С 10 января 2009 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» (№ 797-IV), которым, помимо прочего, увеличены ставки акцизного сбора на некоторые транспортные средства и кузова к ним и ставки налога с собственников транспортных средств (ТС).
Касательно изменений в сфере налогообложения отметим, что законом № 797 были внесены следующие изменения в Закон Украины «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (Закон) — изменена градация групп объектов налогообложения в зависимости от объема двигателя и увеличены ставки налога на ТС с большим объемом двигателя.
Так, при первой регистрации на Украине транспортных легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 до 2 200 см3 установлена ставка налога в размерах:
— для новых — 10 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых до 8 лет — 12 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 500 грн/100 см3,
то есть в размерах, которые действовали до 10 января с.г. для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 до 2 500 см3.
При первой регистрации на Украине транспортных легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 2 201 до 3 000 см3 установлена ставка налога в размерах:
— для новых — 75 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых до 8 лет — 90 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 750 грн/100 см3,
ранее в категорию «средних» относились автомобили с объемом цилиндров двигателя от 2 501 до 3 500 см3, и для них были установлены следующие ставки:
— для новых — 25 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых до 8 лет — 30 грн/100 см3;
— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 750 грн/100 см3.
Также возросли ставки налога при проведении первой регистрации на Украине для легковых автомобилей с большим объемом цилиндров двигателя — свыше 3 001 см3 (ранее к таковым относились авто с объемом цилиндров двигателя от 3 501 см3):
— для новых — 120 грн/100 см3 (ранее 40 грн);
— для эксплуатируемых до 8 лет — 135 грн/100 см3 (ранее 45 грн);
— для эксплуатируемых свыше 8 лет — 1 000 грн/100 см3.
Что же касается ставок налога, взимаемого при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра ТС, то они также увеличились. С 10 января с.г. установлены следующие ставки налога с собственников легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя:
а) до 1 000 см3 — 3 грн/100 см3 (остался без изменений);
б) от 1 001 см3 до 1 500 см3 — 5 грн/100 см3 (до 10 января с.г. — 4 грн);
в) от 1 501 см3 до 1 800 см3 — 7 грн/100 см3 (до 10 января с.г. — 5 грн);
г) от 1 801 см3 до 2 200 см3 — 10 грн/100 см3 (до 10 января с.г. такая ставка была установлена для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 1 801 см3 до 2 500 см3);
д) 2 201 см3 до 3 000 см3 — 75 грн/100 см3 (до 10 января с.г. для автомобилей c объемом цилиндров двигателя от 2 501 см3 до 3 000 см3 была установлена ставка налога 25 грн/100 см3);
е) 3 001 см3 — 120 грн/100 см3 (до 10 января с.г. для автомобилей с объемом цилиндров двигателя от 3 501 см3 была установлена ставка налога 40 грн/100 см3).
Очевидно, что такие меры — стремление увеличить налоговую нагрузку собственников больших автомобилей, но многие первым делом вспомнили в связи с этим о собственниках еще старых советских автомобилей ГАЗ-24 «Волга» и «УАЗ» (объем двигателя 2 400 см3), которым налоговое бремя за авто примерно в 1 800 грн отнюдь не по карману. В парламенте даже зарегистрирован народными депутатами Петром Симоненко и Адамом Мартынюком проект закона, которым предлагается вернуть прежние ставки налога (рег. № 3030-1).
Учитывая многие дискуссии вокруг этой темы, хотелось бы внести некую ясность.
Во-первых, повышение ставок налога с собственников автомобилей до 8 лет, которые впервые регистрируются на территории Украины, касается только автомобилей, ввезенных из-за границы. Об этом непосредственно указано в письме Государственной налоговой администрации от 10 января с.г. № 280/7/17-0317.
Что же касается старых автомобилей, которые уже зарегистрированы на Украине и регистрируются после снятия с регистрации, перерегистрируются или проходят плановый технический осмотр и имеют большой объем двигателя, то следует обратить внимание на положение пункта «в)» части 1 статьи 4 Закона. В нем указано, что от уплаты налога освобождаются на 50 % граждане, в собственности которых находятся легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя до 2 500 см3, взятые на учет на Украине до 1990 года. С учетом того, что выпуск автомобиля ГАЗ-24 «Волга», начатый в 1970 году, был прекращен в 1992 году, очевидно, что многие собственники автомобилей этой модели попадают под указанную льготную категорию. То есть правильно рассчитанная сумма налога должна составлять, скорее, не 1 800, а 900 грн. Причем стоит помнить, что налог с собственников ТС взимается один раз в два года. Кроме того, небезызвестно, что собственники ГАЗ-24 — люди немолодого возраста, и нередко относятся к категориям граждан, полностью освобожденным от уплаты данного налога в соответствии с законами Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны и гарантии их социальной защиты», «Об основоположных началах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста на Украине».
Впрочем, наличие льгот отнюдь не означает обоснованности налога. Ведь иметь в собственности автомобиль с мощным двигателем не значит его использовать, а отсюда — загрязнять окружающую среду и эксплуатировать дороги. Поэтому вполне логичным было бы введение европейской модели взимания транспортного сбора — путем включения его в стоимость топлива и определения АЗС в качестве налоговых агентов. Но так живут развитые государства…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…