В последнее время рынок телекоммуникационных услуг развивается стремительными темпами. Операторы и провайдеры телекоммуникаций в условиях жесткой конкуренции вынуждены внедрять новые услуги, виды и порядок предоставления которых до недавнего времени не были предусмотрены законодательством.
Процесс реформирования законодательства в сфере телекоммуникаций начался с принятием 18 ноября 2003 года Закона Украины «О телекоммуникациях» (Закон). Очевидно, что одного закона недостаточно для того, чтобы урегулировать все вопросы отрасли — он должен сопровождаться рядом подзаконных нормативно-правовых актов. Именно поэтому Закон в главе ХVI «Заключительные положения» возлагает на Кабинет Министров Украины обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления Закона в силу привести в соответствие с ним свои нормативно-правовые акты и разработать нормативно-правовые акты, предусмотренные Законом.
Одними из важнейших среди таких актов являются Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг (Правила). Постановлением Кабинета Министров Украины от 11 марта 2004 года № 315 главным разработчиком Правил был назначен Государственный комитет связи и информатизации Украины. При непосредственном участии ведущих операторов и провайдеров телекоммуникаций Украины проект Правил разработан и направлен на согласование в соответствующие министерства и ведомства.
Правила состоят из двух частей — общей и посвященной описанию порядка предоставления конкретных телекоммуникационных услуг (как общедоступных, так и услуг, не являющихся универсальными).
В общей части даны определения основных терминов, встречающихся в Правилах, регламентировано предоставление телекоммуникационных услуг, определены главные для операторов, провайдеров и потребителей права и обязанности.
Закон дает определение только общедоступным (универсальным) телекоммуникационным услугам, подразумевая, что существуют также и неуниверсальные. Правила же предусматривают термин «необщедоступные (иные) телекоммуникационные услуги», то есть услуги, предоставляемые по заказу потребителя и при наличии у оператора, провайдера технической возможности. Само понятие технической возможности также определяется в Правилах.
В данном документе установлен и принцип разделения телекоммуникационных услуг на основные и дополнительные. Перечень основных услуг, то есть минимальный набор сервисов, предоставляемый потребителю при заказе конкретной телекоммуникационной услуги, определен в каждом разделе второй части Правил. Виды дополнительных услуг определяются каждым оператором исходя из его технических возможностей.
На сегодня порождающей немало дискуссий проблемой для операторов, провайдеров, предоставляющих предоплаченные телекоммуникационные услуги, стала реализация права потребителя на возврат последнему неиспользованной части средств в случае отказа от таких предоплаченных услуг. Пункт 10 статьи 32 Закона устанавливает, что случаи и порядок возврата определяются Правилами. В настоящее время, ввиду отсутствия Правил, порядок возврата потребителю неиспользованной доли указанных средств каждый оператор, провайдер определяет самостоятельно. Правила также предоставляют операторам, провайдерам телекоммуникаций возможность самостоятельно, в соответствии с нормами законодательства, определять случаи и процедуру возврата средств при отказе потребителя от предоплаченных телекоммуникационных услуг.
Вторая часть Правил состоит из десяти разделов, описывающих порядок предоставления отдельных телекоммуникационных услуг (местной, междугородной и международной телефонной связи, телеграфной, мобильной связи, услуг передачи данных, доступа к Интернет, проводного радиовещания, доступа к программам вещания в телесетях, предоставления и получения в пользование каналов электросвязи, а также предоставления и получения в пользование каналов эфирного теле- и радиовещания).
Практически каждый раздел второй части Правил содержит существенные условия договора о предоставлении телекоммуникационных услуг определенного вида, дополнительные условия прекращения договора и прекращения предоставления телекоммуникационных услуг, дополнительные права и обязанности операторов, провайдеров и потребителей.
Предоставление услуг местной, междугородной и международной связи
Правила предоставления услуг местной связи, а также междугородной и международной связи были разработаны на основе действующих Правил пользования этими видами телефонной связи, утвержденных соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины, с учетом действующего законодательства, а также некоторых тенденций развития рынка телекоммуникационных услуг.
В частности, исходя из положений части 3 статьи 34 Закона, определяющих, что информация о потребителе и о телекоммуникационных услугах, полученных им, может распространяться в случаях и в порядке, предусмотренных законом, или при наличии письменного согласия потребителя, раздел Правил, посвященный услугам местной телефонной связи, предусматривает обязанность операторов согласовывать с абонентами размещение их номеров телефонов в информационно-справочных службах. Причем, согласно части 2 статьи 34 Закона, такое согласие абонента должно содержаться в договоре. В настоящее время на территории Украины функционирует множество информационно-справочных служб, базы данных которых формировались без наличия письменного согласия соответствующих абонентов. Учитывая необходимость приведения текущей ситуации в соответствие с нормами Закона, а также проблематичность получения согласия всех абонентов, номера телефонов которых присутствуют в базах данных информационно-справочных служб, Правила предлагают считать абонентов, до вступления в силу Правил не обратившихся письменно к соответствующему оператору относительно изъятия информации об их фамилии, имени, отчестве, адресе и номере телефона из базы данных информационно-справочных услуг, давшими согласие на обнародование их номера телефона.
