От каждого — по мощности. А каждому что? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №5 (580) » От каждого — по мощности. А каждому что?

От каждого — по мощности. А каждому что?

С 10 января 2009 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» (№ 797-IV), которым, помимо прочего, увеличены ставки акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним и ставки налога с собственников транспортных средств (ТС).

Касательно изменений в сфере налого­обложения отметим, что законом № 797 были внесены следующие изменения в Закон Украины «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (Закон) — изменена градация групп объектов налогообложения в зависимос­ти от объема двигателя и увеличены ставки налога на ТС с большим объемом двигателя.

Так, при первой регистрации на Украине транспортных легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 до 2 200 см3 установлена ставка налога в размерах:

— для новых — 10 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых до 8 лет — 12 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 500 грн/100 см3,

то есть в размерах, которые действовали до 10 января с.г. для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 до 2 500 см3.

При первой регистрации на Украине транспортных легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 2 201 до 3 000 см3 установлена ставка налога в размерах:

— для новых — 75 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых до 8 лет — 90 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 750 грн/100 см3,

ранее в категорию «средних» относились автомобили с объемом цилиндров двигателя от 2 501 до 3 500 см3, и для них были установлены следующие ставки:

— для новых — 25 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых до 8 лет — 30 грн/100 см3;

— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 750 грн/100 см3.

Также возросли ставки налога при проведении первой регистрации на Украине для легковых автомобилей с большим объемом цилиндров двигателя — свыше 3 001 см3 (ранее к таковым относились авто с объемом ­цилиндров двигателя от 3 501 см3):

— для новых — 120 грн/100 см3 (ранее 40 грн);

— для эксплуатируемых до 8 лет — 135 грн/100 см3 (ранее 45 грн);

— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 1 000 грн/100 см3.

Что же касается ставок налога, взимаемого при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра ТС, то они также увеличились. С 10 января с.г. установлены следующие ставки налога с собственников легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя:

а) до 1 000 см3 — 3 грн/100 см3 (остался без изменений);

б) от 1 001 см3 до 1 500 см3 — 5 грн/100 см3 (до 10 января с.г. — 4 грн);

в) от 1 501 см3 до 1 800 см3 — 7 грн/100 см3 (до 10 января с.г. — 5 грн);

г) от 1 801 см3 до 2 200 см3 — 10 грн/100 см3 (до 10 января с.г. такая ставка была установлена для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 см3 до 2 500 см3);

д) 2 201 см3 до 3 000 см3 — 75 грн/100 см3 (до 10 января с.г. для автомобилей c объемом цилиндров двигателя от 2 501 см3 до 3 000 см3 была установлена ставка налога 25 грн/100 см3);

е) 3 001 см3 — 120 грн/100 см3 (до 10 января с.г. для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 3 501 см3 была установлена ставка налога 40 грн/100 см3).

Очевидно, что такие меры — стремление увеличить налоговую нагрузку собственников больших автомобилей, но многие первым делом вспомнили в связи с этим о собственниках еще старых советских автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и «УАЗ» (объем двигателя 2 400 см3), которым налоговое бремя за авто примерно в 1 800 грн отнюдь не по карману. В парламенте даже зарегистрирован народными депутатами Петром Симоненко и Адамом Мартынюком проект закона, которым предлагается вернуть прежние ставки налога (рег. № 3030-1).

Учитывая многие дискуссии вокруг этой темы, хотелось бы внести некую ясность.

Во-первых, повышение ставок налога с собственников автомобилей до 8 лет, которые впервые регистрируются на территории Украины, касается только автомобилей, ввезенных из-за границы. Об этом непосредственно указано в письме Государственной налоговой администрации от 10 января с.г. № 280/7/17-0317.

