События в парламенте 16 сентября с.г. долго будут влиять на дальнейшую судьбу отечественного нотариата. В тот день на рассмотрение парламента были вынесены несколько законопроектов, касающихся внесения точечных изменений в Закон Украины «О нотариате». Но все они были сняты с рассмотрения (при условии дальнейшего учтения их положений) в пользу одного — правительственного законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» № 1425, который представляет собой «малую реформу нотариата». Основные задачи, которые призван решить данный законопроект: уравнение в правах частнопрактикующих нотариусов и государственных; повышение квалификационных требований к кандидатам в нотариусы и изменение процедуры приобретения статуса нотариуса; ужесточение дисциплины нотариусов. Председатель Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики Сергей Мищенко во время своего выступления в парламенте напомнил об истории работы над всеми проектами, предусматривающими реформирование нотариата. Так, он подтвердил, что ко второму чтению будут вынесены на рассмотрение предложения рабочей группы, в том числе положения касательно: организации и контроля за частной и государственной нотариальной деятельностью, требований к рабочему месту частного нотариуса, печати частного нотариуса, порядка и оснований приостановления и прекращения нотариальной деятельности частного нотариуса, проверки организации нотариальной деятельности нотариуса и исполнения им правил нотариального делопроизводства. Эта работа должна была проводиться в течение двух недель, то есть на момент выхода в свет этого номера «Юридической практики» в парламенте будет согласованный совместный законопроект. Отталкиваясь от задач, определенных министром юстиции, попробуем проанализировать, что же было принято в первом чтении и что необходимо исправить (и, возможно, будет исправлено) при втором.
Был нотариат государственный, а стал…
Итак, законопроект предусматривает уравнивание нотариусов в части совершения ими нотариальных действий. Обсуждая в парламенте этот законопроект, народный депутат и соавтор одного из законопроектов, реформирующих нотариат, Ирина Бережная отметила следующее: наделение одинаковой компетенцией государственных и частных нотариусов не решает проблему реформирования системы нотариальных органов и перехода к системе единого нотариата, а порядок наделения равной компетенцией является слишком усложненным и ставит нотариусов в зависимость от чиновников, что может создать почву для коррупции.
Заключительные положения данного законопроекта явно нуждаются в доработке. Минюст планирует широкомасштабную приемную кампанию. Частнопрактикующие нотариусы смогут заниматься оформлением наследства только после обязательной сдачи специального экзамена, и пока этот этап не будет пройден, деятельность нотариуса приостанавливается. Этот же экзамен грозит и государственным нотариусам, если они получили свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью менее чем за 3 года до вступления в силу сего закона или тем, которые проработали, скажем, по 10—20 лет в государственном нотариате и пару лет назад перешли в частный нотариат. Стоит напомнить, что для получения свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью все, и частные, и государственные (в будущем), сдавали одинаковый экзамен. Понятно, что определенное время частные нотариусы не сталкивались с оформлением наследства, поэтому выход из такой ситуации предлагает председатель секции нотариусов, член правления Ассоциации юристов Украины, частный нотариус Владимир Марченко. Минюст должен разработать Методические рекомендации по оформлению наследства, привлечь к этому судей Верховного Суда Украины (это обеспечило бы соответствие рекомендаций постановлениям Пленума ВСУ), ученых и нотариусов-практиков. Эти рекомендации помогли бы и государственным нотариусам, поскольку необходимость определения единой и правильной практики существует давно. После того, как были бы разработаны Методические рекомендации, частные нотариусы прошли бы курсы повышения квалификации.
На момент вступления в силу данного законопроекта государственные нотариусы, которые решат зарегистрировать частную нотариальную деятельность в случае ликвидации государственной нотариальной конторы, будут иметь преимущественное право на аренду помещений, пребывающих в государственной или коммунальной собственности. Отметим, что процедуры ликвидации госнотконторы проект не предусматривает, каким образом она будет происходить — ясно Минюсту, который, скорее всего, и утвердит соответствующий порядок. Все же некоторые моменты ликвидации госнотконтор стоило бы указать в законе. Так, можно смоделировать ситуацию: государственные нотариусы решили стать частными и планируют работать в своем старом помещении госнотконторы, но в процессе их регистрации как частных нотариусов в их госнотконтору направляются другие государственные нотариусы.