С целью обеспечения права оператора на отключение конечного оборудования потребителя в случае, если такое оборудование не имеет документа о подтверждении соответствия, Правила обязывают потребителей уведомлять операторов о типе конечного оборудования, используемого для получения телекоммуникационных услуг, а в случае приобретения радиотелефонов — еще и регистрировать их у оператора.
Раздел Правил, посвященный предоставлению услуг местной связи, так же как и междугородной и международной связи, определяет четкие требования к содержанию счета за предоставленные телекоммуникационные услуги, а также устанавливает, что так называемая расшифровка телефонных разговоров предоставляется абоненту по его заявлению за отдельную плату, размер которой устанавливается оператором самостоятельно.
Предоставление услуг мобильной связи
Раздел Правил, посвященный этому вопросу, вызывает особый интерес, поскольку на сегодня порядок предоставления услуг мобильной связи законодательно не урегулирован и определяется самостоятельно каждым оператором мобильной связи. В данном разделе частично отражена действующая на данный момент практика деятельности операторов на рынке мобильной связи.
Так, определяется, что предоставление услуг мобильной связи начинается с момента вступления в силу договора или оплаты услуг, заказанных абонентом по предоплате. Такое положение Правил позволит снять спорные вопросы относительно начала начисления операторами абонентской платы, возникающие у абонентов, что вызывает многочисленные жалобы и, как следствие, проверки общества по защите прав потребителей.
Со вступлением в силу Закона потребители получили право отказаться от оплаты телекоммуникационных услуг, не заказанных ими, и больше всего действие этой нормы ощутили именно операторы мобильной связи. Между операторами и абонентами участились споры относительно оплаты полученных (фактически использованных), но не заказанных абонентами телекоммуникационных услуг. Все точки над «і» расставляет положение, предусматривающее, что фактическое получение абонентом той или иной услуги означает, что такая услуга была заказана абонентом.
С целью предупреждения случаев мошенничества недобросовестных абонентов в Правила включена норма, предусматривающая возможность отказать потребителю в заключении договора в случае наличия у оператора данных о задолженности потребителя, обратившегося за услугами, перед таким оператором за ранее предоставленные услуги мобильной связи или иные телекоммуникационные услуги.
В Правилах также предусматривается возможность заключения договоров о предоставлении услуг мобильной связи на срок, в течение которого отказ от услуг, предоставляемых согласно договору, в целом или в части, и одностороннее расторжение договора абонентом или оператором не допускаются, за исключением случаев невозможности исполнения договора, нарушения договорных обязательств стороной договора и иных случаев, предусмотренных законом или договором.
В случае если конечное оборудование или SIM-карточка были утеряны абонентом, украдены или выбыли из владения абонента другим образом, на абонента возлагается обязанность оплатить предоставленные оператором услуги мобильной связи, касающиеся использования такого оборудования или SIM-карточки до момента подачи оператору письменного заявления о прекращении обслуживания оборудования или SIM-карточки.
Также определяются четкие требования к содержанию счета за предоставленные услуги мобильной связи, порядок оплаты услуг, в том числе и услуг роуминга.
Услуги передачи данных и доступа к Интернет
В последнее время все больше операторов, провайдеров телекоммуникаций расширяют перечень предоставляемых телекоммуникационных услуг, дополняя его передачей данных. Предоставление этого вида услуг привлекательно тем, что они не подлежат лицензированию, а применяемые технологии позволяют обеспечивать достаточно высокое качество других телекоммуникационных услуг. Кроме того, для передачи данных могут использоваться как специальные сети, так и любые другие.
Раздел VIII Правил, посвященный порядку получения и предоставления услуг передачи данных, определяет перечень основных услуг передачи данных, существенные условия договора о предоставлении таких услуг, в том числе перечень точек доступа, в которых оператор, провайдер обязуется обеспечить предоставление абоненту услуги передачи данных, параметры основных услуг передачи данных (скорость такой передачи, режим работы оконечного оборудования, способ доступа к службе передачи данных в каждой точке доступа), показатели качества услуг передачи данных и др.
Много споров вызвал вопрос о необходимости определения в Правилах порядка предоставления услуг доступа к Интернет. Данный вид услуг в большинстве стран мира не подлежит государственному регулированию, а саму Глобальную сеть Интернет, по мнению некоторых провайдеров, нельзя считать только технической средой для предоставления определенных телекоммуникационных услуг. Тем не менее раздел о порядке предоставления услуг доступа к Интернет был включен в проект Правил.
В первую очередь интерес вызывает терминология раздела Правил, посвященного предоставлению услуг доступа к Интернет, а именно упоминание операторов доступа к Интернет. Ведущие провайдеры этой телекоммуникационной услуги при разработке раздела настаивали на том, что субъектами предоставления услуг доступа к Интернет могут быть только провайдеры. На мой взгляд, этот вопрос остается дискуссионным, поскольку виды операторов телекоммуникаций четко определены в статье 37 Закона, и среди них нет операторов доступа к Интернет.
