Партнерское продолжение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (914) » Партнерское продолжение

Партнерское продолжение

На современном этапе развития экономических отношений не каждое государство способно улучшить социально-экономические условия своего существования и повысить качество услуг, которое оно предоставляет. Данный факт обусловливает необходимость определения степени вмешательства государства в функционирование рынков с целью обеспечения их надлежащего существования и развития конкурентоспособности. В условиях острого экономического кризиса, который охватил нашу страну, именно частный инвестор должен получить статус равноправного партнера государства с целью его эффективного участия в социально-экономическом развитии Украины.

Мировая практика

По общему правилу, которое распространено в мировой практике, государственно-частное партнерство рассматривают как систему общественных отношений между публичными (государственными) и частными партнерами, при реализации которых они объединяют свои ресурсы с соответствующим распределением рисков, ответственности и вознаграждений (возмещений) между ними. Цель данного взаимодействия — взаимовыгодное сотрудничество, осуществляемое в большинстве случаев на долгосрочной основе, в создании (реконструкции) новых и/или обновлении действующих объектов и их эксплуатации в дальнейшем.

Мировая практика показывает, что изношенная и технически отсталая инфраструктура (в частности, автомобильные дороги, железнодорожные пути, взлетные полосы, морские порты, системы централизованного водоснабжения и водоотведения) требует значительных финансовых вложений и применения новейших технологий, которые государство в условиях финансово-экономического кризиса самостоятельно обеспечить не способно.

Механизм партнерства

На Украине законодательная база для сотрудничества государственного и частного сектора с целью привлечения инвестиций в отечественную экономику была введена почти пять лет назад принятием Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» от 1 июля 2010 года № 2404-VI (Закон).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона государственно-частное партнерство — это сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами — предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами.

Иными словами, механизм государственно-частного партнерства является одной из форм соглашения, имеющего юридическую силу, между организациями публичного и частного секторов. Он требует новых инвестиций от частного партнера (средства, технологии, опыт/время, репутацию и т.д.) и передает ключевые риски частному партнеру (проектирование, строительство, функционирование и т.п.), при этом оплата производится в обмен на выполнение работ с целью предоставления услуг, традиционно предоставляемых государственным сектором. Методика государственно-частного партнерства, которое уже давно применяется в традиционных секторах экономической инфраструктуры (таких как энергетика, транспорт, водные ресурсы и канализационные сети), в последнее время используется и в различных секторах сельского хозяйства. Отношения государственно-частного партнерства могут быть выстроены с целью обеспечения новых, значительных инновационных инвестиций, способствующих увеличению производства сельскохозяйственной продукции, повышению эффективности данного сектора экономики и повышению конкурентоспособности отечественного производителя.

Направления реализации

С учетом анализа проектов, которые были реализованы в формате государственно-частного партнерства за рубежом, можно выделить основные направления реализации указанного механизма в сельском хозяйстве:

— использование отходов сельскохозяйственной продукции для реализации проектов в сфере энергетики;

— строительство, эксплуатация и управление оросительными системами;

— строительство и управление сетями холодильной цепи складских помещений;

— строительство, обслуживание и управление рынками для продажи фруктов, овощей и другой местной сельскохозяйственной продукции;

— строительство и эксплуатация хранилищ сельскохозяйственной продукции;

— переработка/рециклинг сельскохозяйственных отходов/биотоплива и т.п.

Так, одним из ярких примеров эффективного использования механизма государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве Восточной Европы является проект, который был реализован в Словении в 2006 году: две большие государственные свинофермы — Nemscakи и Jerezo столкнулись с проблемой накопления отходов животноводства в размере 240 тонн в день. Решение данного вопроса, структурированное на основе договора о партнерстве с частной компанией, предусматривало строительство завода по очистке отходов, способного также получать биогаз и вырабатывать электроэнергию. В результате каждая из сторон данных отношений получила то, что ей было необходимо: государство — возможность беспрепятственно утилизировать отходы, частный инвестор — прибыль от производства и реализации электроэнергии.

