Отправка не по расписанию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (748) » Отправка не по расписанию

Отправка не по расписанию

В последнее время отечественный законодательный продукт, особенно если речь идет о системных и достаточно революционных изменениях, все чаще отправляют в разные международные институции для проведения экспертизы. Особой популярностью у украинских законодателей пользуется «венецианское направление». Именно рекомендации Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия), которые служат для международного сообщества эталоном демократических стандартов в Европе, нередко становятся главным аргументом в вопросе принятия того или иного закона.

Если раньше (особенно в ­последние два года) законопроекты направляли в Вене­цианскую комиссию, как правило, напрямую, минуя механизм их анализа в Верховном Совете Украины, то вскоре, не исключено, такое расписание отправки будет изменено. По крайней мере, спикер парламента Владимир Литвин уже заявил о такой возможности. По его убеждению, Украина должна направлять на оценку в международные экспертные институты только те законопроекты, которые уже были поддержаны как идеи в результате первого чтения. Мотивация такого предложения следующая. Как показывает практика, на рассмотрение профильных комитетов Верховного Совета Украины нередко поступают довольно конфронтационные проекты законов, и парламентские подразделения сразу направляют их на оценку международным экспертам. При этом иногда законодательные инициативы, прошедшие длительную иностранную ревизию, даже не вносятся на рассмот­рение в сессионный зал здания под куполом. Кроме того, сложившаяся практика постоянного апеллирования к международным экспертным институтам существенно отягощает работу последним.

Концептуальное значение

Правда, с предложением замкнуть процедуру подачи законопроектов в международные экспертные институты на украинском парламенте согласны не все. В частности, категорически против этого сопредседатель Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права (Нацкомиссия), народный депутат Украины Сергей Головатый. По его убеждению, уже сам текст проекта закона должен отвечать европейским стандартам. «Что значит принятие законопроекта в первом чтении? Буквально — это согласие парламента на концептуальный подход для решения той или иной проблемы. Если документ уже принят Верховным Советом Украины в первом чтении, нельзя поменять его концепцию, а изменение нескольких его статей уже ничего не даст», — утверждает г‑н Головатый. По его мнению, правильной является процедура подачи законопроектов в международные экспертные институты сразу после их создания. Например, так, как это было с проектом закона о прокуратуре, который был разработан Нацкомиссией и сейчас находится на рассмотрении в Венецианской комиссии. Г-н Головатый прогнозирует: если Президент Украины внесет на рассмотрение парламента свой законопроект о прокуратуре (сейчас его разрабатывает рабочая группа по вопросам реформирования прокуратуры и адвокатуры, созданная главой государства — прим. ред.), то, после рассмотрения его в первом чтении, невозможно будет изменить его концепцию.

В подобной патовой ситуации отечественные законодатели уже оказывались, в частности, когда принимали в первом чтении проект закона «О мирных собраниях», разработанный еще правительством Юлии Тимошенко. Основные положения указанного законопроекта, по словам Сергея Головатого, Венецианская комиссия «разнесла в пух и прах, как такие, которые не отвечают принципу верховенства права и Европейской конвенции по правам человека». После этого возглавляемая г-ном Головатым комиссия разработала новый законопроект, который получил высокую оценку у европейских экспертов. Однако в этом случае у парламентариев не оказалось выбора: поскольку правительственный законопроект прошел первое чтение, то, несмотря на замечания международной экспертной институции, народные депутаты Украины вынуждены рассматривать его и дальше.

Взвешенная позиция

А вот народный депутат Украины, член Мониторингового комитета Парла­ментской Ассамблеи Совета Европы Юлия Левочкина, которая, к слову, сменила на этом посту Сергея Головатого, разделяет точку зрения спикера и считает, что отправлять в международные экспертные институты необходимо уже согласованные инициативы, к принятию которых будет политическая воля. По ее мнению, не стоит отвлекать международных экспертов теми законопроектами, которые «не имеют шансов быть принятыми на Украине». При этом г-жа Левочкина приводит в пример судьбу вышеупомянутого законопроекта о прокуратуре. «В глазах европейского сообщества это выглядит странно, когда для экспертизы им направляют серию законопроектов на одну и ту же тему. Разумнее было бы просить рекомендации по тем законопроектам, которые, как минимум, имеют шансы быть принятыми», — уверяет она.

