Очередной проект Стратегии реформирования налоговой системы Украины (Стратегия) разработан специалистами Министерства финансов Украины. Стоит отметить, что некоторые предложения Стратегии повторяют предложения стратегий и концепций прошлых лет, но с учетом специфики ведомства-разработчика основной упор сделан все-таки на достижение эффективности и обеспечение фискальных функций налогообложения. Реализация большинства из определенных приоритетов (например, смещение акцентов с прямых налогов на непрямые, выравнивание условий прямого налогообложения доходов юридических и физических лиц путем постепенного сближения ставок налога на прибыль предприятий и налога с доходов физических лиц, расширение прав местных органов исполнительной власти в сфере налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, отказ от предоставления налоговых льгот юридическим лицам) предусматривает законодательные изменения, поэтому правительство планирует заложить соответствующие положения в проекте Налогового кодекса Украины. Но революционной трансформации ждать не приходится, возможности реформирования налоговой системы жестко ограничены бюджетными потребностями, поэтому речь в Стратегии идет, скорее, об эволюции — без кардинального пересмотра налоговых ставок и уменьшения абсолютных сумм налоговых поступлений.
Отделить зерна от плевел
Разработчики Стратегии обоснованно отмечают, что, несмотря на многочисленные изменения, которые перманентно вносятся в налоговое законодательство и направлены на усовершенствование налоговой системы Украины, она является недостаточно эффективной с фискальной точки зрения и не обеспечивает на надлежащем уровне возложенных на нее задач.
Законодательная и нормативно-правовая база в сфере налогообложения остается достаточно сложной, запутанной и неоднородной. Налоговое законодательство характеризуется высокой степенью нестабильности. Бессистемность, значительное количество и частота внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство значительно усложняет роботу относительно обеспечения выполнения налоговых обязательств не только налогоплательщиков, но и органов взыскания. Кроме того, частые изменения в налоговом законодательстве негативно отражаются на деятельности предпринимательских структур, а также снижают привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов, поскольку риски, связанные с непредсказуемостью налоговой системы, остаются достаточно высокими.
Отдельным проблемным вопросом выступает несогласованность налогового и отраслевого законодательства, которая декларирует наличие многочисленных льгот или преференций без имплементации в соответствующие «налоговые законы».
Система налогообложения не обеспечивает исполнения одной из основных своих функций — наполнение доходной части бюджетов всех уровней. Среди основных проблем названы проблемы с непрямым налогообложением. В частности, вопросы неэффективности применения налога на добавленную стоимость постоянно на слуху. Акцизный сбор на Украине также назван недостаточно эффективным, он выполняет, скорее, функцию ограничения потребления вредных товаров, прежде всего, в результате низких ставок.
Система местных налогов и сборов также не обеспечивает достаточных поступлений в местные бюджеты, перегруженная неэффективными налогами, расходы на администрирование которых в большинстве случаев превышают сумму поступлений таких налогов в бюджет. В частности, поступление от сборов за выдачу ордера на квартиру, с владельцев собак, за участие в бегах на ипподроме, за выигрыш на бегах, за право проведения кино- и телесъемок, за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей, сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме, признается неэффективным и обременительным для налоговой системы. В целом, местные налоги и сборы обеспечивают менее 2 % поступлений в местные бюджеты.
Соответственно предлагается исключить из налоговой системы платежи, имеющие неналоговое происхождение (например, госпошлина и судебный сбор), отменить все неэффективные налоги и сборы, ввести налог на недвижимость и акциз на газ, электро- и теплоэнергию, трансформировать курортный сбор в туристический сбор, а сбор за загрязнение окружающей естественной среды — в экологический налог.
Также предусматривается изменение основных налогов, сводящихся к следующему.
Налог на добавленную стоимость:
— дифференциация основной ставки не допускается;
— придерживается правило первого события;
— своевременное возмещение через усовершенствование системы администрирования;
— модернизация системы регистрации плательщиков.
