Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №15 (746) » Особенности национальной закупки

Особенности национальной закупки

Законопроект «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» призван сделать более гибкими государственные закупки в отдельных отраслях

Верховный Со­вет Украины 13 марта с.г. проголосовал в первом чтении за проект За­кона Укра­ины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» № 10006 от 7 февраля с.г. (Законопроект № 10006). Документ вызвал широкий резонанс в СМИ. Противники считают, что он позволит вывести из-под тендерных процедур целые сферы закупок.

В то же время Законопроект № 10006 можно оценить достаточно высоко. Ведь его внедрение направлено на установление более гибкого режима закупок для покупателей в разных сферах хозяйствования.

Но, несмотря на всю позитивность нововведений, к этому документу остается еще много вопросов.

Неоправданной, в частности, можно считать идею создания специального закона именно для определения особенностей осуществления закупок в отдельных секторах, поскольку процедура закупок, условно говоря, на 98 % определяется Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» (Закон о госзакупках), а оставшиеся два процента регулируются отдельным законом. В этом случае намного проще было бы вносить изменения в уже существующий Закон о госзакупках, а не создавать новый.

Серьезные цели

Согласно пояснительной записке Кабинета Министров Украины, рассматриваемый нормативно-правовой акт создан для установления более гибкого режима закупок, то есть упрощения этой процедуры для определенного круга отношений. На самом деле данный Законопроект ставит перед собой более серьезные цели. Также в пояснительной записке указано, что он создан, учитывая необходимость внедрения международного опыта в сфере государственных закупок. Такая позиция связана, в частности, с положениями Директивы ЕС 2004/17 от 31 марта 2004 года, которые координируют процедуры закупок учреждений, действующих в вод­ном, энергетическом, транспортном и почтовом секторах, и включают в преамбуле более пятидесяти пунктов объяснения причин и целей. Увы, новый Законопроект не содержит таких пояснений.

Фактически Законопроект № 10006 сбалансированно закладывает основы концептуально нового правового регулирования в определенных сферах общественных отношений. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание не на особенности осуществления закупок, а на то, кто выступает субъектами госзакупок, в каких отношениях эти субъекты пребывают и с какой целью их включают в сферу правового регулирования таких закупок.

В действующей редакции Закона о госзакупках, в части 4 статьи 2, затрагиваются вопросы закупок субъектами сферы естественных монополий (пункт 1), а также особенности приобретения любыми (!) заказчиками товаров, работ и услуг в определенных сферах (пункт 2). С принятием проекта Закона Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» его положения будут распространяться на закупку любых товаров, работ и услуг субъектами (!) в определенных сферах. Причем «новые» сферы не совпадают в полном объеме ни с понятием естественных монополий, определенным в статье 5 Закона Украины «О естественных монополиях», ни со сферами действующей редакции пункта 2 части 4 статьи 2 Закона о госзакупках.

Конкурсный отбор

Основные причины подготовки За­конопроекта № 10006 связаны с проблемами функционирования определенных рынков — в силу отсутствия на них эффективной конкуренции, поскольку, с одной стороны, существуют неравные условия доступа предприятий-продавцов на эти рынки, а с другой — нарушается справедливый баланс интересов потребителей и продавцов, действующих на таких неконкурентных рынках. Например, в таких сферах, как водоснабжение и водоотведение, снабжение теплом, услуги железных дорог по использованию путей и другие услуги, предоставление которых предусматривает наличие сетевой инфраструктуры, конкуренции не существует. А это значит, что, в отличие от конкурентного рынка, поставщику таких услуг не грозит риск не продать свою услугу, если она будет слишком дорогой или некачественной, поскольку у покупателя все равно нет альтернативы.

Такой подход можно считать социально несправедливым и экономически неэффективным. Ведь необходимо либерализировать рынки и развивать конкуренцию как наиболее эффективный инструмент справедливого распределения благ и достижения эффективности, и если не во всей сфере, то хотя бы на смежных рынках — например, выделить в сфере электроэнергетики отдельные рынки генерации, транспортировки и поставки. Пока же конкуренция на либерализированных рынках отсутствует, необходимо урегулировать отношения между поставщиком услуг и покупателями, включая регулирование качества и цены услуг.

Несмотря на то что регулирование цен может предотвратить включение в стоимость расходов, не имеющих отношения к предоставлению услуги, это не устраняет рисков несправедливых цен вследствие завышения расходов, напрямую связанных с предоставлением услуги. Поэтому поставщик, покупая необходимые товары или услуги для их перепродажи в будущем, может действовать неэффективно. Так, покупатель может приобретать у «своих» дороже, чем на рынке, или просто гарантировать им рынок сбыта, тем самым ограничивая конкурентный доступ к нему других предприятий. При такой мотивации спроса нет смысла говорить об эффективности конкурентных механизмов. И крайне важным здесь является обес­печение равных конкурентных условий доступа к таким рынкам.

