Традиционно Украина относится к государствам с чрезвычайно высоким уровнем коррупции. При этом преодоление данного негативного явления называется среди приоритетов государственной политики. Принят и действует целый ряд концепций, направленных на борьбу с коррупцией, например, Концепция преодоления коррупции на Украине «На пути к добропорядочности», утвержденная Указом Президента Украины № 742/2006 от 11 сентября 2006 года, «Концепция борьбы с коррупцией на 1998—2005 годы», утвержденная Указом Президента № 367/98 от 24 апреля 1998 года, приказ Главного управления государственной службы Украины «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам предотвращения и противодействия коррупции» № 337 от 26 декабря 2007 года. Конкретные положения о предотвращении и противодействии коррупции содержатся и в других нормативных актах. Народный депутат Украины Владимир Мойсик предлагает дополнительно определить концептуальные положения преодоления коррупции в судебной системе Украины, поскольку, по его мнению, ни в одном акте не учитывается специфика построения и функционирования судебной системы и особенности коррупционных проявлений в ней.
В соответствующем законопроекте № 4320 г-на Мойсика предлагается комплексный подход к проблеме — начиная от выявления основных причин и предпосылок существования этого негативного явления, определения законодательных мер для предотвращения коррупции в судах, усовершенствования материального и процессуального законодательства, инициирования действенных организационных мер по усовершенствованию кадрового отбора в судебной системе, института дисциплинарной ответственности судей, преодоления практики избыточной закрытости деятельности судов и судей и до усовершенствования финансовых и материальных гарантий независимости и беспристрастия правосудия.
Итак, среди основных предпосылок коррупции в судах общей юрисдикции автор законопроекта выделяет несовершенство законодательства, регулирующего вопросы судоустройства, статуса судей и судопроизводства на Украине; непрозрачность процедуры отбора кандидатов на должности судей; неэффективность системы квалификационной аттестации судей и их ответственности за правонарушение и нарушение правил профессиональной этики; низкий уровень заработной платы судей местных судов и работников аппаратов этих судов; а также возможность непроцессуального влияния на судей местных судов со стороны различных субъектов в целом и суда в частности.
Обратим внимание на некоторые меры, предложенные проектом Концепции. В частности, в Законе о статусе судей предлагается определить общую обязанность судьи заявить самоотвод при возникновении конфликта интересов при судебном разбирательстве дела. Для этого необходимо законодательно определить унифицированное понятие конфликта интересов в сфере правосудия как ситуации, при которой прямая или непрямая личная заинтересованность судьи влияет или может влиять на беспристрастное, объективное выполнение им судебных функций.
Для повышения гарантий беспристрастия и объективности правосудия, устранения давления со стороны председателей судов и их заместителей предлагается лишить их процессуальных полномочий влияния на правосудие (распределения дел между судьями, формирования коллегии судей; решения вопросов отводов состава суда), а также решения вопросов материального поощрения судей (доплаты к заработной плате, обеспечение жильем).
Важным условием для снижения уровня коррупции в судах называется также четкое законодательное решение вопросов взаимодействия между судами разных звеньев (с целью исключения возможностей давления на судей со стороны высших судебных инстанций).
Для того чтобы минимизировать коррупционные риски, связанные с неподобающим финансовым обеспечением судей, автор предлагает определить непосредственно в законе размер, составляющие и порядок оплаты труда судей судов всех уровней и независимость получения судьей квалификационного класса от времени пребывания в соответствующей должности.
И, конечно же, информационная составляющая — неотложной названа проблема обеспечения реальной открытости судебной власти, создания надлежащих условий для доступа к сведениям, связанным с деятельностью системы судов общей юрисдикции, и осуществления общественного контроля за ней.
Для этого предлагается установить порядок получения на веб-сайтах судов, а также веб-сайте ГСА исчерпывающей и точной информации о порядке и условиях обращения в конкретный суд и о движении своего дела в суде через сеть Интернет, а также — возможность обеспечения доступа сторон процесса не только к окончательным решениям по делу, которые обрели законную силу, но и к промежуточным постановлениям, определениям, приказам, другим судебным решениям, имеющим значение для защиты сторонами процесса своих прав, свобод и интересов.
Кроме того, предлагается ввести такой порядок организации деятельности судов, при котором судьи и участники судебного процесса имели бы возможность встречаться исключительно в зале судебных заседаний, и запретить прием судьями сторон процесса или их представителей к началу или во время судебного заседания.
Таким образом, предложена достаточно подробная и целостная концепция преодоления коррупции в судах. В то же время отметим, что отдельные предложения ныне уже воплощены в виде конкретных законодательных инициатив и могут быть приняты еще до рассмотрения Концепции в парламенте.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…