PACTA SUNT SERVANDA — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №2 (212) » PACTA SUNT SERVANDA

PACTA SUNT SERVANDA

Договоры должны исполняться, причем даже незнакомые

Автор: Ридченко Ирина

ТЕРМИНОЛОГИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

Термин «франчайзинг» (англ. franchising) обозначает отношения между лицом, владеющим патентом на изобретение, товарными знаками, технологиями и другими объектами интеллектуальной собственности, и лицом, которому предоставляется разрешение на производство продукции, продажу продукции и/или предоставление услуги под товарным знаком или фирменным наименованием, предоставляемое лицом, владеющим указанными объектами интеллектуальной собственности, на определенной территории, на срок и условиях, определенных договором.

Лицо, владеющее патентом на изобретение, свидетельством на товарный знак, технологиями, ноу-хау и другими объектами интеллектуальной собственности, которое разрешает другим использовать указанные объекты как свои, обычно называют франчайзер (англ. franchiser).

Право продажи изделия и/или предоставления услуги, часто исключительное на определенной территории, предоставляемое франчайзером, называют франшизой (фр. franchise).

Лицо или лица, которым предоставлено право (франшиза) заниматься в течение определенного периода времени определенным бизнесом, на определенной территории, используя фирменное наименование или товарный знак франчайзера, продавать товары или предоставлять услуги, иметь доступ к производственным секретам, проходить обучение по вопросам организации и ведения бизнеса, получать помощь в маркетинге и рекламе, пользоваться преимуществами репутации лица (фирмы), предоставившего франшизу, называют франшизи (англ. franchisee) или владельцем франшизы (англ. franchise owner).

Гудвилл (англ. Good Will) — положительная репутация или престиж, которую компания-франчайзер приобрела у потребителей.

Поскольку гудвилл невозможно точно оценить в денежном выражении, репутация, престиж, общественное признание и широкая область распространения знаний о фирме — все это способствует повышению стоимости или оценки фирмы.

Роялти (англ. royalty) — платежи, полученные в виде вознаграждений (компенсаций) за использование или предоставление разрешения на использование прав интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также иных аналогичных имущественных прав, которые признаются объектом права собственности субъекта хозяйственной деятельности, включая использование авторских прав на какие-либо произведения науки, литературы, искусства, записи на носителях информации, права на копирование и распространение какого-либо патента или лицензии, знака для товаров и услуг, права на изобретения, промышленные образцы, чертежи моделей или схемы программных средств вычислительной техники, автоматизированных систем или систем обработки информации, секретной формулы или процесса, права на информацию в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).

СОБСТВЕННО ФРАНЧАЙЗИНГ

Во всем цивилизованном мире давно поняли, что обладание правами на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) — это не только возможность защитить себя от недобросовестной конкуренции. Использование объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов в хозяйственной деятельности предприятия может приносить немалую выгоду. Так, например, предприятие имеет возможность получать дополнительные доходы от передачи прав на использование ОИС по лицензионным договорам, договорам франшизы, увеличивать уставный фонд предприятия и т. д.

Как известно, любой владелец фирмы стремится организовать свой бизнес таким образом, чтобы он был прибыльным, успешно и эффективно развивался и приносил высокий доход.

На сегодняшний день крупные компании вкладывают огромные средства для создания так называемого «фирменного стиля».

Наименование предприятия, слово, словосочетание, логотип, форма товара или его упаковки, сочетание цветов, дизайн интерьеров зданий, ресторанов и т. д. позволяет создавать в сознании потребителей отличия во внешнем виде и восприятии товаров и/или услуг одних производителей от товаров и/или услуг других.

Именно способность отличать товары и/или услуги различных фирм на рынке позволяет говорить о том, что товарный знак является чрезвычайно ценным объектом интеллектуальной собственности для многих субъектов хозяйственной деятельности.

Как известно, одним из способов развития и «раскрутки» собственного бизнеса является увеличение рынка сбыта своих товаров и/или оказания услуг путем создания сети собственных продавцов и/или служащих на других территориях.

Уже давно отмечалось, что, продавая право на свой бизнес независимым предпринимателям, обучая их практическим стандартам, необходимым для ведения прибыльного бизнеса, можно добиться гораздо большего результата. С другой стороны, начинающим бизнесменам хорошо известно, что работать под «раскрученным» товарным знаком намного выгоднее, нежели затрачивать огромные средства на его «раскрутку» и поддержку стабильности.

В международной торговле вышеуказанная система ведения бизнеса получила название «франчайзинг». В качестве примера можно назвать следующие крупные компании, работающие по системе франчайзинга — это McDonald’s, Coca-Cola, Pepsi, ZINGER, XEROX, 1C и др.

