услуг ЭСКО на протяжении всего срока энергосервисного контракта. Отметим, что у ряда украинских банков предусматриваются специализированные кредитные линии под цели повышения энергоэффективности. Также специальные программы для экономического стимулирования проектов по энергосбережению есть у международных организаций, таких как Eвропейский Банк Реконструкции и Развития, Всемирный Банк, Северная Финансовая Экологическая Корпорация и другие.
Другим нормативным актом, стимулирующим инвесторов вкладывать средства в энергоэффективность, является постановление Кабинета Министров Украины «О стимулировании замещения природного газа в сфере теплоснабжения» от 9 июля 2014 года № 293. Документ предусматривает определенный механизм компенсации из государственного бюджета при производстве тепловой энергии для населения на теплогенерирующих установках с использованием любых видов топлива и энергии, кроме природного газа. Таким образом, данное постановление дает возможность инвестору заработать на замещении природного газа, тем самым стимулируя более широкое использование других источников энергии, как, например, биомассы.
В целом стоит отметить, что помимо проблем в сфере энергоэффективности, с которыми столкнулась Украина, насущным вопросом остается реформирование рынка электроэнергии. Так, согласно плану, до 1 января 2015 года Кабинет Министров должен утвердить такие комплексные документы, как план развития объединенной энергосистемы Украины, Кодекс электрических сетей. Кроме того, сейчас ведется работа над анализом законопроекта «О рынке природного газа», который подготовил Секретариат Энергетического сообщества.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…