Переменный тон — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (1007) » Переменный тон

Переменный тон

В правительстве определились с основными принципами реформирования Государственной фискальной службы (ГФС) — одобрена соответствующая концепция. Слоганом к документу разработчики избрали выражение Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем». Каких же перемен в налоговой и таможенной сфере хотят украинские чиновники и с чего начнется реформирование в ближайшее время?

Концепция реформирования системы органов, реализующих государственную налоговую и таможенную политику (Концепция), предусматривает долгосрочное видение развития ГФС. Как всегда бывает в документах подобного рода, в Концепции обозначены лишь общие направления и цели реформирования, на базе которых вскоре разработают стратегию и детальные планы действий с конкретными сроками проведения изменений.

В Концепции говорится об оптимизации структуры ГФС, внедрении информационных технологий, активизации антикоррупционных мер, развитии персонала, усовершенствовании оплаты труда и т.п. Запланировано внедрение института уполномоченных экономических операторов, единых стандартов определения таможенной стоимости, полноценного риск-ориентированного подхода к аудиту, обмена информацией с иностранными таможенными органами. Также в планах — разработка решения для блокировки рисковых таможенных операций (например, путем введения автоматизированных аналитических платформ, выявляющих коррупционные риски), сокращение количества документальных проверок (вместе с тем расширение практики проведения электронных камеральных), усиление функции контроля трансфертного ценообразования путем увеличения количества и компетенции соответствующего персонала. В Концепции говорится и о проведении мониторинга результативности рассмотрения судами споров, которые прошли процедуру административного обжалования.

Планов намечено много, а начать реорганизацию ГФС хотят уже этой весной, изменив с 1 мая с.г. организационную структуру таможни путем ликвидации юридических лиц на областном уровне, таким образом, из существующих 27 таможен останется одна централизованная. На уровне области предусматривается создание представительств центральной таможни — якобы с целью облегчения проведения административных процедур и осуществления надзора. Соответственно, на районном уровне остаются таможенные посты, которые напрямую подчиняются центральной таможне. Кроме того, районные государственные налоговые инспекции будут ликвидированы как юридические лица и останутся Центрами обслуживания плательщиков, предоставляющими исключительно сервисные функции. А с начала 2018 года в налоговой вертикали также будут ликвидированы юридические лица на областном уровне и создано Межрегиональное главное управление ГФС. Отметим, что в центральный аппарат ГФС и на руководящие должности в территориальных органах обещают набрать новый персонал.

В Минфине убеждают, что такая оптимизация организационной структуры позволит создать функциональные таможенную и налоговые вертикали, сократить административные функции и перераспределить ресурсы на выполнение основных оперативных функций, передать подразделения аудита и работы с задолженностью с районного уровня на областной, эффективно организовать работу районных инспекций как сервисных офисов, обеспечить централизацию основных функций и внедрить единые стандарты их выполнения.

«Реформирование фискального органа — давно выявленная и озвученная бизнесом Украины потребность. Впервые для нее разработана отдельная концепция, а не подраздел очередного концепта по реформированию налоговой системы, — отметила Лариса Антощук, руководитель практики разрешения налоговых споров компании «КПМГ-Украина». — Плюс Концепции в том, что ее подготовка велась с рядом внешних экспертов и бизнес-ассоциаций, поэтому, наверное, на-гора вышло самое важное требование: посредством сокращения штата оставить самых толковых и неподкупных сотрудников, которые будут заниматься аналитической работой, а не запугиванием бизнеса, работая «в полях» — на этапе проведения таможенной очистки или налоговой проверки. Интересно даже посмотреть, как будет выглядеть последующий законопроект с указанными критериями и системой отслеживания ключевых показателей качества работы, привлечения к ответственности должностных лиц (это требование звучит на рынке последние десять лет уже как заученная мантра). Концепция содержит ряд инновационных предложений. Тут аукается и опыт Грузии, и текущие подходы к работе таможни и налоговой, апробированные в ЕС (внедрение института уполномоченных экономических операторов, перепрофилирование налогового аудита на риск-ориентированный). Но имеются и инициативы, вызывающие опасения. Исходя из истории работы фискально заточенных софтов, редактируемых «ручками», внедрение ПО как автоматизированного решения для блокировки рисковых таможенных операций вызывает опасения у бизнеса, и эти вопросы лучше бы вынести в рабочую группу по подготовке реального законопроекта реформы. Основная работа еще впереди».

