11 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно военного сбора» (Закон). Этим Законом были исключены из перечня облагаемых военным сбором доходы, предусмотренные подпунктом 165.1.51 пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины, то есть доходы от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанные с переходом права собственности на эти валютные ценности.
В пояснительной записке к Закону, который отменил взыскание военного сбора с этих доходов, указывается, что введение дополнительных препятствий для оборота валютных ценностей в виде военного сбора (в дополнение к вкладу в Пенсионный фонд) приводит к негативным последствиям для экономики Украины, а именно:
— значительно возрастает объем проведения операций с наличной иностранной валютой и банковскими металлами на теневом рынке;
— затормаживается действующий рынок банковских услуг с платежными документами;
— уменьшается предложение наличной и безналичной иностранной валюты;
— искусственно завышается стоимость иностранной валюты для физических лиц.
Кроме того, отмечается, что принятие Закона позволит увеличить объем получаемой банками иностранной валюты, которая обменивается гражданами на гривну, и будет способствовать стабилизации ситуации на финансовом рынке Украины.
Да, действительно, Декретом Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 года № 15-93 предусмотрено, что к валютным ценностям относятся: валюта Украины; платежные документы и другие ценные бумаги; иностранная валюта; платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.
В основном такой сбор взимался при покупке и продаже иностранной валюты. Такой подход законодателя был совершенно неоправданным, поскольку с экономической точки зрения при операциях с валютными ценностями происходит эквивалентный обмен одной ценности на другую. Следовательно, фактически отсутствовал сам источник дохода, с которого взимался сбор.
Надеемся, что это только первый шаг законодателя к усовершенствованию механизма взимания военного сбора. Поскольку сегодня остаются неопределенными многие вопросы по его взысканию, начиная от срока окончания действия положения о взимании сбора и заканчивая требованием использовать поступления по сбору непосредственно на оборонные цели.
НЕЧАЙ Мирослава — юрист ЮК Jurimex, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…