Ваше письмо в отношении направления подчиненным прокурорам Указания относительно задач органов прокуратуры по исполнению требований Закона Украины «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховным Советом Украины» рассмотрено.
Поскольку этот документ вызвал неоднозначную реакцию юридической общественности, считаю необходимым разъяснить свою позицию, которая, надеюсь, позволит избежать формирования неверного представления по этому поводу.
Анализ практики участия прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, обращений граждан и юридических лиц свидетельствует о крайне неудовлетворительной ситуации в осуществлении правосудия, сложившейся в нашем государстве. Речь идет о беспрецедентной корпоратизации судебной ветви власти, несовершенстве судебной системы, судебном произволе, безответственном, а порой и преступном отношении судей к своим служебным обязанностям и присяге, неуважении ими требований Закона и принятии неправомерных решений. Все больше обнаруживается признаков поражения судебных органов коррупцией. Материалы уголовных дел свидетельствуют, что взяточничество в судах получает распространение практически во всех регионах Украины. Учитывая эти, а также некоторые другие факторы, можно говорить о кризисе правосудия.
Такое состояние правосудия порождает недовольство широких слоев населения, способствует нестабильности в государстве и побуждает граждан к акциям протеста, которые все чаще происходят возле Верховного Совета Украины, Администрации Президента Украины, Верховного Суда Украины, Генеральной прокуратуры Украины и других государственных учреждений.
Сложившаяся ситуация наглядно показала, что следует изменять подходы к реформированию судебной системы, осуществлять это комплексно, как говорят, всем миром. Ведь в самом деле независимый, справедливый Суд нужен всем: государству, должностным лицам, общественным учреждениям независимо от форм собственности, предпринимателям, а главное — гражданам.
И начинать надо прежде всего с решения кадровых проблем, возникших при формировании судейского корпуса.
Все мы являемся свидетелями того, как происходит избрание судей в парламенте. Народные депутаты в большинстве случаев не владеют достоверной информацией относительно кандидатов в судьи. Сведения, поступающие от граждан, часто имеют субъективный характер, поскольку последствиями судебного разбирательства по крайней мере одна сторона остается неудовлетворенной. Следует защитить судей и от давления определенных политических сил, предоставляя парламентариям объективные сведения относительно кандидатов.
Именно с этой целью и был принят 18 марта 2004 года Закон Украины «О порядке избрания на должность и увольнения с должности профессионального судьи Верховным Советом Украины».
Главная идея этого Закона — сделать процесс назначения и увольнения судьи прозрачным и честным.
В частности, статьей 2 Закона предусмотрены уведомления в средствах массовой информации о подготовке материалов относительно избрания кандидата судьей. Статья 17 предоставляет возможность гражданам, народным депутатам Украины, должностным лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления обращаться в соответствующие квалификационные комиссии судей, Высший совет юстиции со сведениями о наличии оснований для увольнения судей.
Но, к сожалению, требования этого Закона надлежащим образом не исполняются.
Эти обстоятельства и побудили меня направить подчиненным прокурорам упомянутое указание.
Содержащиеся в нем требования никоим образом не противоречат положениям законодательства, а наоборот, ориентируют прокуроров на его строгое соблюдение.
Поскольку статья 25 Уголовно-процессуального кодекса Украины обязывает прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, мною прокурорам было предъявлено требование не занимать созерцательную позицию относительно неправомерных действий судей, а, пользуясь предоставленным Законом правом, всячески содействовать деятельности органов, от которых непосредственно зависит формирование судейского корпуса: квалификационным комиссиям судей, Высшему совету юстиции и Верховному Совету Украины.
С целью формирования объективного общественного мнения прокуроры, как должностные лица органов государственной власти, в соответствии с требованиями статьи 2 Закона, обязаны активно освещать в средствах массовой информации сведения о кандидатах на должности судей, их деятельность, допущенные ими нарушения закона и т.п.
Ведь именно прокуроры, осуществляя поддержание государственного обвинения и представительство интересов граждан или государства в суде, имеют возможность получить всестороннюю и объективную информацию о деятельности конкретных судей. Поэтому предоставлять необходимые сведения соответствующим инстанциям и общественности является профессиональной обязанностью прокуроров.
Следует отметить, что это указание — не спонтанный шаг, а последовательное воплощение концепции реформирования прокуратуры на основаниях приоритетности защиты прав граждан и интересов государства.
В связи с этим вызывает удивление позиция Совета судей Украины, который вместо принятия мер по наведению порядка в судебной системе в своем решении от 24 сентября 2004 года безосновательно обвинил Генерального прокурора Украины в нарушении законодательства и вмешательстве в деятельность органов судебной власти.
Если Совету судей не нравятся нормы указанного Закона, на исполнение которых мною и были ориентированы подчиненные прокуроры, то тогда логичнее поднимать вопрос о соответствии его положений Конституции Украины.
Вообще, складывается впечатление, что о кризисной ситуации в нашем судопроизводстве известно всем, кроме вышестоящих органов судейского самоуправления.
Открывая шестую сессию Верховного Совета Украины, его председатель прямо подчеркнул, что уже следует говорить о системе и практике украинского судопроизводства как о масштабной угрозе и вызове национальной безопасности Украины.
Генеральная прокуратура Украины намеревается также инициировать изменения в законодательство относительно организации деятельности квалификационных комиссий судей, которые были созданы для предотвращения нарушений закона судьями путем дисциплинарного влияния и которые практически эту функцию не выполняют.
Нас всех ждет еще много работы по усовершенствованию судебной системы, формированию достойного судейского корпуса.
С уважением Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев
От редакции: печатается с незначительными сокращениями. С полным текстом письма можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…