Общественность пока вяло реагирует на грядущую реформу, ведь по сути это только очередное декларирование правительством намерений что-то изменить, тем более что подобные намерения возникают далеко не впервые. Но звучат и слова критики: некоторые эксперты считают, что жесткая централизация в лучшем случае ничего не изменит, а в худшем — даже навредит, ведь может стать всего лишь централизацией коррупции. Есть и мнения о бесполезности и неконструктивности Концепции.

«Воспользовавшись тем, что Государственная фискальная служба Украины сейчас временно «обезглавлена», Кабинет Министров затеял в ней настоящий «переворот», — отметила Наталия Мисник, старший юрист ЮФ GOLAW. При этом, по мнению г-жи Мисник, Концепция не может считаться конструктивной: «При внимательном изучении документа выясняется, что все «революционные новшества», которые предлагает Концепция, уже давно действуют на Украине. Например, «проведение регулярной оценки удовлетворенностью бизнеса работой ГФС» успешно действует с сентября прошлого года, а «осуществление профессионального надзора за ГФС со стороны Минфина» — это вообще профессиональная обязанность министерства с момента его основания. Также в качестве нововведений предусмотрено «обнародование индивидуальных налоговых консультаций на официальном веб-портале ГФС», но это прямое требование Закона № 1797-VIII (подпункт 14.1.1721 и пункт 54.2 Налогового кодекса Украины). Кроме того, реформа фискальной службы предполагает «реализацию плана BEPS» и «подписание соглашения относительно автоматического обмена информацией». Однако эта «новость» широко обсуждается на Украине еще с 2015 года. В итоге приходим к неутешительным выводам, что Концепция реформирования ГФС не оправдывает свое громкое название. Документ не содержит каких-либо новаторских решений, а действующие законодательные нормы позиционируют как реформу». Единственной полезной информацией, которую содержит Концепция, Наталия Мисник называет вышеупомянутую цитату Махатмы Ганди.

Министерство финансов Украины сообщило, что при разработке Концепции были приняты во внимание рекомендации международных партнеров, в частности Международного валютного фонда, Таможенно-пограничной службы США, Министерства финансов США и Европейской комиссии. Кроме того, при разработке учли фискальные и таможенные стандарты Европейского Союза. Вероятно, традиционная оговорка о евростандартах сделана для привлечения под реформирование международной технической помощи, о которой также упоминают в правительстве.

Изменения — это всегда нестабильность, а значит, в ходе реализации реформы можно ожидать осложнений во взаимоотношениях с налоговыми и таможенными органами. Конечно же, качественные реформы нужны в любой сфере, и фискальная служба не исключение. Главное, чтобы внедрение грядущих перемен происходило по универсальному принципу «не навреди».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

ВСшая математика

Государство и юристы

Решение. Часть первая

Минздрав переубеждает

Добросовестное приведение

Пойти на превышение

В мир животных

Государство и юристы

Новости законотворчества

Зарегистрирован законопроект об ОРД

Предлагается изменить статус ФГВФЛ в целях адаптации к нормам ЕС

Увеличены выплаты военнослужащим и их семьям

Государство и юристы

3 %: считаем правильно

Переменный тон

Неделя права

Реструктуризационные арбитры

Неделя права

Новости из-за рубежа

Гарантии деятельности адвокатов в РФ

Неделя права

Польский для юристов

Онлайн-защита

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ признал незаконным недопуск ученого к конкурсу в ВС

Вопрос о взыскании с «Укрзализныци» 120 млн грн в пользу «Нибулона» направлен в первую инстанцию

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» выступила партнером турнира Pro et Contra

Metinvest B.V. успешно завершил реструктуризацию задолженности в размере 2,3 млрд долл. США

ЮК LeGran.TT доказала незаконность взимания канального сбора за прохождение к двум гаваням Одесского порта в апелляционном суде

Eterna Law провела І Всеукраинскую школу по корпоративному праву, M&A и real estate

А. Кубко стал членом Немецко-украинского объединения юристов

Interlegal урегулировал спор по убыткам фрахтователя

Отрасли практики

Проверка подтекста

От суммы и тюрьмы

Немецкое право в Киеве

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Работа с иском для жизни

Самое важное

Процесс адаптации

Новая кровь

Высшее руководство

Активный поиск

Коммерческое преимущество

Судебная практика

Прямое включение

Исключительная ситуация

Тема номера

Проучить скидку

Заряд — энергии

Бить онлайн

Кадры мешают все

Реформы и содержание

Игра в монополию

Трибуна

Бес конкретики

Частная практика

Быль в тренде

Інші новини

PRAVO.UA