Другой проект в этой сфере в настоящее время реализуется в Молдове при технической поддержке ЕС. Проект предусматривает производство гранул из отходов сельского хозяйства, которые в дальнейшем используются для отопления жилых домов.

Обычно именно государство заинтересовано в сделках, предусматривающих долгосрочное финансирование со стороны частного сектора с целью обеспечения новых проектов и сектора услуг, которые государственный сектор не в состоянии предоставить самостоятельно.

Так, власти Индийского штата Пенджаб в 2009 году заключили договор концессии на 30 лет, предусматривающий частное финансирование строительства и эксплуатации элеваторов, способных хранить более 50 тыс. тонн зерна. Данная форма государственно-частного партнерства помогает привлечь более 8 млн долл. США в год в экономику Индии в форме частных инвестиций и, как ожидается, поможет сформировать более высокие стандарты к вопросу хранения продукции сельского хозяйства. В результате частный инвестор получает ежегодную арендную плату от правительства за пользование элеватором. Ведь тарифы на такое использование урегулированы государством на уровне, доступном (ниже себестоимости) для большинства производителей сельскохозяйственной продукции.

Ресурсы Украины

Украина имеет не только огромные сельскохозяйственные ресурсы, но и основной компонент для полноценного функционирования механизма государственно-частного партнерства — высокий человеческий потенциал. Тем не менее государственно-частное партнерство является новым инструментом государственной политики на Украине, и в нашей стране были лишь единичные случаи, когда проекты данного механизма реализовывались в традиционных секторах экономической инфраструктуры: энергетики, транспорта, связи и т.п.

Так, по данным центральных и местных органов исполнительной власти на Украине по состоянию на конец 2014 года на основе государственно-частного партнерства реализуется 243 проекта (210 договоров концессии, 33 договора о совместной деятельности), но фактически ни один из них не имеет практических результатов.

С учетом особенностей применения механизм государственно-частного партнерства, который широко и эффективно используется во всем цивилизованном мире, обязательно должен стать основным инструментом привлечения инвестиций и реализации крупных социально значимых проектов. Анализ проектов государственно-частного партнерства, эффективно реализуемых за рубежом, показал, что органы государственной власти могут успешно сотрудничать с бизнесом на взаимовыгодных условиях.

В случае наличия политической воли у представителей современной украинской власти именно государственно-частное партнерство станет дверью, которая откроет перед нашим государством большие перспективы как в инвестиционном, так и в социально-экономическом плане. Толчком для сотрудничества в таком формате могут стать только изменения существующей законодательной базы и приведение ее к общемировым стандартам, ведь ни один инвестор не будет вкладывать средства в страну с неразвитым законодательством и отсутствием реальных механизмов взаимодействия государственных институтов и частных партнеров.

 

ПЕТРЕНКО Артем — юрист МЮК «Александров и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Интеллект будущего

VOX POPULI

Государство и юристы

Летняя активность

Акцент

Правосоздание

Отмена «валютного» военного сбора

Государство и юристы

Упрощение контроля над концентрацией

ОКУ государево

Опасные заключения

Документы и аналитика

Доверительный фон

Приемная миссия

Игра в подсудность

Новости юридических фирм

Частная практика

Эксперты ILF завершили проект по запуску retail-франшизы «ЭКО-ЛАВКА»

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультировала MHP S.A. в связи со сделкой по обмену активов

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Энергетическая группа»

Отрасли практики

Кассовый спор

Аргументы – не факты

По воле срока

Открытый стандарт

Проявить позитив

Контрольный диктат

Партнерское продолжение

Самое важное

Конкурентный рывок

Уместные выборы

Конституционный настрой

Вырваться из плана

Судебная практика

Пилотная оптимизация

Переходное бремя

Оговорка о валюте

Не наше дело

Тема номера

Мерное шествие

Провокационное подведение

Частная практика

Знаки приоритета

Свободные отношения

Інші новини

PRAVO.UA