Завершилось общественное обсуждение проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам проведения выборов» (Проект). В обсуждении проекта принял участие только один субъект — Центр политических студий и аналитики (Центр). Минюст предоставил свои комментарии на эти замечания, из которых следует, что он не готов учитывать высказанные предложения.
Так, в частности, удивила экспертов формулировка о размере квот, определяющих минимальный уровень представительства женщин и мужчин в общегосударственном избирательном списке. Законопроект предусматривает наличие квот в уставе политической партии, но не фиксирует их минимального размера. «Партии могут определять квоты для женщин в списках на уровне, например, 1—5 % и включать их в конец соответствующих избирательных списков», — такую ситуацию, по мнению Центра, может породить Проект. Эксперты предложили механизм, при котором партии при выдвижении кандидатов в депутаты в общегосударственном избирательном округе будут обязаны обеспечивать включение, по крайней мере, одной женщины в каждую пятерку кандидатов в депутаты в своих избирательных списках. В Минюсте заявили, что требование необоснованное, поскольку европейская практика предполагает добровольность закрепления таких квот, кроме того, парламент предыдущего созыва отклонил законопроект № 8487 от 12 мая 2011 года, которым предлагалось установить минимальную квоту.
Не понравилось экспертам и то, что избиратель, проживающий или пребывающий в день голосования за рубежом, а также гражданин, которому временно изменено место голосования (без изменения избирательного адреса) за пределами «своего» одномандатного округа, имеют право голоса только в общегосударственном избирательном округе. Но в Минюсте подчеркивают, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) считает практику использования открепительных талонов рискованной, помимо того, «представительский характер парламента требует обеспечения устойчивой связи между избирателями и избранными ими депутатами».
Центр обратил внимание на то, что Проект предусматривает целых три критерия создания одномандатных избирательных округов, однако их соблюдение является рекомендательным — округа должны соответствовать «по возможности». В свою очередь министерство уверено, что абсолютное удовлетворение каждого из критериев невозможно, особенно учитывая разную плотность населения Украины и его расселения по территории государства, географические и другие факторы.
Также предлагалось производить жеребьевку при формировании состава не только каждой отдельной окружной избирательной комиссии, но и каждой отдельной участковой избирательной комиссии. Однако Минюст не считает такую новацию оправданной, поскольку это критически увеличит нагрузку на окружные избирательные комиссии (ОИК), которые должны будут проводить жеребьевки по каждой участковой избирательной комиссии (именно ОИК будут заниматься регистрацией кандидатов-«мажоритарщиков» и их доверенных лиц).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…