Процесс по созданию нового закона о прокуратуре стартовал еще осенью 2013 года, когда украинские законодатели активно готовили отечественную законодательную почву к европейским стандартам, еще не зная, что за этим последует. С того времени и до момента принятия (14 октября 2014 года) новой редакции Закона Украины «О прокуратуре» (Закон) текст не раз переписывали, не миновала сия участь и положений уже принятого акта. Но, похоже, это еще не предел законодательного совершенствования. В начале апреля с.г., когда до вступления в силу большинства положений новой версии Закона оставалось меньше месяца (новые положения должны заработать с 25 апреля с.г.), в парламенте был зарегистрирован законопроект № 2404-1, по сути являющийся специальным «приложением» к новой редакции Закона: новации разработаны для обеспечения переходного периода реформирования органов прокуратуры и устранения целого ряда несогласованностей.
Главные проблемные аспекты, которые фактически делают невозможным реализацию Закона на практике, касаются нового алгоритма подбора кадров для формирования местных и региональных прокуратур, создания системы органов прокурорского самоуправления, в том числе Квалификационнодисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП). Ведь, согласно законодательной логике, создание органов прокурорского самоуправления невозможно без формирования местных и региональных прокуратур: в соответствии с частью 1 статьи 74 Закона пять прокуроров КДКП назначаются всеукраинской конференцией работников прокуратуры, при этом установлено, что в последнюю, в частности, должны входить делегаты от каждой местной и региональной прокуратур (по два и три прокурора соответственно). На этот законодательный пробел и обратили внимание авторы законопроекта № 2404-1. Для того чтобы выйти из этого замкнутого нормотворческого круга, парламентарии предложили ряд корректив. Вопервых, отсрочить вступление в силу отдельных норм Закона, в частности: положений о местных прокуратурах — до 1 сентября 2015 года, положений относительно Совета прокуроров Украины и КДКП — до 1 июля 2016 года, положений части 1 статьи 14 настоящего Закона — до 25 апреля следующего года. Следует отметить, что в последней норме речь идет об установлении общей численности работников органов прокуратуры, которую парламентарии предлагают сократить с 15 до 10 тысяч лиц.
Вовторых, авторы законодательной инициативы предлагают временный механизм назначения прокуроров местных и региональных прокуратур, а также формирование органов прокурорского самоуправления на переходный период, до полного вступления в силу Закона. Среди прочего устанавливается, что до момента образования местных прокуратур их полномочия выполняют городские, районные, межрайонные, районные в городах прокуратуры. До формирования Совета прокуроров Украины и КДКП открытый конкурс на должности, в том числе и руководящие, прокуроров Специализированной антикоррупционной прокуратуры (отметим: этот орган был введен в систему прокуратуры совсем недавно Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции») проводит конкурсная комиссия в составе девяти человек, четырех из которых должен определить Генеральный прокурор Украины (в действующем Законе это прерогатива КДКП), а пять представителей общественных объединений — профильный парламентский комитет.
Также прописывается, что органом, временно осуществляющим дисциплинарное производство, является прокурор высшего уровня, а отбор кандидатов на должности прокуроров (местных, региональных и Генеральной прокуратур) проводит Временная конкурсная комиссия в составе 11 человек: четырех, назначенных Генеральным прокурором Украины, двух (ученых) — съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, одного (адвоката), назначенного съездом адвокатов Украины, и трех — Уполномоченным парламента по правам человека. Этот же орган предоставляет рекомендации для назначения прокуроров на административные должности.
Такие законодательные меры, по убеждению инициаторов изменений, обеспечат возможность формирования местных и региональных прокуратур, которые в свою очередь смогут избрать делегатов на всеукраинскую конференцию работников прокуратуры с целью формирования в конечном итоге КДКП.
Помимо так называемых переходных изменений, законопроектом предлагаются и концептуальные коррективы. Например, конкурсный отбор на должность Генерального прокурора Украины. Для этого в статье 40 Закона прописывается целый ряд новых положений. В них, в частности, предусмотрено, что кандидаты на должность главного прокурора страны определяются комиссией по проведению конкурса. В состав конкурсной комиссии должно входить девять человек, которых определяет Президент, правительство и парламент (квота каждого субъекта назначения — три человека). Этот орган формируется не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий Генерального прокурора Украины или в течение 14 дней со дня досрочного прекращения его полномочий или увольнения. Комиссия размещает объявление об условиях и сроках проведения конкурса на занятие должности Генпрокурора в общегосударственных средствах массовой информации и на официальном вебсайте Президента Украины. По результатам конкурса она направляет рекомендацию со списком трех кандидатов Президенту Украины для определения одного. Также предусматривается, что решение парламента об отказе в предоставлении согласия на назначение на должность Генерального прокурора Украины является основанием для письменного представления главы государства о предоставлении согласия на назначение другого кандидата из списка конкурсной комиссии. Если же Верховный Совет «забраковал» всех трех претендентов на должность главного прокурора, это является основанием для проведения нового конкурса.
Кроме того, проектом предлагается урегулировать и ряд других проблемных вопросов новой версии Закона. Так, в статье 17 предусмотрено введение исключительно письменной формы приказов (указаний) руководства прокуратуры. Отметим, что сейчас в указанной норме установлено, что приказы административного характера, а также указания, которые прямо касаются реализации прокурором функций прокуратуры, выданные в пределах полномочий, определенных законом, являются обязательными для исполнения соответствующим прокурором. При этом прокурору, которому отдали приказ или указание в устной форме, по его требованию может предоставляться письменное подтверждение такого приказа или указания.
Кроме того, в законодательной инициативе предлагается лишить прокуратуру полномочий по представительству в суде интересов Кабинета Министров и Национального банка Украины. Речь идет об исключении из части 3 статьи 23 Закона предложения, в котором указано, что представительство в суде интересов государства в лице упомянутых органов может осуществлять прокурор Генеральной прокуратуры Украины или региональной прокуратуры исключительно по письменному указанию или приказу Генпрокурора Украины, или его первого заместителя, или заместителя в соответствии с компетенцией. Также предлагается отказаться от нового полномочия профильного парламентского комитета по согласованию кандидатов в члены КДКП.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…