У нового бюджета старый сюжет — об этом свидетельствуют финансовые реалии деятельности служителей Фемиды. Уже традиционно в середине бюджетного года перед представителями судебной системы возникает главный вопрос: как закрыть «дыры», образовавшиеся в главном финансовом законе страны? Нередко проблему нехватки средств решают по мере поступления, точнее — непоступления средств от оплаты судебного сбора. Последний, как известно, не всегда оправдывают оптимистические надежды по уровню наполнения специального фонда государственного бюджета. И хотя главные статьи расходов — заработная плата судей и работников аппаратов судов — в нынешнем году были переведены в защищенную бюджетную плоскость общего фонда, проблему хронического недофинансирования это не решило. Особенно актуальной проблема остается для «технических» работников судебной системы. Поэтому в очередной раз представители Государственной судебной администрации (ГСА) Украины решили прибегнуть к старому проверенному способу — перераспределению и «приближению» государственных средств.
Так, еще в начале июня с.г. ГСА Украины инициировала вопрос о необходимости перераспределения расходов государственного бюджета по специальному фонду для местных и апелляционных общих судов, а также расходов, предусмотренных для судебной администрации. Напомним: 3 июля с.г. на заседании профильного бюджетного комитета Верховного Совета соответствующие бюджетные изменения были согласованы. Среди прочего для осуществления первоочередных мероприятий по строительству, проведению капитального ремонта и реконструкции помещений местных и апелляционных общих судов было предусмотрено перераспределение бюджетных назначений расходов развития между бюджетными программами на общую сумму более 45 млн грн. Это будет сделано за счет средств, предусмотренных для оборудования залов судебного заседания техническими средствами проведения дистанционного производства в режиме видеоконференции, поскольку ранее ГСА Украины уже закупила соответствующее оборудование. Также предусмотрено перераспределение бюджетных назначений по бюджетным программам осуществления правосудия административными судами (первой и второй инстанций) путем увеличения объема расходов развития за счет уменьшения расходов потребления в сумме около 29 млн грн.
Не так давно вопросы относительно финансового обеспечения местных и апелляционных общих судов, а также правовой защиты судей, социального и бытового обеспечения их и их семей были предметом обсуждения на заседании Совета судей общих судов. Как отмечалось, одной из наиболее злободневных проблем сегодня остается низкий уровень бюджетных назначений на оплату труда. Так, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» ГСА Украины были предусмотрены расходы на оплату труда и начисления на заработную плату судам общей юрисдикции в сумме 3,3 млрд грн (запланированы по общему фонду), что обеспечивает лишь 60 % от потребности судов. Как пояснил заместитель председателя ГСА Украины Зиновий Холоднюк, при формировании бюджетного запроса на 2013 год были запланированы средства на оплату труда с учетом увеличения должностного оклада судьи, а также средства на выплату надбавки за высокие достижения в труде в размере 50 % от должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет и премии в размере 50 % от должностного оклада работникам аппаратов судов на штатную численность. Однако в прошлом году при формировании государственного бюджета на 2013 год Министерство финансов Украины указанные расчеты ГСА Украины не учло, как, впрочем, и в предыдущие годы.
Отметим, что дефицит средств в фонде заработной платы существует практически всегда, и в этой ситуации алгоритм действий ГСА Украины является традиционным. Судебная администрация направляет многочисленные обращения к Президенту, правительству, парламенту, в которых информирует первых лиц государства о «критической ситуации, сложившейся в связи с ненадлежащим финансированием судебной власти в части выплаты судейского вознаграждения и оплаты труда работников аппаратов судов», и просит увеличить бюджетные расходы. А пока изменения в главный финансовый закон не внесены, ГСА Украины обращается в Министерство финансов Украины с просьбой «приблизить» расходы, предусмотренные, скажем, на IV квартал, на II квартал, чтобы вовремя осуществить обязательные платежи. По информации ГСА Украины, в первом полугодии 2013 года было проведено два «приближения» апелляционным общим судам и три «приближения» местным общим судам. «На данный момент Министерство финансов нам «приблизило» уже около 200 млн гривен фонда заработной платы», — отметил г-н Холоднюк, добавив, что перспектива решения этой проблемы за счет увеличения бюджетного финансирования все же есть. Рассказал он и о темпах наполнения специального фонда, особых проблем с ассигнованиями которого сейчас не существует. По данным ГСА Украины, ежедневно в спецфонд засчитывается от трех до четырех миллионов гривен средств судебного сбора. Зиновий Холоднюк прогнозирует, что запланированной отметки поступлений от судебного сбора в размере 945 млн гривен специальный фонд достигнет.
При этом в своих прогнозах относительно перспектив решения «квартирного» (как в плане бытового обеспечения судей, так и условий размещения судов) вопроса представители ГСА Украины менее оптимистичны. Отметим, что жилищный вопрос продолжает оставаться одним из проблемных аспектов социальной защиты судей. Согласно статье 132 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», после назначения на должность судья, который нуждается в улучшении жилищных условий, обеспечивается служебным жильем по месту нахождения суда. По данным ГСА Украины, за первое полугодие текущего года только двое судей были обеспечены жильем за счет средств местных бюджетов: судья Окружного административного суда г. Киева и Ясиноватского горрайонного суда Донецкой области. «По состоянию на 1 июля с.г. количество судей, которые находятся на учете для улучшения жилищных условий, составляет 1413 человек», — отметил г-н Холоднюк.
Похоже, что квартирный вопрос, что называется, «портит» не только судей (еще в прошлом году Высшая квалификационная комиссия судей Украины, проведя анализ, пришла к выводу, что больше всего судейских вакансий в тех областях, где отсутствует жилье для судей, а именно — в Донецкой и Луганской), но и народных депутатов. Парламентарии уже не раз пытались решить эту проблему на законодательном уровне. Уже больше года своего часа в здании под куполом «ждет» принятый в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования отдельных положений организации судебной власти» (№ 9740), в котором среди прочего предложено внести изменения в статью 132 Закона, исключив понятие «служебное» жилье. Правда, даже в случае принятия таких изменений квартирный вопрос решить не удастся, ведь основным источником обеспечения судей жильем являются средства местных бюджетов, финансовые возможности которых также очень ограниченны.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…