Что же касается старых автомобилей, которые уже зарегистрированы на Украине и регистрируются после снятия с регистрации, перерегистрируются или проходят плановый технический осмотр и имеют большой объем двигателя, то следует обратить внимание на положение пункта «в)» части 1 статьи 4 Закона. В нем указано, что от уплаты налога освобождаются на 50 % граждане, в собственности которых находятся легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя до 2 500 см3, взятые на учет на Украине до 1990 года. С учетом того, что выпуск автомобиля ГАЗ-24 «Волга», начатый в 1970 году, был прекращен в 1992 году, очевидно, что многие собственники автомобилей этой модели попадают под указанную льготную категорию. То есть правильно рассчитанная сумма налога должна составлять, скорее, не 1 800, а 900 грн. Причем стоит помнить, что налог с собственников ТС взимается один раз в два года. Кроме того, небезызвестно, что собственники ГАЗ-24 — люди немолодого возраста, и нередко относятся к категориям граждан, полностью освобожденным от уплаты данного налога в соответствии с законами Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны и гарантии их социальной защиты», «Об основоположных началах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста на Украине».

Впрочем, наличие льгот отнюдь не означает обоснованности налога. Ведь иметь в собственности автомобиль с мощным двигателем не значит его использовать, а отсюда — загрязнять окружающую среду и эксплуатировать дороги. Поэтому вполне логичным было бы введение европейской модели взимания транспортного сбора — путем включения его в стоимость топлива и определения АЗС в качестве налоговых агентов. Но так живут развитые государства…

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Дискуссий много, а изменений нет

От каждого — по мощности. А каждому что?

Законодательная практика

Наполнить местный бюджет

Комментарии и аналитика

Сделки в «особом порядке»

Неделя права

Минюст: итоги и мечты

Минуточку, а мы не согласны!

Египетская победа Украины

Блоггер теперь будет «в законе»

Экзаменовать судей — дело опыта

Ушел из жизни Михаил Михайлюк

Новости законотворчества

Упрощая исполнение решения иностранных судов

Правительство намерено урегулировать отчуждение частных земельных участков

Президент Украины подписал изменения в УК относительно ответственности за использование ребенка для попрошайничества

Новости из зала суда

Суд отказал ОАО «Днепрогаз»

Суд отказал в рассмотрении иска К. Григоришина

Суд подтвердил правомерность назначения А. Портнова на должность

Суд отклонил жалобы судовладельцев Lehmann Timber

Новости из-за рубежа

Шведской семье запретили называть ребенка буквой

За взятки в России чаще всего судят милиционеров

России не нужны молодые юристы

Новости профессии

Международный уголовный суд начал рассмотрение первого дела

Выданы свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью

Новые рекомендации для частных нотариусов

Состоялось заседание коллегии Генпрокуратуры

Евросуд празднует 50-летний юбилей

Новости юридических фирм

В ЮФ «Лавринович и Партнеры» — новый партнер

DLA Piper консультировала TNK BP в приобретении заправочных станций

МЮФ Salans разработала пакет стандартной документации для синдицированного кредитования

ЮК «Бизнес-Право Аудит» открыла представительство в г. Львове

ЮФ «Астерс» — юридический советник ЕБРР

МЮФ Chadbourne & Parke LLP назначила советника в г. Киеве

АК «Коннов и Созановский» провела юридический аудит группы компаний «Ялта-Фильм»

Реестр событий

Проект АЮУ — в парламент?

«Нежелательное» лицо Нацбанка

Из таможни — в СБУ

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Было юрлицо — были и права

Судебные дела недели

ООО «Автодром» выиграло дело

Дело по иску АОЗТ «Аспект» направлено на новое рассмотрение

Кассационная жалоба КП «Донецктеплокоммунэнерго» удовлетворена

Судебные решения

О нюансах рассмотрения споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должностных лиц правоохранительных органов

О моменте возникновения обязательства по оплате предоставленных услуг

Тема номера

Получение и защита имени в домене .UA

Частная практика

Навстречу людям и нотариусам

Есть у нас такая традиция: каждый год аттестация

Юридический форум

Не манипулируй, но используй

The Rule of Law in Ukraine

АМКУ оценили по-европейски

Інші новини

PRAVO.UA