Ломать — не строить. Все, что происходит (вернее, не происходит) с институциональной реформой сферы интеллектуальной собственности, только подтверждает эту фразу. Ведь строить систему, как оказалось, намного сложнее, чем ее ломать…
Напомним: Государственная служба интеллектуальной собственности Украины была ликвидирована в августе 2016 года, но продолжала свою работу еще до мая 2017-го. Тогда задачи и функции по реализации государственной политики в ІР-сфере были полностью возложены на Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины. Министерство тем временем занималось реформой и к выдаче охранных документов было, мягко говоря, не готово. Ну как занималось реформой? Озвучило намерение создать Национальный орган интеллектуальной собственности (НОИС) — единый централизованный орган для исполнения функций по выдаче охранных документов по принципу единого окна. На этом, пожалуй, и все.
Создание НОИС было предусмотрено законопроектом «О Национальной системе охраны интеллектуальной собственности в Украине», разработанным около двух лет назад Научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности НАПрН Украины. После передачи в МЭРТ Украины документ канул в Лету.
17 сентября 2018 года на сайте Верховной Рады Украины появляется законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня охраны и защиты прав интеллектуальной (промышленной) собственности и усовершенствования государственного управления сферой интеллектуальной собственности № 9088. Среди прочего законопроект предопределяет создание НОИС — органа государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности, признанного на национальном уровне, осуществляющего полномочия в сфере интеллектуальной собственности, определенные этим законом и уставом (подробнее о нем читайте в статье «ІР-адрес», газета «Юридическая практика» № 41 (1085) от 9 октября 2018 года).
Днем позже на сайте МЭРТ Украины в рубрике «Обсуждение проектов документов» был размещен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного управления сферой интеллектуальной собственности». На момент написания статьи к документу оставлен 1401 комментарий, 26 лиц отметили, что поддерживают данный проект, 35 — нет. Положения документа, опубликованного на сайте, во многом вторят положениям проекта № 9088. Но очевидно, какую из инициатив будет отстаивать МЭРТ Украины.
Рассмотрим законопроект детальнее. Целью принятия этого законодательного акта является введение двухуровневой системы государственного управления сферой интеллектуальной собственности: создание НОИС как юридического лица публичного права, принадлежащего к сфере управления МЭРТ Украины. При этом МЭРТ будет обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в ІР-сфере, а НОИС — исполнять отдельные публичные функции (властные полномочия) по реализации государственной политики (выдача охранных документов на объекты права интеллектуальной собственности).
Фактически на НОИС будут возложены функции ликвидированной государственной службы (по выдаче патентов и свидетельств) и ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности» («Укрпатент») (по проведению экспертизы).
Документ, опубликованный на сайте МЭРТ Украины, предусматривает внесение изменений и дополнений в Законы Украины «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», «Об охране прав на топографии интегральных микросхем», «Об охране прав на указание происхождения товаров», «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об авторском праве и смежных правах», «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания», «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных» и «Об административных услугах».
Что касается последнего, то авторы документа предлагают вывести ІР-объекты из-под действия этого закона. Так, предусматривается, что действие Закона Украины «Об административных услугах» не будет распространятся на отношения, касающиеся совершения действий, связанных с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. Инициаторы объясняют такой ход несколькими причинами. Во-первых, выдача охранных документов в ІР-сфере имеет свои особенности и фактически не представляет собой административную услугу. Во-вторых, существенным требованием к административной услуге является установление граничного срока, но выдаче охранного документа предшествует целый комплекс мероприятий, индивидуальных для каждого заявителя и дифференцированных во времени. В-третьих, просчитать окончательную сумму, подлежащую уплате, сложно, поскольку это зависит от количества действий относительно заявки.
Мы поинтересовались у директора НИИ ИС НАПрН Украины, д.ю.н., профессора, академика НАПрН Украины Елены Орлюк, поддерживает ли она этот законопроект. «На данный момент, учитывая сроки окончания каденции Верховной Рады Украины в нынешнем созыве, мы рассматриваем законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственного управления сферой интеллектуальной собственности», разработанный МЭРТ Украины, в качестве компромиссного варианта», — ответила она. По словам нашей собеседницы, есть ряд замечаний к его положениям, но в то же время принятие законопроекта даст возможность продолжить институциональную реформу в сфере интеллектуальной собственности и заложить наконец законодательную основу для начала деятельности НОИС.
Тем не менее, по мнению г-жи Орлюк, в концептуальном плане предложенный подход МЭРТ Украины в части точечного изменения специального законодательства в сфере интеллектуальной собственности относительно закрепления статуса НОИС является недостаточным. «На наш взгляд, отдельный закон о национальной системе охраны интеллектуальной собственности в Украине однозначно необходим, поскольку он не только четко урегулирует правовой статус самого НОИС, но и определяет цели и задачи политики и стратегии в рамках ІР-сферы, в том числе в части влияния интеллектуальной собственности на инновационное развитие Украины и поддержки со стороны НОИС отечественных изобретателей и авторов», — отмечает Елена Орлюк. К слову, такой законопроект был разработан, прошел широкое обсуждение в профессиональных кругах в ІР-сфере и получил поддержку. «Разработка законопроекта о национальной системе осуществлялась в рамках реализации Концепции реформирования национальной ІР-системы, принятой Кабинетом Министров Украины на базе нашего НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины. Законопроект был представлен на региональных форумах и в правительстве. На данный момент он уже больше полутора лет находится в МЭРТ Украины», — комментирует Елена Орлюк.
Мы попросили нашего комментатора выделить достоинства и недостатки предложенной МЭРТ инициативы. Основной плюс, по мнению эксперта, в законодательном определении статуса НОИС (как это уже указывалось выше). «Принятие законопроекта даст возможность довести институциональную реформу в ІР-сфере до какого-то логического если не завершения, то хотя бы работающего варианта, и НОИС все же обретет институциональный статус, позволяющий выполнять функции единого окна — проведения экспертизы и выдачи охранных документов. Хотя это далеко не полный перечень функций и задач, которые должен выполнять современный национальный патентный офис (или в более широком понимании, как у нас, — ІР-офис) в рамках обеспечения национальной экономики и бизнеса сильными охранными документами, поддержки изобретательства, содействия коммерциализации результатов интеллектуальной, творческой деятельности», — убеждена г-жа Орлюк. В то же время МЭРТ Украины сможет снять с себя исполняемые временно, не присущие ему функции выдачи охранных документов.
«Есть ли перспективы принятия парламентом данного документа с учетом существования законопроекта № 9088 от 17 сентября 2018 года и предыдущих провалов знаковых для ІР- сферы законопроектов, инициируемых МЭРТ Украины?» — интересуемся мы. «Ответ на данный вопрос зависит только от парламента и от того, насколько МЭРТ Украины в частности и правительство в целом смогут лоббировать его прохождение через установленные процедуры принятия законов», — уклончиво ответила Елена Орлюк.
И в этом с ней согласятся многие. Не стоит забывать, что предвыборная гонка в Украине практически стартовала. Верховная Рада Украины и в спокойном состоянии с трудом принимала ІР-инициативы… Хотя в нашем случае может произойти как раз наоборот: принятие такого важного документа для повышения инвестиционной привлекательности Украины — неплохая строка в «резюме» избираемого.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…