В Верховном Совете Украины зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на совершенствование системы государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимость. В частности, проекты новых законов «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (рег. № 2982) и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (рег. № 2983) профильные парламентские комитеты уже рекомендовали принять за основу.
Обе инициативы призваны существенно изменить модель оказания административных услуг в сфере государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимое имущество. Одна из ключевых идей — устранить монополию Министерства юстиции Украины (Минюст) и полностью отказаться от территориальной привязки при регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей, обременений прав на недвижимость, а также частично и в случаях регистрации прав на недвижимое имущество.
Законопроектами предусматривается, что, кроме органов местного самоуправления и местных государственных администраций, право осуществлять регистрационные действия получат нотариусы (в том числе в случаях, если вещное право возникло без совершения ими нотариального действия), аккредитованные Минюстом банковские учреждения, а также государственные исполнители (только при государственной регистрации обременений, наложенных на имущество в ходе принудительного исполнения решений). За счет расширения круга субъектов, которые осуществляют государственную регистрацию бизнеса и прав на недвижимое имущество, удастся создать эффективную конкуренцию в сфере предоставления административных услуг. Это, в свою очередь, должно способствовать улучшению их качества, ведь от того, к кому гражданин будет обращаться, зависит, кто получит значительную часть административного сбора. Так, планируется, что в случае осуществления регистрационных действий должностными лицами исполкомов местных советов административный сбор в полном объеме будет поступать в местный бюджет.
Следует отметить, что совокупный объем поступлений от проведения государственной регистрации права собственности и других вещных прав в 2014 году составил более 367 млн грн. В дальнейшем значительная часть этих средств сможет пополнять местные бюджеты, что станет еще одним шагом в направлении бюджетной децентрализации и финансовой самостоятельности местных общин.
Поэтому ожидается, что экономический интерес заставит «бороться за клиента», вводя лучшие практики оказания публичных услуг. Более того, с внедрением внутренней конкуренции между субъектами государственной регистрации удастся преодолеть коррупцию в этой сфере. В итоге получим более качественные, прозрачные и оперативные административные услуги, ориентированные прежде всего на интересы граждан.
Одновременно хотелось бы развеять миф о том, что следствием делегирования функций частному сектору станет бесконтрольность. Чтобы этого не допустить, предлагается ввести наряду с судебным административное обжалование решений государственных регистраторов, которое будет более оперативным, и предусмотреть ответственность за нарушения в сфере государственной регистрации (временная блокировка или аннулирование доступа к реестру, отмена аккредитации банка как субъекта государственной регистрации и пр.).
Важно, что проекты предусматривают не только расширение круга государственных регистраторов, но и модернизацию самой процедуры. В частности, речь идет о введении возможности подачи электронных документов для проведения всех регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также получение документов, выдаваемых по результатам рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав, в электронном виде. Такие механизмы успешно работают в странах-лидерах ежегодной оценки Doing Business по индикатору «Учреждение бизнеса»: в частности, в Канаде, Грузии, Сингапуре и Эстонии.
Таким образом, законы в случае принятия станут весомым шагом для улучшения прозрачности и оперативности предоставления административных услуг как гражданам, так и бизнесу.
АЛЕКСЕЕВ Игорь — народный депутат Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…