Суть франчайзинга заключается в том, что франчайзи покупает франшизу, позволяющую ему заниматься в течение определенного периода времени, на определенной территории определенным бизнесом, под товарным знаком или фирменным наименованием франчайзера, с использованием его технологий, коммерческой информации и т. д. При этом товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности, указанные в договоре, принадлежат франчайзеру, а не франчайзи.

В договоре франшизы описываются товары и/или услуги, которые должны соответствовать определенному стандарту (качеству); оговариваются все элементы использования фирменного наименования и/или товарного знака франчайзера, все печатные материалы, другие средства, причем даже Web-странички должны быть одобрены по форме, цвету и дизайну франчайзером. В договоре франшизы также устанавливаются основополагающие правила в отношении передачи, продления и завершения деловых отношений. Обычно по условиям договора франшизы франчайзер имеет право осуществлять контроль за качеством ведения бизнеса франчайзи и обязуется предоставлять ему помощь в организации предприятия, обучении персонала, стратегии ведения рекламной кампании, в управлении продажами, в осуществлении маркетинговой и рекламной поддержки и т. д.

Как правило, франчайзи помимо первоначального взноса обязуется регулярно выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы (роялти) за франшизу, товары и/или услуги, предоставляемые франчайзером.

Несмотря на то что на рынке Украины по системе франчайзинга работает немало известных компаний, неудивительно, что многие эту деятельность расценивают как новый и непонятный метод ведения бизнеса. Причиной этого является отсутствие необходимой информации, что приводит к недостаточной осведомленности предпринимателей о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, а также отсутствие четких законодательных механизмов, регулирующих данную область отношений.

ОТЛИЧИЯ ФРАНШИЗЫ ОТ ЛИЦЕНЗИОННОГО ДОГОВОРА

Развитие различных форм отношений между людьми вызвало потребность создания правовых моделей договоров между сторонами. Поэтому очень важно, чтобы договор был составлен в полном соответствии с требованиями законодательства, детально и четко регулировал все возможные ситуации, был понятен обеим сторонам договора и имел как можно меньше пунктов, которые можно бы было толковать неоднозначно.

Договоры франшизы применяются в различных сферах предпринимательской деятельности и имеют множество различий, а вместе с тем и много общих черт. Наиболее близкими к договору франшизы являются лицензионные договоры, т. е. договоры о передаче права пользования на объекты интеллектуальной собственности. Основное отличие между ними заключается в том, что целью договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, а заключение лицензионного договора направлено исключительно на использование определенных в нем объектов интеллектуальной собственности, независимо от цели такого использования.

Договор франшизы не ограничивается только передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на оказание услуг, договора купли-продажи, поставки и т. д.

В отличие от лицензионного договора, где лицензиат выступает на рынке как лицо, отличное от лицензиара, франчайзи во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с последним и выступает определенным образом представителем его товаров и/или услуг.

В силу того, что объекты интеллектуальной собственности, передаваемые по договору франшизы, имеют различную охраноспособность, следует различать и присущие им способы их защиты.

Предметом договора франчайзинга могут быть такие объекты интеллектуальной собственности, как коммерческая тайна, ноу-хау и т. д., которые охраняются законодательством без какой-либо регистрации. Что же касается передачи прав на использование товарного знака, изобретения, промышленного образца, то защита данного права осуществляется лишь в случае регистрации указанных объектов в государстве франчайзи.

Кроме этого, законодательство некоторых государств устанавливает обязательность регистрации договоров о передаче прав на пользование объектами интеллектуальной собственности, что также должно учитываться при заключении и исполнении договора.

Согласно законодательству Украины, договоры о передаче права собственности и лицензионные договоры в отношении определенных объектов интеллектуальной собственности (изобретения (полезные модели), промышленные образцы, товарные знаки) должны регистрироваться в Патентном ведомстве, чтобы иметь силу в отношении третьих лиц.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Использование объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов в хозяйственной деятельности предприятия позволяет получать дополнительные доходы от передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности, увеличивать уставный фонд предприятия, улучшать показатели финансовой независимости предприятия за счет увеличения общей стоимости его активов и т.д.

Пункт 1.2 статьи 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» определяет нематериальный актив как объект интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также иные аналогичные права, определенные в порядке, установленном соответствующим законодательством.

В соответствии со статьей 41 Закона Украины «О собственности», объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и иные результаты интеллектуальной работы.

