Юлия КАРНАУХ • «Юридическая практика»
Даже в условиях реформирования система органов по противодействию организованной преступности не является совершенной. Нерешенными все еще остаются такие вопросы, как несоответствие их деятельности международным стандартам защиты прав человека, дублирование функций с другими правоохранительными органами, неудовлетворительное организационно–правовое и кадровое обеспечение.
Поэтому усовершенствовать систему специальных органов по борьбе с организованной преступностью, которые будут наделены четко определенными полномочиями, а также наладить механизм противодействия организованной преступности, по мнению народных избранников, можно путем внесения изменений в Закон Украины «Об организационно–правовых основах борьбы с организованной преступностью» (Закон) и другие нормативно–правовые акты Украины. Новации предложены в законопроекте № 10121 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно противодействия организованной преступности» от 1 марта с.г. (законопроект).
Остаться в живых
Статьей 5 Закона определена система органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, в их числе — специально созданные государственные органы и органы, принимающие участие в борьбе с организованной преступностью в рамках выполнения возложенных на них других основных функций. К специально созданным органам относятся Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины (Комитет) и специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины (СБУ). Однако законопроектом предлагается исключить из перечня Комитет, положения о котором на основании решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года были признаны неконституционными, но положения о Комитете из Закона не исключены.
Таким образом, сегодня единственными структурами, которые борются с организованной преступностью, остаются специальные подразделения СБУ. В статье 19 Закона Украины «О национальной безопасности Украины», который вступил в силу 8 июля 2018 года, определены функции СБУ, в частности, это противодействие разведывательно–подрывной деятельности против Украины, борьба с терроризмом, контрразведывательная защита государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно–технического потенциала, кибербезопасности, экономической и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры, а также охрана государственной тайны. «При этом среди таких функций не предусмотрена борьба с экономическими преступлениями, коррупцией и организованной преступностью», — обращает внимание Владимир Малыш, адвокат уголовно–правового департамента АО AVER LEX. «Кроме того, СБУ должна была в шестимесячный срок со дня вступления в силу Закона Украины «О Национальной безопасности Украины» разработать и представить Президенту Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины», чего сделано не было. В связи с этим Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ (отдел «К») должно быть расформировано», — считает г–н Малыш. Адвокат уверен, что появление законопроекта связано именно с целью предотвращения расформирования отдела «К».
В то же время законопроектом предлагается привлечь к борьбе с организованной преступностью и уполномоченные подразделения Национальной полиции Украины. Вопросы создания и компетенции таких подразделений будут определяться в соответствии с Законом Украины «О Национальной полиции».
Г–н Малыш напомнил, что специальные подразделения Министерства внутренних дел (МВД) Украины уже функционировали в системе органов по борьбе с коррупцией, но после 2015 года Главное управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) и его структурные подразделения были расформированы. «После ликвидации этой структуры стало ясно, что она не только продолжает активно действовать, но и постоянно трансформируется в новые формы», — отметил эксперт. Так, на замену расформированным УБОП выходит новый игрок — Департамент стратегических разработок и анализа МВД Украины, который, скорее всего, и будет уполномоченным подразделением по борьбе с организованной преступностью. К слову, Департамент начал свою работу в конце 2018 года.
Законопроектом также предлагается дополнить перечень органов, принимающих участие в борьбе с организованной преступностью, включив в этот список Государственное бюро расследований. Некоторые эксперты считают, что в данный перечень также стоило бы включить Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) как органы, которые непосредственно принимают участие в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, однако в Законопроекте об этом ничего не сказано.
Дополнительные права и обязанности
С целью осуществления мероприятий по борьбе с организованной преступностью специальные подразделения наделены полномочиями, указанными статьей 12 Закона. С принятием законопроекта сотрудники этих органов получат дополнительные права и обязанности. Например, по согласию собственника фото-, аудио-, теле– и/или видеоматериалов, полученных во время открытой съемки на улице, собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера, сотрудники специальных (уполномоченных) подразделений смогут получать беспрепятственный доступ к этим материалам и осуществлять ретрансляцию такой информации в режиме реального времени на собственное оборудование.
К слову, указанные структуры вправе получать необходимую им информацию и путем непосредственного доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и базам (банкам) данных, владельцами (держателями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления.
Что касается обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее: исключительно на основании соответствующего решения суда сотрудники специальных (уполномоченных) подразделений сроком до десяти суток смогут опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилищных) или другие хранилища, обеспечивать их охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины. Отметим, что действующими положениями Закона сотрудники специальных подразделений уполномочены на такие действия на основании постановления и санкции соответствующего прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью. В неотложных случаях — с уведомлением прокурора на протяжении суток при угрозе уничтожения, сокрытия или утраты предметов, которые могут быть использованы для расследования преступной деятельности.
Актуальные вопросы
Таким образом, в контексте изложенного законодательного предложения экспертов интересуют вопросы, целесообразна ли замена расформированного УБОП идентичным ему Департаментом стратегических разработок и анализа, повысится ли в результате создания нового органа эффективность борьбы с организованной преступностью. Или все же более разумным решением представляется сосредоточение функций противодействия организованной преступности в СБУ во избежание исполнения одних и тех же полномочий несколькими разными органами?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…