Определение наименования юридических фирм — весьма важный момент для их основателей. И если компании не используют в наименовании фамилии основателей, то, как правило, выбор ограничен словами и словосочетаниями (латинскими и украинскими) правовой тематики.
Возможно, именно это влечет появление нескольких компаний с одинаковым наименованием. Но не всегда использование словосочетания может оказаться законным. Например, в случае, если наименование зарегистрировано как знак для товаров и услуг…
8 июля с.г. фактически завершились двухгодичные судебные тяжбы по иску ООО «Компания «Правовой Альянс» к ООО «Украинский правовой альянс» о прекращении нарушения права интеллектуальной собственности на коммерческое наименование и торговую марку. Собственно, в указанную дату имел место отказ ответчика от апелляционной жалобы на решение Хозяйственного суда г. Киева от 24 февраля 2009 года, которым исковые требования были удовлетворены частично, и фактически оспариваемое решение вступило в силу.
Данным решением было установлено, что истец использует спорное коммерческое наименование с 24 июля 2003 года, а 15 июня 2005 года — получил свидетельство на знак для товаров и услуг «Правовой Альянс», которое дает ему как собственнику исключительное право запрещать другим лицам использовать знак без его согласия. Причем объем правовой охраны на знак «Правовой Альянс» включает и юридические услуги (классы 35, 42, 45 МКТУ), что является основным видом деятельности истца.
В 2007 году компания ELC, которая также является крупным игроком рынка, сменила наименование на «Украинский правовой альянс». Вследствие этого имели место обращения клиентов к указанным юридическим компаниям с требованием пояснить наличие конфликта интересов.
После неудовлетворения требования сменить наименование истец был вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В свою очередь, ответчик отмечал, что его деятельность под таким наименованием правомерна, поскольку оно зарегистрировано компетентным органом, а при регистрации учитывается норма части 1 статьи 27 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», согласно которой регистрация юридических лиц с одинаковым наименованием не допускается. Кроме того, в соответствии с положениями части 4 статьи 489 Гражданского кодекса Украины лица могут иметь одинаковые наименования в случае, если это не вводит в заблуждение потребителей.
Суд, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из следующего. Истец и ответчик предоставляют однородные услуги — юридические.
Истец как собственник имеет исключительное право на распоряжение торговой маркой «Правовой Альянс».
Согласно части 2 статьи 489 ГК Украины, право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование имеет силу с момента первого использования и подлежит охране без обязательной подачи заявки на него или регистрации и независимо от того, является ли наименование частью торговой марки.
Истец использует свое наименование с 24 июля 2003 года, ответчик — с 10 октября 2006 года.
Кроме того, проведенной экспертизой было установлено, что коммерческие наименования истца и ответчика, а также коммерческое наименование ответчика и торговая марка истца являются схожими настолько, что их можно спутать.
Изучив обстоятельства дела, суд постановил: запретить ответчику использовать в наименовании словесное обозначение «правовой альянс», обязать извлечь соответствующее словосочетание из наименования и внести изменения в учредительные документы, а также принять меры по изъятию из документов и рекламы, в том числе из сети Интернет, поисковое словосочетание «Украинский правовой альянс».
Стоит отметить, что при мирном урегулировании данного спора на стадии апелляционного обжалования стороны столкнулись с процессуальной проблемой: заключение мирового соглашения повлекло бы отмену законного решения первой инстанции. Поэтому истцом и ответчиком был подписан меморандум, отображающий уступки каждой из сторон, прежде всего — изменение наименования компанией «Украинский правовой альянс».
Вместе с этим решение Хозяйственного суда г. Киева от 24 февраля 2009 года может способствовать тому, что количество юридических компаний, в наименовании которых используется словосочетание «правовой альянс», снизится до одной. По словам старшего партнера компании «Правовой Альянс» Ильи Костина, уже направлены письма-требования другим «альянсам» об изменении названия.
«Наше название имеет большое значение для нас. «Компания» — это компания друзей детства; «Правовой Альянс» — обозначает объединение юристов с целью работы. В итоге получаем: «Компания «Правовой Альянс» — профессиональное объединение юристов, в основе которого лежит дружба и товарищество», — подчеркивает Илья Костин.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…