Налог на прибыль предприятий:
— переход к определению налога на прибыль в соответствии с общемировой практикой по методу начислений (сопоставление доходов и расходов плательщиков);
— достижение максимальной нейтральности налога за счет ликвидации преференций и исключений по операциям особенного рода (страховая деятельность, рынок финансовых услуг, в частности, торговля ценными бумагами и использование институтов общего инвестирования);
— упорядочивание таких проблемных вопросов, как налогообложение филиалов, расходов по операциям в иностранной валюте, вопросов налогообложения «роялти», порядка определения рыночной стоимости ценных бумаг;
— пересмотр порядка амортизации основных средств и нематериальных активов;
— гармонизация правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета.
Налог с доходов физических лиц:
— уравновешивание ставок налогообложения доходов резидентов и нерезидентов;
— внедрение в действие непрямых методов определения суммы доходов физического лица;
— отмена ежеквартального представления деклараций.
Иди, впредь больше не греши
Одновременно с принятием Налогового кодекса авторы Стратегии предлагают объявить налоговую амнистию, то есть предоставить возможность легализировать доходы, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные) в бюджеты и государственные целевые фонды. Предполагается, что субъекты легализации смогут добровольно задекларировать свои доходы и активы, уплатив довольно-таки либеральную госпошлину (определяется как процент от стоимости задекларированных активов). При этом со стороны государства будут предоставлены определенные гарантии, главная из которых — непривлечение лиц, осуществивших легализацию, к уголовной и административной ответственности за нарушение налогового законодательства относительно легализуемых объектов.
Быть или не быть?
Существование упрощенной системы налогообложения названо в Стратегии одними из факторов, нарушающих целостность налоговой системы Украины. Тем не менее в ближайшее время речь не идет об отказе от единого налога. Предложенные в Стратегии меры направлены на ее комплексное реформирование. Среди основных направлений — усовершенствование правил администрирования упрощенного налогообложения; конкретизация (уточнение) норм законодательства по вопросам упрощенной системы относительно отдельных видов деятельности (внешнеэкономической, посреднической и др.); возможность уплаты единого налога исключительно в счет прямых налогов, без включения в его состав непрямых налогов и налогов на имущество; усовершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства при переходе их с упрощенной системы налогообложения на общую.
Когда грядет время «Ч»?
Как отмечается в Стратегии, реформирование налоговой системы Украины должно происходить поэтапно и длиться 7 — 10 лет.
Первый этап предусматривает реализацию безотлагательных мероприятий, направленных на преодоление основных недостатков действующей налоговой системы и расширение базы налогообложения путем принятия Налогового кодекса на других нормативно-правовых актах по вопросам налогообложения. Именно на этом этапе предусматривается реформирование основных налогов и сборов, системы и методов администрирования налогов (приоритет — налог на добавленную стоимость), усовершенствование упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, а также проведение налоговой амнистии. Предполагается, что все запланированные в рамках первого этапа мероприятия будут проведены в 2008 — 2010 годах.
Второй этап будет непосредственно связан с сокращением бюджетных расходов в структуре ВВП и сокращением налогов (платежей), влияющих на себестоимость национальных товаров (услуг) и уменьшающих их конкурентность. Среди мероприятий этого этапа отметим начало реформирования системы платежей в социальные фонды; поэтапное снижение ставки налога на прибыль; достижение нейтральности налогообложения доходов c капитала; сближение норм бухгалтерского учета с законодательными нормами по вопросам налогообложения. Предполагается, что все запланированные в рамках второго этапа мероприятия будут проведены в 2011 — 2013 годах.
И, наконец, третий этап, предусматривающий углубление реформирования налоговой системы Украины в соответствии с принципами экономической эффективности и социальной справедливости. В частности, снижение ставки налога на прибыль предприятий и повышения ставки налога на доходы физических лиц в направлении обеспечения их унификации, монетаризацию льгот. Окончательную адаптацию налогового законодательства к требованиям ЕС предполагается осуществить в 2014 — 2018 годах.
Примечание. * — Петр Лавров. «Рабочая Марсельеза» (1875)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…