Договор перевозки груза — это соглашение, по которому транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.
На такую услугу, как перевозка груза по железной дороге существует большой спрос. Так, например, по состоянию на март 2002 года Донецкая железная дорога предоставила услуги по перевозке 6748 субъектам хозяйственной деятельности. Всего же Донецкая железная дорога заключила со своими контрагентами примерно 2 млрд договоров перевозки.
Кстати сказать, перевозчики часто нарушают или исполняют ненадлежащим образом свои обязательства по договору перевозки грузов. Так, за 2001 год к Донецкой железной дороге было предъявлено 988 претензий на 21,6 млн грн. и 199 исков, тогда как в 2000 году — 758 претензий на сумму 17,3 млн грн. и 174 иска. Как видно, количество предъявляемых к железной дороге претензий и исков растет, что, собственно, и обуславливает актуальность темы данной статьи.
Ответственность железнодорожных перевозчиков представляет собой один из видов хозяйственно-правовой ответственности, подразумевающий применение санкций имущественного характера в отношении предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта в целях восстановления нарушенных прав и стимулирования правомерных отношений между железной дорогой и потребителями ее услуг.
Действующее законодательство предусматривает ответственность перевозчика за:
— нарушение плана перевозок;
— нарушение сроков доставки груза получателю;
— утрату, недостачу, порчу, повреждение груза.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по договору перевозки груза железнодорожным транспортом, является Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года № 454.
Наше государство живет сегодня в ожидании принятия новых Гражданского и Хозяйственного кодексов. Необходимость принятия Хозяйственного и Гражданского кодексов вызвана тем, что современное законодательство, регулирующее отношения как между субъектами хозяйственной деятельности, так и между субъектами гражданских отношений, содержит немало устаревших, коллизионных норм и пробелов. Это объясняется внедрением в экономику Украины новых рыночных отношений, не претерпевших соответствующего законодательного урегулирования. Хозяйственный кодекс призван стать инструментом регулирования хозяйственных отношений между предпринимателями, а Гражданский кодекс должен быть сосредоточен исключительно на урегулировании частных вопросов в непредпринимательской среде.
Отношения по перевозке в проекте ГК регулируются главой 63 (62). В проекте же ХК перевозке грузов посвящена глава 32. Сравнительный анализ положений проектов, касающихся перевозки, показывает, что проекты кодексов, несмотря на ряд прогрессивных положений, вступают в противоречие друг с другом по многим позициям, и зоны ответственности двух кодексов окончательно не разделены. Как проект Гражданского (статья 1002 (982)), так и проект Хозяйственного кодекса (статья 315) устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих из договоров перевозки. Говоря о порядке предъявления претензий, проект Гражданского кодекса отсылает к Уставу, но при этом перевозчику предоставляется месячный срок для рассмотрения претензии. Проект ХК устанавливает те же сроки рассмотрения претензий, что и действующий Устав железных дорог Украины: перевозчик должен рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении на протяжении трех месяцев, а по перевозкам в прямом смешанном сообщении — на протяжении шести месяцев, претензии об уплате штрафов должны быть рассмотрены в течение 45 дней. Проект ГК устанавливает месячный срок исковой давности в отношении перевозки, а в проекте ХК говорится о шестимесячном сроке исковой давности.
Таким образом, представляется необходимым ликвидировать противоречия между Гражданским и Хозяйственным кодексами, либо указать, в каких случаях нормы какого документа применяются.
Также необходимо отметить, что в статье 314 проекта Хозяйственного кодекса, которая касается ответственности перевозчика за несохранную перевозку, отсутствует термин «порча груза». Видимо, законодатели решили, что данное понятие охватывается термином «повреждение груза». Однако, на наш взгляд, это является упущением, т. к. «порча» и «повреждение» суть разные понятия. Порча представляет собой биологические или химические изменения груза, а повреждение — механические изменения, которые влекут снижение ценности груза вследствие изменения эффективности использования по назначению.
Кроме того, в целях защиты интересов грузополучателя как потребителя услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом было бы целесообразно закрепить в пункте 1 статьи 313 проекта Хозяйственного кодекса положение о том, что грузополучатель имеет право отказаться от принятия груза, доставленного с нарушением сроков.
Однако в целом нельзя не признать, что проект Хозяйственного кодекса содержит нормы, выгодно отличающиеся от норм Устава железных дорог Украины, т. к. они в большей степени, чем действующее законодательство, защищают интересы грузоотправителей и грузополучателей.
Так, в ХК включена новая норма (пункт 4 статьи 314), согласно которой, если вследствие повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его утрату. Прогрессивным является также положение пункта 5 статьи 314, гласящее, что когда груз, за утрату или недостачу которого перевозчик уплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, получатель (отправитель) имеет право требовать выдачи ему этого груза, вернув полученное за его утрату или недостачу возмещение. Согласно действующему законодательству, получатель обязан принять такой груз и возвратить сумму, полученную за утрату груза.
Таким образом, в проекте Хозяйственного кодекса интересы грузоотправителей и грузополучателей учтены больше, чем в действующем законодательстве Украины. При условии приведения Хозяйственного и Гражданского кодексов в соответствие друг с другом эти документы смогут выполнить поставленную перед ними задачу урегулирования и упорядочения отношений в соответствующих отраслях права.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…