Избирательный подход

В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по иностранным делам Тарас Черновол обращает внимание на то, что в механизме вынесения законопроектов на суд международной общественности единой позиции нет: «Были случаи, когда в международные экспертные институты направлялись предварительные законодательные инициативы, которые еще не были зарегистрированы в парламенте или же были зарегистрированы, но еще не внесены в повестку дня. Были случаи, когда международную апробацию проходили документы, которые Верховным Советом Украины уже были рассмотрены в первом чтении».

Вместе с тем г-н Черновол отмечает, что, в первую очередь, законодатели должны руководствоваться статьей 116 Закона Украины «О регламенте Верховного Совета Украины», согласно которой предложения и поправки к документу в процессе рассмотрения его во втором чтении могут вноситься лишь к тому тексту законопроекта (статьям, их час­тям, пунктам), который был принят за основу. «Возможности процедуры второго чтения очень ограничены», — констатирует г‑н Черновол, говоря о законопроектах, которыми предлагается внести изменения в действующие нормативные акты. Если же речь идет о совершенно новых, базовых законах, «переписанных с нуля», например, таких как недавно принятый парламентом Уголовный процессуальный кодекс Украины, то тогда, по убеждению Тараса Черновола, даже после рассмотрения в первом чтении, текст законодательной инициативы еще можно кардинально менять. Поэтому, он резюмирует, применять предложенный вариант унификации принципа внесения законопроектов в международные экспертные институции ко всем инициативам нельзя.

Что ж, если говорить об избирательном подходе, то его отечественные законодатели уже не раз применяли, по крайней мере, к механизму реализации рекомендаций международных экспертных институций. Вспомнить хотя бы судебную реформу, результатом проведения которой стало принятие Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Тогда, в 2010 году, его инициаторы не раз говорили о европейском происхождении этого документа, хотя на момент его принятия официальных выводов Венецианской комиссии относительно качества предложенных изменений не было. Они появились значительно позже, с целым перечнем принципиальных замечаний. Следовательно, в вопросе принятия тех или иных изменений украинские законодатели, в первую очередь, руководствуются политической волей, а не наличием международных оценок.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Разгрузить систему

Актуальный документ

Документы и аналитика

Продление ликвидации

Акцент

В тени судебной реформы

Государство и юристы

Отправка не по расписанию

Государство и юристы

Новости законотворчества

Таможенный кодекс подписан Президентом

Регуляторная политика на местах

Законодательство приводят в соответствие с законом о борьбе с коррупцией

Зарубежная практика

(Полу)защитник — крайний

Неделя права

Отчет GRECO обнародован

Неделя права

Новости из-за рубежа

Катынский расстрел

Ответственность за пытки

Австралийский прецедент

Неделя права

Выбыл из строя

Недостойная старость

ГИС — не правоохранители

Доставка с гарантией

Новости из зала суда

Судебная практика

Состоялось предварительное заседание по новому «делу Тимошенко»

Подходит к завершению дело судьи, обжаловавшей увольнение

ЮФ «Лавринович и Партнеры» представила интересы ООО «Дальний Кордон»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» защитила интересы Premier Distribution Company

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Sadovaya Group по вопросам привлечения кредита от ЕБРР

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует SECURE Management по вопросам инвестиций в Aisi Realty Public Limited

Юлия Репина — новый советник МЮФ Integrites

Отрасли практики

Без права на землю

Найденный НДС

Институт понижения квалификации

Марки пресечения

Обратная сторона лизинга

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Прием окончен

Решения недели

Судебная практика

Реализовали спорный товар

Таможня отказалась оформлять

Самое важное

Во благо усовершенствования

Судебное единение

Юрьев суд

Корпоративная дискуссия

Судебная практика

Прокурор вступает в дело

Папа делил автомобиль

Судебная практика

Судебные решения

О бремени доказывания занижения цены товара

Тема номера

Рекламу выведут на чистую землю?

Рекламодателям забили штрафной

Договор на доверии

Частная практика

Переговорный спарринг

Равнение на клиента

Юридический форум

В двадцаточку!

Сразились в дебатах

Юрисконсульт

Новые назначения в ПАО «АвтоКрАЗ»

«Черные дыры» ликвидации

Госсектор уполномочен заявить

Упрощение обернулось усложнением

Інші новини

PRAVO.UA