В последние несколько лет все чаще можно слышать о различных трудностях, с которыми сталкивается авиационная отрасль. Помимо проблем, связанных с банкротством авиакомпаний, многие другие вопросы остаются нерешенными. В частности, к таковым относятся модернизация авиапарка, авиационный лизинг, развитие здоровой конкуренции на рынке, назначения на международные маршруты и код-шеринг, налоговые и таможенные вопросы, репутация авиаперевозчиков и др.
Так, большинство этих вопросов, а также перспективы развития авиационной отрасли 27 марта с.г. обсудили ведущие эксперты в рамках круглого стола «Коммерческая авиация: международный опыт и украинские реалии». Мероприятие, организованное при поддержке юридических фирм «Астерс» и «Ильяшев и Партнеры», стало хорошей платформой для профессионального делового общения участников авиационного рынка.
Одной из насущных и часто обсуждаемых тем в этой сфере является адаптация национального законодательства к нормативной базе Европейского Союза. Основные направления деятельности Государственной авиационной службы Украины в авиационной отрасли в процессе такой адаптации раскрыл первый заместитель председателя службы Александр Гречко.
Он отметил, что Государственная авиационная служба принимает соответствующие нормативные документы в определенной последовательности, поскольку принятие всех необходимых правил сразу может привести к фактической остановке авиационной отрасли.
«Считаю, что мы идем правильным путем, но особого желания авиакомпаний и аэропортов, различных ведомств к адаптации не наблюдается. Более того, замедляют этот процесс бюрократия и недоверие», — резюмировал г-н Гречко.
Об основных аспектах банкротства авиакомпаний рассказал старший партнер, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. В большей степени он остановился на проблемах банкротства «Аэросвита». Так, по его мнению, собственники компании не смогли защититься от требований иностранных кредиторов, поскольку мораторий на взыскание долгов, принятый в рамках процедуры банкротства, распространяется только на территорию Украины. «Для того чтобы осуществить такую защиту, необходимо пройти процедуру признания решения суда о банкротстве за рубежом. Но сделать это не так-то просто. И именно поэтому «Аэросвит» прекратил совершать рейсы в ряд стран», — отметил он.
Также г-н Марченко ознакомил участников с алгоритмом решения проблемы банкротства. Он подчеркнул, что выходом из ситуации является проведение проверки финансовой деятельности компании. В частности, необходимо установить истинную причину неплатежеспособности, поскольку ситуация, когда активы компании в несколько раз превышают пассивы, ненормальная.
Как считает Роман Марченко, сложность состоит в том, что руководители различных госструктур и ведомств не хотят прислушиваться к мнению независимых экспертов и специалистов, которые могут предложить оптимальные пути решения проблемы.
Кроме того, г-н Марченко подчеркнул, что пока не будет реальной и свободной конкуренции в авиационной отрасли, время от времени мы сможем наблюдать банкротство авиакомпаний.
В свою очередь юрисконсульт ООО «Авиалинии Визз Эйр Украина» Алексей Бурчевский рассказал участникам о проблемах и перспективах low-cost на украинском рынке. Он обратил внимание на несовершенство регуляторных актов, что является сдерживающим фактором в развитии такой сферы авиаперевозок.
Среди других вопросов, требующих решения, он назвал жесткие ограничения перевозок пассажиров. В частности, Правила перевозки пассажиров и багажа детально прописаны, но не всегда сопоставимы с моделью low-cost. Еще одной проблемой является действующая система двухсторонних договоров. По мнению г-на Бурчевского, бюджетная модель авиаперевозок может процветать и там, где существует открытое небо либо большая территория внутренних перевозок.
Тему лизинга воздушных судов затронул юрист ЮФ «Астерс» Алексей Демьяненко. В частности, он отметил, что сегодня практически все этапы заключения лизинговых сделок фактически происходят в ручном режиме, поскольку после ратификации Кейптаунской конвенции отечественное законодательство еще не прошло полную адаптацию к ее положениям. В первую очередь это касается вопросов регистрации имущественных прав на лизинговые суда и регистрации полномочий на экспорт воздушных судов.
