Налоги, сборы и другие обязательные платежи могут попасть в государственный или местный бюджет в количестве выше надлежащего по разным причинам: от банальной ошибки бухгалтера до исполненного решения суда, отмененного позднее высшей судебной инстанцией.
Законодательством предусмотрена процедура возврата государством «налоговых переплат». Подпункт 17.1.10 Налогового кодекса (НК) Украины предоставляет плательщику право на зачет или возврат сверх меры уплаченных, а также сверх меры взысканных налогов и сборов, пени и штрафов.
Согласно статье 43 «фискальной конституции», возврат «налоговых переплат» осуществляется лишь при отсутствии налогового долга (пункты 43.1, 43.2). Следует помнить, что налоговый долг в соответствии с подпунктом 14.1.175 НК Украины определен как сумма согласованного, но не уплаченного налогоплательщиком денежного обязательства. То есть, если налоговое обязательство является предметом обжалования со стороны налогоплательщика, то налоговый орган не имеет права отказать в возврате излишне уплаченных средств на основании наличия такого обязательства.
Возврат излишне уплаченных сумм «по умолчанию» законодательством не предусмотрен: лишь по заявлению налогоплательщика, которое подано на протяжении 1095-дневного срока со дня возникновения ошибочно (излишне) уплаченной суммы (срок определен пунктом 102.5 НК Украины). С момента получения соответствующего заявления начинается отсчет установленного пунктом 43.5 НК Украины двадцатидневного срока, на протяжении которого орган Государственной налоговой службы Украины (ГНС) формирует заключение по этому вопросу и не позднее пяти рабочих дней до его окончания подает заключение на исполнение органу Государственного казначейства Украины.
Орган Государственного казначейства, руководствуясь пунктом 43.5 НК Украины и Порядком взаимодействия органов ГНС, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно/излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденным общим приказом ГНАУ, Минфина и Госказначейства от 21 декабря 2010 года № 974/1597/499, осуществляет возврат денежных средств на протяжении пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заключения от налогового органа.
Однако упомянутое заключение зачастую заставляет себя ждать или вовсе не выносится, побуждая налогоплательщика «искать правды» в суде. Судебная же практика в этом вопросе весьма противоречива.
Отстаивая свою позицию в суде, фискальный орган, как правило, мотивирует невозврат излишне уплаченных сумм наличием у заявителя налогового долга. Такой была аргументация налоговой инспекции, например, в деле № 2-а/1570/3625/2011, окончательное решение по которому вынесено Одесским апелляционным административным судом 16 декабря 2011 года.
В этом споре орган ГНС возражал против возврата предприятию излишне уплаченных сумм за торговые патенты, ссылаясь на наличие налогового долга. Между тем, суды обеих инстанций обратили внимание на то, что долг возник значительно позже, нежели предприятие подало заявление о возврате средств. На этом основании решение было принято в пользу налогоплательщика, а из бюджета взыскано порядка 235 тысяч гривен.
Таким образом, если орган ГНС не сделал заключение по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных средств в установленный пунктом 43.5 НК Украины срок, то позднее он не может отказать в возврате этих средств, ссылаясь на налоговый долг, возникший позже той даты, когда это заключение должно было быть вынесено.
В судебных делах о возврате излишне уплаченных в бюджет средств административные суды уделяют немалое внимание способу формулировки исковых требований налогоплательщика. В таких делах может быть два вида формулировок: 1) взыскать излишне уплаченные средства из бюджета (то есть имущественный иск); 2) обязать налоговый орган вынести заключение о возврате уплаченных средств и направить его в орган Государственного казначейства (то есть иск неимущественного характера об обязательстве выполнить определенные действия).
Как следует из определения Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 2 ноября 2011 года по делу № 2а/0570/8119/2011, второй способ неверен. «В случае неподачи контролирующим органом заключения о возврате излишне уплаченных обязательств, право плательщика нарушается вследствие неполучения средств из бюджета, а значит, способом защиты этого права должно быть требование о взыскании упомянутых средств», — делает выводы ВАСУ, поддерживая аналогичную позицию двух предыдущих инстанций.
Следовательно, в исковом требовании следует просить суд «взыскать средства», а не «обязать сделать заключение о возврате средств», иначе заведомо выигрышное дело может быть провалено из-за процессуальных нюансов.
Также необходимо обратить внимание на то, что судебный сбор в таком случае подлежит уплате как за подачу имущественного иска, то есть в размере 2 % от суммы иска, но не менее 0,1 и не более двух размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Судебной практике известны случаи, когда местный налоговый орган мотивировал непредоставление заключения отсутствием у него соответствующих полномочий. Так, например, в деле № 2-а-2893/11/2170, где речь шла о значительной сумме возврата (около трех миллионов гривен), налоговая инспекция ссылалась на отсутствие полномочий на возврат таких средств без согласования с ГНС Украины на основании статьи 4 Закона Украины «О государственной налоговой службе Украины» и на телеграмму ГНС Украины от 9 февраля 2011 года № 3538/7/99-1.
Херсонский окружной административный суд Украины, который вынес по этому делу постановление от 28 сентября 2011 года, отверг доводы налогового органа и принял решение в пользу налогоплательщика, подтвердив таким образом, что никакого одобрения со стороны вышестоящих налоговых органов для возврата излишне уплаченных средств не требуется, а письма и телеграммы не могут изменять нормы закона.
СИДОРЕНКО Константин — директор ЮК Legal Eagles, г. Киев
Александр ОНИЩЕНКО,
управляющий партнер АК «Правочин», адвокат
Главное, на что стоит обратить внимание и что является решающим для принятия налоговым органом решения (заключения) о возврате излишне или ошибочно уплаченных сумм налогов из соответствующего бюджета, — это соблюдение процедуры такого возврата. Ее соблюдение предусмотрено статьей 43 Налогового кодекса Украины и положениями приказа ГНА Украины, Минфина и Госказначейства от 21 декабря 2010 года № 974/197/499 и является залогом успешного возврата излишне или ошибочно уплаченных налогов из соответствующего бюджета в судебном или внесудебном порядке. Конечно же, в условиях тотального дефицита бюджета судебный сценарий возврата вышеуказанных налогов — наиболее вероятен, что подтверждается многочисленной судебной практикой. В целом такая практика является позитивной для налогоплательщиков при условии соблюдения процедуры возврата (наличие письменного заявления на возврат, бездеятельности органов ГНС по предоставлению заключения на возврат или бездеятельности органов казначейства по фактическому возврату денег налогоплательщикам), а также при отсутствии у плательщика налогового долга на момент обращения в органы ГНС для получения заключения.
Ярослав АБРАМОВ,
старший юрист МЮФ Integrites
Возможность бюджетного возмещения упирается в две проблемы: чтобы налогоплательщик получил сумму излишне уплаченных налогов, налоговый орган обязан предоставить государственному казначейству документы для организации возмещения, а само казначейство обязано организовать перечисление средств налогоплательщику.
Таким образом, при обжаловании бездеятельности налогового органа необходимо также заявлять требование о взыскании.
На практике же обжалование осложняется не только известной позицией налоговой относительно решений не в ее пользу, но и, как правило, отсутствием добровольного исполнения полученного окончательного судебного решения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…