Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения неоднократно поднимался законодателем в разных аспектах и на разных основаниях с целью гармонизации украинского законодательства с европейскими стандартами, внедрения новейших технологий, сопутствующих понижению уровня дорожно-транспортного травматизма и по другим не менее важным причинам.
14 июля 2015 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» (Закон). Указанным Законом, в частности, вводится автоматическая фотосъемка и/или видеофиксация административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливается новый вид административного взыскания (штрафные баллы), а также предусматривается норма, согласно которой ответственность за правонарушения в сфере обеспечения дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, будет нести юридическое или физическое лицо, на чье имя зарегистрировано транспортное средство.
С одной стороны, законодатель старается внедрить в действующее законодательство Украины нормы, которые позитивно зарекомендовали себя во многих странах ЕС, но с другой — такие изменения вступают в противоречие как с Конституцией Украины, так и с другими нормативно-правовыми актами.
Так, отнесение юридического лица к субъектам административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения противоречит Конституции Украины — в статье 61 Основного Закона закреплен принцип индивидуализации юридической ответственности. К тому же в силу своего правового статуса юридическое лицо не может непосредственно управлять транспортным средством и совершать нарушения правил дорожного движения. Тем более на юридическое лицо не могут быть наложены такие санкции, как общественные работы, административный арест и т.д.
Кроме того, в Законе имеются противоречия между его же нормами относительно начисления штрафных баллов. Поскольку юридические лица являются субъектами ответственности за нарушения в сфере безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме, непонятно, почему баллы насчитываются исключительно физическим лицам.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что инициатива законодателя в указанной сфере в общем характеризуется однозначно позитивно, однако изменения, которые вносятся Законом, требуют более углубленной доработки.
ФИЛОНЕНКО Евгений — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…