Участникам круглого стола также представилась возможность ознакомиться с вопросами таможенного урегулирования и налогообложения импорта/экспорта воздушных судов и их запчастей, развития отечественного авиапрома, с репутационными рисками авиаперевозчиков.
Арсений ГЕРАСЫМИВ,
юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Прошедший год ознаменован некой турбулентностью в авиационной отрасли как в мире, так и на Украине. Основные причины такой ситуации — глобальный экономический кризис, кризис Еврозоны, повышение цен на нефтепродукты, глобальная рецессия, региональная нестабильность и военные конфликты.
Указанные факторы способствовали изменениям на рынке авиаперевозок, главными тенденциями которого стали процессы глобализации, слияний и поглощений авиакомпаний, например, компании Wind Jet, Blue Panorama Airlines были поглощены Alitalia. Увеличилось количество бюджетных авиакомпаний (low-cost). Ряд европейских авиаперевозчиков, таких как Spanair, Czech Connect, Malev, OLT Express, потерпели банкротство, возникли финансовые сложности в авиакомпании SAS. В то же время азиатские компании, в частности китайские, усилили свои позиции на мировом рынке.
На Украине изменения на рынке авиаперевозок ознаменованы банкротством компаний «АэроСвит» и «Донбассаэро». Более того, «группа Коломойского» пошла по пути банкротства своих шведских компаний Skyways Express AB, City Airline AB. Если говорить о причинах данного банкротства, то поиском последних и выяснением обстоятельств, на мой взгляд, должны заниматься правоохранительные органы. Сомнительно, что банкротство этих компаний имеет объективную причину.
Данная ситуация наглядно демонстрирует отсутствие здоровой конкуренции на рынке авиаперевозок. Исправить ситуацию или хотя бы улучшить ее могло бы присоединение Украины к соглашению с ЕС об открытом небе. Ведь данное соглашение предусматривает не просто доступ европейских перевозчиков на авиационный рынок Украины, а украинских — на рынок Европейского Союза, но и имплементацию ряда норм Европейского Союза в части прав пассажиров, безопасности полетов, а также честной конкуренции.
Основными мировыми тенденциями авиационного права являются усиление безопасности полетов, вопросы влияния изменения климата на рынок авиационных перевозок, адаптация международных конвенций к реалиям авиационного рынка.
Вадим САМОЙЛЕНКО,
партнер ЮФ «Астерс», руководитель группы авиационного права
Следует признать, что, несмотря на все усилия нашего законодателя, принявшего относительно новый и довольно прогрессивный Воздушный кодекс Украины, значительные усилия Госавиаслужбы, развивающей нормативную базу, остается достаточно проблем в плоскости нормативного регулирования, которые, на наш взгляд, требуют быстрого и правильного решения.
В частности, к таким актуальным проблемам относятся вопросы назначения авиакомпаний на международные авиалинии, код-шеринговые соглашения, полная имплементация и правильное применение Кейптаунской конвенции, которая действительно создает серьезные гарантии для участников авиационного рынка.
В свете последних событий, произошедших в авиационной отрасли, всем стало понятно, что вопрос назначений на авиалинии нуждается в совершенствовании и серьезной детализации. Так, положения Воздушного кодекса Украины чрезвычайно размытые, нечеткие и не дают понятия о процедуре и критериях отбора авиакомпаний в назначении на авиалинии.
Кроме того, Положение о назначенном авиапредприятии со стороны Украины на эксплуатацию международной воздушной линии не предусматривает критерии выбора авиаперевозчика, если на одну авиалинию подано несколько заявок, процедуру рассмотрения лицензионной комиссией заявлений предприятий о таком назначении.
Необходимо установить четкую процедуру, когда назначения на эксплуатацию международных авиалиний будут проходить на конкурсной основе с подачей серьезного пакета документов. Причем в таких назначениях не должно быть исключений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…