Согласно Правилам, услуги доступа к Интернет заключаются в обеспечении доступа к Интернет и предоставляются в том виде, в котором они являются доступными на момент предоставления, при этом никаких гарантий по использованию услуг в конкретных целях не предоставляется.
Кроме того, в соответствии с Правилами, услуги доступа к Интернет делятся на услуги сеансного и постоянного доступа к Сети. При этом для предоставления постоянного доступа к Интернет оператор, провайдер должен зарегистрировать потребителя и предоставить ему сетевой идентификатор (IP-адрес).
Операторы, провайдеры, согласно Правилам, не имеют права контролировать содержание информации, передаваемой или принимаемой потребителями, и должны не допускать возможность такого контроля со стороны третьих лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Также предусматривается, что всю ответственность и риски за использование информационных ресурсов Интернет несет потребитель.
Правилами также установлена обязательность для операторов, провайдеров доступа к Интернет исполнения международных требований, изложенных в официальных стандартах Интернет.
Предоставление и получение в пользование каналов электросвязи
Если до принятия Закона лицензированию подлежала деятельность по предоставлению только междугородных каналов связи, то статья 42 Закона четко определила, что предоставление в пользование каналов электросвязи как отдельный вид деятельности в сфере телекоммуникаций может осуществляться только на основании полученной лицензии.
Девятый раздел Правил определяет виды каналов, предоставляемых в пользование потребителям в пределах Украины, порядок их заказа, а также порядок предоставления каналов в пользование, особенности заказа и пользования международными каналами электросвязи.
К сожалению, в Правилах не конкретизирован порядок предоставления услуг фиксированной связи с использованием беспроводного доступа к телекоммуникационной сети, что в определенной степени создает для потребителей риск возникновения злоупотреблений со стороны операторов, предоставляющих такие услуги.
Иные нормативно-правовые акты в сфере телекоммуникаций
Согласно требованиям части 3 статьи 17 Закона, сегодня разрабатывается Положение о Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС), в котором должны быть отражены основные функции и полномочия НКРС, порядок осуществления данным органом регулирования в сфере телекоммуникаций.
Основным нормативно-правовым актом, содержащим исчерпывающий перечень организационных, квалификационных, технологических и иных специальных требований, обязательных для выполнения при осуществлении деятельности в сфере телекоммуникаций, подлежащих лицензированию, являются лицензионные условия. В настоящее время действуют Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов), утвержденные 13 февраля 2001 года совместным приказом Госкомпредпринимательства и Госкомсвязи № 33/16. Однако многие положения этого нормативного документа отнюдь не являются актуальными и требуют существенных корректировок. В связи с этим сейчас идет разработка новых лицензионных условий.
Следует обратить внимание на то, что статья 8 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» устанавливает, что лицензионные условия и порядок контроля за их соблюдением утверждаются совместным приказом специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования и органа лицензирования. В отличие от указанной нормы статья 44 Закона предусматривает, что лицензионные условия в сфере телекоммуникаций и порядок контроля за их соблюдением устанавливаются НКРС.
Закон в статье 69 предусмотрел принцип оплатности пользования номерным ресурсом, а в статье 70 определил, что сам факт выдачи разрешения на использование номерного ресурса также сопровождается взиманием платы. В той же статье 70 обязанность установить размер и порядок взимания платы за выдачу разрешения на использование номерного ресурса возложена на Кабинет Министров Украины. Однако Законом не определено, какой орган будет устанавливать размер платы за использование номерного ресурса и порядок ее взимания. Возможно, им также будет КМУ. Таким образом, в шестимесячный срок со дня вступления Закона в силу Кабинет Министров также должен разработать документ, устанавливающий размер и порядок взимания платы за выдачу разрешения на использование номерного ресурса.
Кроме того, готовятся предложения по внесению изменений в действующее Положение об управлении номерным ресурсом сетей электросвязи общего пользования Украины, утвержденное приказом Госкомсвязи от 25 апреля 2002 года № 82.
В настоящее время также идет подготовка Правил взаимосоединения телекоммуникационных сетей. Этот нормативно-правовой акт является одним из самых важных в регулировании взаимоотношений между операторами телекоммуникаций и должен заменить действующие ныне правила, утвержденные приказом Госкомсвязи от 21 июня 1999 года № 113. Правила призваны усовершенствовать действующий порядок взаимоподключения сетей операторов телекоммуникаций. В частности, они вводят сроки согласования проектной документации, разрабатываемой присоединяющимся оператором, определяют существенные условия договора о взаимосоединении, а также особенности взаимоотношений доминирующих операторов телекоммуникаций с другими операторами и НКРС.
Еще одним необходимым нормативно-правовым актом, согласно пункту 4 статьи 57 Закона, является документ, устанавливающий расчетные таксы за доступ к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций, занимающих монопольное положение на рынке телекоммуникаций. Он должен быть разработан и принят НКРС.
Остается надеяться, что все упомянутые нормативно-правовые акты будут разработаны или приведены в соответствие с Законом в сроки, предусмотренные самим Законом, будут способствовать развитию рынка телекоммуникационных услуг, а также позволят разрешить большое количество спорных вопросов, существующих в настоящее время в области телекоммуникаций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…