Отношения, касающиеся владения, пользования и распоряжения указанными объектами интеллектуальной собственности, а также иными результатами интеллектуальной работы, регулируются специальными законами Украины и иными нормативно-правовыми актами, в которых, в частности, устанавливается, что право пользования и распоряжения объектом собственности удостоверяется охранным документом (патентом или свидетельством).

Собственник патента или свидетельства имеет право давать какому-либо лицу разрешение (выдавать лицензию) на использование объекта промышленной собственности на основании лицензионного договора, по которому пользователь выплачивает собственнику объекта промышленной собственности определенное в договоре вознаграждение (платеж (периодические платежи)) за предоставленное ему право пользования таким объектом собственности.

Указанные платежи подпадают под определение «роялти» — платежи какого-либо вида, полученные в виде вознаграждений (компенсаций) за использование или предоставление разрешения на использование прав интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также иных аналогичных имущественных прав, которые признаются объектом права собственности субъекта хозяйственной деятельности, включая использование авторских прав на какие-либо произведения науки, литературы, искусства, записи на носителях информации, права на копирование и распространение какого-либо патента или лицензии, знака для товаров и услуг, права на изобретения, промышленные образцы, чертежи моделей или схемы программных средств вычислительной техники, автоматизированных систем или систем обработки информации, секретной формулы или процесса, права на информацию в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау)» — пункт 1.30 статьи 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (с внесенными изменениями).

В соответствии с подпунктом 4.1.4 статьи 4 этого Закона платежи в виде роялти включаются в состав валовых доходов плательщика налога, который их получает, и в соответствии с подпунктом 5.4.2 статьи 5 Закона — в состав валовых издержек плательщика налога, который их платит.

Как было указано ранее, договор франшизы представляет собой длительные взаимоотношения между франчайзером и франчайзи, при котором все знания, успех, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за определенную плату.

Следовательно, прежде чем заключать договор франшизы, предметом которого являются такие ОИС, как изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, необходимо определить, является ли франчайзер собственником регистрации вышеуказанных объектов на территории Украины. В частности, право собственности на изобретение, промышленный образец удостоверяется патентом, право собственности на знак для товаров и услуг — свидетельством.

Следующим важным аспектом является правомерность отнесения платежей за использование вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности к роялти.

Для того чтобы платежи подпадали под определение «роялти», необходимо быть собственником на данные объекты, а при передаче права пользования в отношении определенных объектов интеллектуальной собственности (изобретения (полезные модели), промышленные образцы, товарные знаки) договор должен регистрироваться в Патентном ведомстве, чтобы иметь силу в отношении третьих лиц.

Законодательством Украины не предусмотрена регистрация договора франшизы, однако платежи по некоторым объектам договора можно отнести к роялти лишь зарегистрировав договор о передаче права пользования в ведомстве.

Выход здесь лишь один: заключать в отношении определенных объектов интеллектуальной собственности (изобретения (полезные модели), промышленные образцы, товарные знаки) лицензионные договоры, которые могут быть неотъемлемой частью договора франшизы либо отдельным договором, и регистрировать их в Патентном ведомстве.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА

Законодательная практика

ЗАВЕРШЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ЭПОПЕИ

Зарубежная практика

ВАМ ХВАТИТ ОДНОГО ДОЛЛАРА ЗАРПЛАТЫ?

ВЕРНЕМСЯ К ПУБЛИЧНЫМ НАКАЗАНИЯМ?

Неделя права

СТРАСТИ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

Новости из-за рубежа

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОЖАРЫ — ДЕЛО РУК ПОДРОСТКОВ

ОБВИНЕНИЕ ГОТОВО ДОКАЗАТЬ ВИНУ МИЛОШЕВИЧА

ЗАПРЕТ НА ОРУЖИЕ

В ПОГОНЮ ЗА ДЕДОМ МОРОЗОМ

Новости профессии

УКРАИНСКАЯ ИНДУСТРИЯ ОСТАЕТСЯ ЗАЛОЖНИКОМ ПИРАТОВ

МОЛОДЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ

ДОЛГИ НЕ ПРОЩАЮТ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА НА 2001 ГОД ПОД ВОПРОСОМ

ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

НЕ ВЕЛИ КАЗНИТЬ, А ВЕЛИ ПОМИЛОВАТЬ

Прецеденты

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Судебная практика

НЕКОНСТИТУЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

СПИСАНИЕ ПЕНИ ЗА ПРОСРОЧКУ ВОЗВРАТА ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Тема номера

АВТОРА! АВТОРА!

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕТРАНСЛЯЦИИ

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР

Частная практика

PACTA SUNT SERVANDA

НОТАРИУС ГОДА

Інші новини

PRAVO.UA