Отдельным и нерешенным вопросом стоят нотариальные архивы, они переполнены и новых помещений для них практически нет. Если из государственного нотариата нотариусы будут переходить в частный, что делать с архивами? Также абсолютно не понятна процедура открытия наследства при условии, что этим занимаются все нотариусы округа, не определяется, кто ведет наследственные дела. Так, г-н Марченко предлагает установить в законе определенный порядок: согласно электронному реестру наследственных дел и завещаний — кто первый завел запись (в соответствии с округом), тот и работает дальше с этим делом. Причем, как отмечает г-н Марченко, если все уже заведенные наследственные дела так и останутся в госнотконторах (в законопроекте иного не предусмотрено), то уравнение нотариусов в их полномочиях не приведет к декларируемым целям — уменьшению очередей в государственных нотариальных конторах. По крайней мере, очереди сохранятся еще энное количество лет.
Экзаменов будет больше
Согласно проекту, возвращается система допуска к нотариальной деятельности через два экзамена и стажировку. Положения законопроекта относительно возможности обжалования решений квалификационной комиссии нотариата весьма интересны. Так, решения квалифкомиссии, которые она принимает при приеме квалифэкзаменов на право на занятие нотариальной деятельностью, могут быть обжалованы в Высшую квалификационную комиссию нотариата, а решения квалифкомиссии нотариата о признании обоснованной жалобы, связанной с исполнением профессиональных обязанностей нотариуса, и о признании безосновательным отказа нотариуса в осуществлении нотариального действия могут быть обжалованы также в суде. Следовательно, решение по квалификационному экзамену обжаловать в суде, согласно проекту, невозможно. Но есть решения, которые вообще обжалованию не подлежат ни в квалифкомиссии, ни в суде. Это решения о допуске (или недопуске) к сдаче экзамена на право пройти стажировку и о допуске (или недопуске) к сдаче квалификационного экзамена, а также решения, принимаемые при приеме экзаменов на право пройти стажировку.
Дисциплина
Также во время выступления в парламенте серьезные замечания со стороны гжи Бережной вызывали предложения об утверждении правовой конструкции приостановления и прекращения частной нотариальной деятельности. К сожалению, игнорируется тот факт, что, осуществляя контроль за профессиональной деятельностью, органы юстиции не должны вмешиваться в процесс осуществления нотариальных действий, отмечает г-жа Бережная. Действительно, необходимо максимально разграничить компетенцию, а именно: Минюст занимается административной стороной работы нотариусов (устанавливает требования к рабочему месту, сейфу, решеткам, сигнализации и архивам), а правильность нотариальных действий оспаривается только в суде.
Статья 291 предусматривает возможность приостановления частной нотариальной деятельности по нескольким причинам, в том числе и в случаях, предусмотренных законодательством. Стоило бы четко ограничить круг оснований, по которым может быть приостановлена нотариальная деятельность. В случае внесения представления об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью частная нотариальная деятельность приостанавливается до решения вопроса по сути, но не более чем на 6 месяцев. В научной среде бытует мнение, что приостановление деятельности нотариуса не может быть административной санкцией, нельзя применять такого рода наказание. Но закрепление института приостановления нотариальной деятельности в законе является мечтой министерства, а за «осуществлением мечты» возникает ряд вопросов: кто будет содержать персонал и помещение частной нотариальной конторы во время приостановления деятельности, чем зарабатывать на хлеб нотариусу в это время и сколько неудобств это причинит лицам, которых обслуживает этот нотариус?
Есть еще несколько замечаний по поводу законопроекта, которые, к сожалению, не в состоянии вместить в себя статья в газете. Например, зачем нотариусам оставлять у себя ксерокопии паспорта по любому нотариальному действию, как это защитит нотариуса и граждан Украины?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…