Завершающее в этом году заседание Комитета юридической практики Ассоциации юристов Украины было посвящено теме партнерства, которая периодически актуализируется на украинском рынке юруслуг. Основным сюрпризом этого заседания стало участие в нем, помимо ранее анонсированных Сергея Козьякова (председателя Комитета, управляющего партнера адвокатского объединения «Сергей Козьяков и Партнеры») и Александра Алексеенко (партнера МЮФ Integrites), также и Алексея Волкова (управляющего партнера адвокатского объединения «Волков и Партнеры») — еще в начале года все они были партнерами в АО «Волков Козьяков и Партнеры», но в дальнейшем их пути разошлись.
Сергей Козьяков в своем докладе обратил внимание, что модели партнерства в больших украинских юрфирмах, в частности доросших до определения «международных», тяготеют к опыту западных юридических компаний: «Весь юридический бизнес у нас начался в 1990—1994 годах, однако в цивилизованном плане, когда объединили и знания юридические, и знания менеджерские, начал работать тогда, когда приехали из-за границы со стажировок наши юристы. Многие из них достигли серьезных и впечатляющих результатов в развитии юрбизнеса. Некоторые, к сожалению, уже ушли из юридического бизнеса, например Игорь Шевченко и Олег Рябоконь, но созданные ими структуры продолжают оставаться в числе лидеров».
Говоря о способах достижения партнерства, г‑н Козьяков, в частности, отметил: «Иногда при переходе партнера из одной фирмы в другую, ему ставят задачу или вопрос: ты с клиентами приходишь или нет? Но чаще до партнерства надо дорасти внутри фирмы, и период этот может быть достаточно длительным».
Что касается определения партнерства и критериев отбора потенциальных партнеров в юрбизнесе, принципиально все сводится к трем вещам: способности выполнять лично работу в больших объемах, руководить коллективом, нести ответственность перед фирмой, а также приводить клиентов. Однако это не означает, что на практике в фирмах обязанности могут быть распределены и иначе.
Как известно, юридический бизнес основан на именах. Если в фирме работает именитый адвокат, и он уходит, то фирма заканчивается. Она не перестанет существовать, но это уже совсем другая фирма. В этом, по мнению г-на Козьякова, и есть особенность юридического бизнеса.
Артем Атепалихин, управляющий партнер ЮФ TOPLawyer, привел пример интересного партнерства: «В Киеве представлено очень много компаний, где есть паевые партнеры и непаевые партнеры в статусе партнеров. Я знал до 2009 года компанию, где было пять партнеров, и один из них имел 99 % уставного капитала этой компании. Остальные партнеры были паевыми, но имели один процент. Есть компании, в которые переходят старшие юристы и сразу становятся партнерами. Их приглашают в партнерство, чтобы придать дополнительную ценность своему бренду для привлечения клиентов и развития компании».
Алексей Волков, в свою очередь, рассказал о «классике теории партнерства». Концепцию условно он разделил на четыре блока.
Первый блок — иерархия. Каждый, работая с персоналом, с юристами, понимает, что контролировать неограниченное количество невозможно. Эффективно можно контролировать от двух до пяти юристов в зависимости от способностей и времени. В принципе, это пирамида: один старший юрист может контролировать, предположим, пять юристов младшего уровня, а работу старших юристов контролирует и координирует руководитель проекта. Где начинаются партнеры? В одних фирмах буквально с нескольких первых уровней — и уже партнер, в других — партнерство начинается на более высоких уровнях.
Второй блок — какие бывают партнеры? Как правило, человек, решивший создать фирму, вначале делает все сам. На втором этапе он нанимает персонал, и если сам не справляется, то принимает еще одного и т.д. Классическая структура партнеров:
— партнеры-сособственники;
— зарплатные партнеры;
— контрактные партнеры (появляются, если проект выходит за рамки специализации либо компетенции — тогда на конкретное направление на конкретный проект могут взять контрактного партнера);
— советник (исполняет функции, нужные фирме. Например, партнеры, ушедшие в отставку, либо научные специалисты доктринального права, либо политики).
Третий блок — функциональные вопросы. Три основные функции, которые исполняет каждая фирма: работа с клиентами, работа с юристами, административная работа по управлению фирмой, персоналом. Если все это разбить на более мелкие, тонкие материи, то получим отдельно: директор (общая управленская функция), маркетинг, пиар, работа с персоналом, управление по работе с клиентами, создание новых клиентов.
«Считается, что каждое универсальное устройство удачно сочетает в себе недостатки всех остальных. Точно также и здесь любой универсал понимает все, но не вникает ни во что. У него нет на это ни времени, ни возможности. В результате нам нужно разделять эти функции. Но не везде и не во всех фирмах для этого нужны партнеры. В большинстве фирм сейчас HR-функции, например, ведутся наемным HR-менеджером, не партнером, но, тем не менее, этот менеджер подчиняется кому-то, чаще всего — директору. То же касается вопроса маркетинга пиара и рекламы. Но есть примеры, в том числе и в г. Киеве, когда данная функция передается одному из партнеров, и он отвечает за управление, за реализацию задач», — говорит Алексей Волков.
Клиенты же, по мнению г-на Волкова, это, с одной стороны, достоинство, а с другой — проблема юридического бизнеса: «Клиенты идут к тому, с кем они привыкли и хотят работать. Они выбирают того человека, с кем знакомы или ожидают получить тот результат, на который рассчитывают. Сейчас это является причиной того, что очень часто партнер уходит вместе с клиентами и даже со своим персоналом».
Четвертый блок — формы существования партнерства. На Украине это адвокатские объединения либо общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. Классическая структура партнерства при правильной организации работает. Она дает возможность юристу первого уровня увидеть либо путь к партнерству, либо карьерный путь. Как приходят партнеры? Наверное, 50—70 % партнеров вырастают в компании — как показывает практика, это наиболее надежная и лояльная часть любого юридического бизнеса, 10—20 % — приходят и еще 10—20 % партнеров — это те, кто не является юристами (лоббирующие), они нужны для доктринального участия.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…