Открытый стандарт — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (914) » Открытый стандарт

Открытый стандарт

В Верховном Совете Украины зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на совершенствование системы государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимость. В частности, проекты новых законов «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (рег. № 2982) и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» (рег. № 2983) профильные парламентские комитеты уже рекомендовали принять за основу.

Обе инициативы призваны существенно изменить модель оказания административных услуг в сфере государственной регистрации бизнеса и прав на недвижимое имущество. Одна из ключевых идей — устранить монополию Министерства юстиции Украины (Минюст) и полностью отказаться от территориальной привязки при регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей, обременений прав на недвижимость, а также частично и в случаях регистрации прав на недвижимое имущество.

Законопроектами предусматривается, что, кроме органов местного самоуправления и местных государственных администраций, право осуществлять регистрационные действия получат нотариусы (в том числе в случаях, если вещное право возникло без совершения ими нотариального действия), аккредитованные Минюстом банковские учреждения, а также государственные исполнители (только при государственной регистрации обременений, наложенных на имущество в ходе принудительного исполнения решений). За счет расширения круга субъектов, которые осуществляют государственную регистрацию бизнеса и прав на недвижимое имущество, удастся создать эффективную конкуренцию в сфере предоставления административных услуг. Это, в свою очередь, должно способствовать улучшению их качества, ведь от того, к кому гражданин будет обращаться, зависит, кто получит значительную часть административного сбора. Так, планируется, что в случае осуществления регистрационных действий должностными лицами исполкомов местных советов административный сбор в полном объеме будет поступать в местный бюджет.

Следует отметить, что совокупный объем поступлений от проведения государственной регистрации права собственности и других вещных прав в 2014 году составил более 367 млн грн. В дальнейшем значительная часть этих средств сможет пополнять местные бюджеты, что станет еще одним шагом в направлении бюджетной децентрализации и финансовой самостоятельности местных общин.

Поэтому ожидается, что экономический интерес заставит «бороться за клиента», вводя лучшие практики оказания публичных услуг. Более того, с внедрением внутренней конкуренции между субъектами государственной регистрации удастся преодолеть коррупцию в этой сфере. В итоге получим более качественные, прозрачные и оперативные административные услуги, ориентированные прежде всего на интересы граждан.

Одновременно хотелось бы развеять миф о том, что следствием делегирования функций частному сектору станет бесконтрольность. Чтобы этого не допустить, предлагается ввести наряду с судебным административное обжалование решений государственных регистраторов, которое будет более оперативным, и предусмотреть ответственность за нарушения в сфере государственной регистрации (временная блокировка или аннулирование доступа к реестру, отмена аккредитации банка как субъекта государственной регистрации и пр.).

Важно, что проекты предусматривают не только расширение круга государственных регистраторов, но и модернизацию самой процедуры. В частности, речь идет о введении возможности подачи электронных документов для проведения всех регистрационных действий в отношении юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также получение документов, выдаваемых по результатам рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав, в электронном виде. Такие механизмы успешно работают в странах-лидерах ежегодной оценки Doing Business по индикатору «Учреждение бизнеса»: в частности, в Канаде, Грузии, Сингапуре и Эстонии.

Таким образом, законы в случае принятия станут весомым шагом для улучшения прозрачности и оперативности предоставления административных услуг как гражданам, так и бизнесу.

 

АЛЕКСЕЕВ Игорь — народный депутат Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Интеллект будущего

VOX POPULI

Государство и юристы

Летняя активность

Акцент

Правосоздание

Отмена «валютного» военного сбора

Государство и юристы

Упрощение контроля над концентрацией

ОКУ государево

Опасные заключения

Документы и аналитика

Доверительный фон

Приемная миссия

Игра в подсудность

Новости юридических фирм

Частная практика

Эксперты ILF завершили проект по запуску retail-франшизы «ЭКО-ЛАВКА»

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультировала MHP S.A. в связи со сделкой по обмену активов

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Энергетическая группа»

Отрасли практики

Кассовый спор

Аргументы – не факты

По воле срока

Открытый стандарт

Проявить позитив

Контрольный диктат

Партнерское продолжение

Самое важное

Конкурентный рывок

Уместные выборы

Конституционный настрой

Вырваться из плана

Судебная практика

Пилотная оптимизация

Переходное бремя

Оговорка о валюте

Не наше дело

Тема номера

Мерное шествие

Провокационное подведение

Частная практика

Знаки приоритета

Свободные отношения

Інші новини

PRAVO.UA