Поэтому становится актуальным введение процедуры конкурсного отбора, которая компенсирует отсутствие у покупателя мотивов действовать эффективно — на заказчика возлагается обязанность принять предложение, которое является экономически самым выгодным в результате конкурентной борьбы продавцов, независимо от товарищеских или политических предпочтений покупателя. Форма собственности таких предприятий не имеет значения. Главное, чтобы рынок, на котором действует предприятие, не являлся конкурентным вследствие того, что такое предприятие единственное, которое выполняет возложенную на него государственной или коммунальной властью функцию предоставления определенных услуг.

В части 1 статьи 2 Законопроекта № 10006 перечислены те сферы, где предоставление услуг связано с использованием инфраструктуры сетей, выделены и либерализированы смежные рынки, которые должны быть открыты для широкого доступа. Такой принцип должен использоваться и предприятиями в сферах фактического (явного или неявного) влияния государственных или коммунальных органов (это определено участием в капитале или правом (участием) назначения в органы управления) для открытия конкуренции на таких рынках.

Если возможность влияния государственных или коммунальных органов на предприятия более-менее понятна, то вопрос наличия у предприятий эксклюзивных или специальных прав, независимо от того, государственные они или частные, не совсем ясен, поскольку понятие «эксклюзивных или исключительных прав» в значительной мере связано с концепцией услуг общего интереса (охватывающих основные сетевые услуги) как ключевым элементом модели европейского общества, которая не имеет адекватного отображения в украинском правовом регулировании. Очевидно, что содержательное наполнение Законопроекта № 10006 должно повлечь за собой существенные позитивные изменения в регулировании задействованных секторов. Поэтому принятый в первом чтении документ является очень важным шагом в развитии не только сферы государственных закупок на Украине.

ВОЗНЮК Александр — советник ЮФ «Астерс», г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Юридический форум

Акционерами быть!

Актуальный документ

Документы и аналитика

Экспертиза драгоценностей

Акцент

Кандидат запаса

В фокусе

Клиент до рейтинга доведет

Государство и юристы

Новости законотворчества

НК проверят на коллизии

О праве законодательной инициативы

Подписан закон о системе экстренной помощи по номеру 112

Государство и юристы

Разбор поправок

Зарубежная практика

Европейская защита инвестора

Кадры

Частная практика

Integrites расширяет практику английского права

В LCF Law Group новый партнер

Неделя права

Прогресс неочевиден

Неделя права

Новости из-за рубежа

Ночные рейсы запрещены

Неделя права

Адвокатские мотивы

Рекордсмены нарушений

Неделя права

Новости из-за рубежа

Слежка за пользователями Интернета

Новости из зала суда

Судебная практика

ЮФ «Лавринович и Партнеры» добилась отмены налоговых уведомлений-решений на 26 млн грн

Отменено решение о предоставлении МИД Украины участка на Пейзажной аллее

Спортивный покер отыгрывается

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Jurimex представит интересы «Г. К. Хан і Ко. Київ»

ЮФ АGA Partners добилась победы в МКАС при ТПП Украины

PLP Law Group отметила десятилетний юбилей

ЮФ «Авеллум Партнерс» поддерживает Национальный конкурс по международному арбитражу

АО «Волков и Партнеры» представило интересы ТАЭПА в специальном расследовании

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует «Райффайзен Банк Аваль»

AstapovLawyers поддерживает студенческую команду КНУ им. Т. Шевченко в международном соревновании

«Саенко Харенко» защитила интересы «ОТП Банка» в судебном споре о взыскании задолженности

Отрасли практики

Особенности национальной закупки

Обыском по голове

Как доктор прописал

Надписи не горят

Паутина доменных споров

Работа для юриста

Трендовое качество

ipLex — правовые системы нового поколения

Продажа в органы

Предложения впереди спроса

Право за зарплату

Движение без продвижения

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Второй раз для УПК

Решения недели

Судебная практика

Проект без внимания

Не привлекли горсовет

Своевременные возражения

Самое важное

Заграница только оптом

Наказание следует

Обмен инФАРМацией

Судебная практика

Договор забраковали

Судебная практика

Судебные решения

О полномочиях таможенных органов доначислять налоговые обязательства в связи с ошибкой в классификации товара

Тема номера

Энергетике нужна подзарядка

За подключение светит...

Частная практика

Подгонка бренда

Аудит ведут в ЕС

Юридический форум

Первую пятилетку выполнили

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: