Адвокат Иван МИЩЕНКО: «На мой взгляд, постановление Окружного административного суда г. Киева обретет характер прецедента» |
Конституция Украины говорит о том, что «влияние на судей каким-либо образом не допускается» (часть 2 статьи 126), «судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются исключительно закону» (часть 1 статьи 129). В то же время звучат множественные заявления о давлении на судей, в частности, со стороны представителей государственной власти и органов местного самоуправления (печальноизвестный административный ресурс). Сами судьи обращают внимание на критичность сложившейся ситуации (например в известном постановлении пленума Верховного Суда Украины «О независимости судебной власти»). Но при этом практически не наблюдается противодействия этому явлению, в частности со стороны судебной ветви власти. Исков, в которых бы обжаловались подобные действия высокопоставленных чиновников, удручающе мало. И практически нет уголовных дел, возбужденных в порядке статьи 346 Уголовного кодекса Украины «Вмешательство в деятельность судебных органов».
Тем более интересно постановление, вынесенное Окружным административным судом г. Киева 3 октября 2007 года по административному делу по иску Закрытого акционерного общества «Трудовой коллектив Киевского предприятия по производству бактерийных препаратов «Биофарма» (ЗАО «Биофарма») к заместителю министра охраны здоровья Украины Андрею Мусиенко об обжаловании действий субъекта властных полномочий.
Интересы истца в суде представляли адвокаты Юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Иван Мищенко и Вадим Беляневич. Интересы ответчика представлял сотрудник Юридического управления Министерства охраны здоровья Оксана Бадей.
Что написано пером…
В своем исковом заявлении истец просил дать правовую оценку действиям ответчика, как должностного лица, в связи с направлением последним в Хозяйственный суд г. Киева письма № 1.10-18 от 6 августа с.г., в котором ответчик просил суд ускорить рассмотрение дела по иску ЗАО «Биофарма» к Минздраву об отмене открытых торгов по сути, и подталкивал суд к вынесению определенного решения по этому хозяйственному спору, а также обязать ответчика отозвать упомянутое письмо.
В ходе предварительного судебного заседания стало известно, что г-н Мусиенко, в связи с подачей административного иска в Окружной административный суд г. Киева, отозвал свое письмо № 1.10-18 от 6 августа с.г. в Хозяйственный суд г. Киева. Представителем ответчика было предложено в связи с этим заключить мировое соглашение. Но истец, отказавшись от исковых требований в части отзыва письма в связи с их фактическим исполнением, поддержал исковое требование в части признания соответствующих действий г‑на Мусиенко незаконными, такими, что осуществлены с целью давления на суд в связи с необходимостью вынесения определенного решения.
…то рассматривается судом
При рассмотрении дела по сути суд исходил из того, что гарантии независимости и неприкосновенности судей как носителей судебной власти и самостоятельности судов как судебных органов определяются Конституцией и законами Украины, в частности, законами Украины «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года № 3018 и «О статусе судей» от 15 декабря 1992 года № 2862. Среди гарантий судейской деятельности, в частности, определяется недопустимость вмешательства в осуществление правосудия, влияния на суд или судей каким-либо образом. В решении Конституционного Суда Украины от 1 декабря 2004 года № 19-рп/2004 по делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины об официальном толковании частей 1 и 2 статьи 126 Конституции Украины и части 2 статьи 13 Закона Украины «О статусе судей» недопустимость вмешательства заключается в запрете каких-либо действий в отношении судей, независимо от формы их проявления, со стороны государственных органов, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц. А согласно постановлению Пленума Верховного Суда Украины «О независимости судебной власти», под вмешательством в деятельность судебных органов следует понимать влияние на судью в любой форме (просьба, требование, указание, угроза, подкуп, насилие, критика судьи в средствах массовой информации до решения дела в связи с его рассмотрением и тому подобное) со стороны любого лица с целью склонения его к совершению или несовершению определенных процессуальных действий или принятию определенного судебного решения. При этом не важно, с помощью каких средств, на какой стадии процесса и в деятельность суда какой инстанции осуществляется вмешательство.
Исследуя фактические обстоятельства дела, суд определил, что заместитель министра охраны здоровья Андрей Мусиенко 6 августа с.г. подписал и направил в Хозяйственный суд г. Киева письмо № 1.10‑18, которое было доставлено в указанный суд 8 августа с.г. В тексте письма содержится просьба возобновить производство по хозяйственному спору по иску об отмене торгов и принять решение в максимально сжатые сроки. Также ответчик информирует суд о том, что договоры о закупке уже заключены и просит суд разрешить произвести по ним оплату — несмотря на то что результат проведенных торгов является предметом судебного разбирательства…
С учетом вышеупомянутых правовых норм, суд усмотрел в действиях ответчика признаки вмешательства в осуществление правосудия посредством давления на суд и указания на то, какое решение суду следует вынести. Суд также обращает внимание на то, что незаконные действия ответчика заключаются во вмешательстве в деятельность судебного органа в форме просьбы.
Суд пришел к выводу, что поскольку истец является участником судебного дела, в котором ответчик осуществил незаконные действия относительно вмешательства в осуществление правосудия, такие незаконные действия нарушают право истца на судебную защиту, предусмотренную национальным и международными правовыми актами, а также право на справедливый суд.
Влияние в форме просьбы
Соответственно суд, руководствуясь статьями 126 и 129 Конституции Украины, статьями 6 и 14 Закона Украины «О судоустройстве Украины», статьями 11 и 12 Закона Украины «О статусе судей», постановил признать действия заместителя министра охраны здоровья Украины Андрея Мусиенко вмешательством в деятельность Хозяйственного суда г. Киева путем влияния в форме просьбы, изложенной в письме № 1.10‑18 от 6 августа с.г. Таким образом, административный иск Закрытого акционерного общества «Трудовой коллектив Киевского предприятия по производству бактерийных препаратов «Биофарма» удовлетворен полностью.
Как сообщил представитель ЗАО «Биофарма» Иван Мищенко, ему неизвестно об обжаловании упомянутого постановления Окружного административного суда г. Киева ответчиком в апелляционном порядке. Заместитель министра здравоохранения Андрей Мусиенко и его представитель Оксана Бадей от комментариев отказались.
Таким образом, этим постановлением продемонстрирован еще один механизм возможной самозащиты судов от неправомерных действий должностных лиц. И пусть инициатором разбирательства инцидента в порядке административного судопроизводства выступила одна из сторон процесса, в котором на суд оказывалось давление, а не сами судьи, но почин сделан…
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…