Основы теории юридической природы адвокатуры: история и современность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (379) » Основы теории юридической природы адвокатуры: история и современность

Основы теории юридической природы адвокатуры: история и современность

Напомню, что под термином «юридическая природа» (лат. Justitia natura) понимают законную и точную сущность предмета или явления.

Адвокатура как профессия создавалась специально для полноценной деятельности системы правосудия как противоположная сторона обвинения.

Зарождение адвокатуры происходило в виде частноправовой деятельности еще в ранней античности. Тогда же стремление к самосохранению в условиях несовершенного законодательства и неразвитых правовых взаимоотношений в обществе формирует у адвокатов вместе с положительными профессиональными приемами работы немало отрицательных.

Очередной этап развития адвокатуры — это переход к простому объединению профессионалов, за которым со стороны судебной власти устанавливается ограниченный контроль. Это период поздней Римской республики и Римской империи. Адвокатура ограничивается узким кругом вопросов, обособлена от судебной системы, не имеет публичного характера и общественных полномочий.

В период поздней античности и Средневековье появляются новые судебные системы: каноническая (инквизиционная), следственная и суд государственных чиновников. Адвокатура преобразуется в государственное учреждение, зависящее от официальной власти суда, прокуратуры, магистратуры. Фиксированная заработная плата, тотальный контроль за методами защиты и профессиональной деятельностью лишают адвокатуру ее прикладного значения.

Процесс демократических преобразований государственного управления возвращает правозащитной деятельности общественный характер. Вместе с тем статус адвокатуры как общественной организации не только исключает ее из числа полноправных участников правосудия, но и отрицает принадлежность юридической профессии «адвокат» — к системе юстиции. Общественные организации призваны защищать, прежде всего, свои права, для этого они и создаются. В связи с этим возникает потребность совершенствовать систему организации адвокатуры и более точно определять ее юридическую природу.

Требования, которым должна соответствовать организация адвокатуры, можно сгруппировать следующим образом.

Внешние признаки:

— адвокатура — элемент системы юстиции и правосудия по правовому положению (право на занятие адвокатской деятельностью оформляется органом государственной власти — министерством юстиции);

— адвокатура должна быть взаимосвязана с судебной системой путем установления ежегодной обязательной квоты судебных должностей, замещаемых адвокатами;

— адвокатура должна быть наделена государством функциями общественного контроля в сфере юстиции (предусматривается законом об адвокатуре).

Внутренние признаки:

— организационные принципы основаны на независимости адвокатов и учреждений адвокатуры, процессуальном равноправии с прокуратурой (достигается созданием организационно-правовой формы юридического лица публичного права);

— обязательна профессиональная самоуправляемость (в качестве основы деятельности адвокатуры устанавливаются правила адвокатской профессии; участники юридического лица публичного права и организации публичного права не являются субъектами гражданско-правовой ответственности по отношению друг к другу; совершение юридических действий от имени организации публичного права доверяется законным представителям, избираемым общим собранием);

— относительная свобода организации достигается определенными положительными и отрицательными условиями для занятия адвокатской деятельностью;

— адвокатскую профессию необходимо классифицировать и квалифицировать (разделение адвокатских профессий на правозаступничество и представительство, специализации по видам адвокатской деятельности, стажу и опыту работы в адвокатуре);

— предполагается частичная или относительная безвозмездность (компенсация затрат за оказание безоплатной правовой помощи за счет государственных средств, общественных и профессиональных фондов).

Главная особенность юридической природы организации адвокатуры заключается в рациональном сочетании частноправового, профессионального, публичного и государственного характера деятельности, обеспечивающем реальную независимую правовую помощь каждому гражданину в отдельности и защиту общих гражданских прав и свобод.

Чтобы нейтрализовать склонность адвокатуры к защите только частных интересов, требуется усилить акцент на общественной значимости ее задач. Адвокат должен защищать отдельного гражданина как члена гражданского общества, интересы которого являются также и общими интересами.

Однако деятельность адвоката не может быть всегда абсолютно идеальной. Любая профессиональная деятельность предусматривает возможность погрешности. Правовое мнение защитника иногда допускает наступление неблагоприятных последствий как для клиента, так и для общества. Поэтому необходима такая внутренняя организация адвокатуры, при которой само учреждение будет иметь иммунитет против юридической ответственности ее членов. При этом и адвоката необходимо защитить от юридических последствий деятельности всей организации адвокатуры.

Урегулированию взаимоотношений адвоката и адвокатского объединения способствует особая организационно-правовая форма такого объединения. Согласно теории гражданского права, она называется «юридическое лицо публичного права». Такое юридическое лицо имеет частноправовой характер, его дееспособность ограничивается путем передачи полномочий представительских функций законному представителю, избираемому общим собранием участников организации адвокатуры. Сам законный представитель при этом не является юридическим лицом. Синонимом термина «юридическое лицо публичного права» является понятие «условное юридическое лицо».

Существенное отличие обычного юридического лица от юридического лица публичного права состоит в том, что его устав и нормативные акты не должны содержать санкций высшего органа, его управление должно быть лишено руководящих, контролирующих, бюрократических функций.

Во внешней деятельности организации адвокатуры, как и все юридические лица, полностью дееспособны и приобретают имущество на имя юридического лица, а не лиц физических, его составляющих.

Кроме этого закон должен предусмотреть передачу организации адвокатуры части государственных полномочий — власть общественного контроля в сфере юстиции.

При таких условиях учреждения организации адвокатуры будут исключены из числа субъектов гражданско-правовой ответственности за действия ее членов. Адвокаты получат возможность сформировать и удерживать на достойном уровне свой профессиональный авторитет, прежде всего в глазах гражданского общества, будут независимы от власти судебной системы, процессуально равноправны с прокуратурой, особенно при условии, что прокуратура — это не репрессивный инструмент, а профессиональный государственный обвинитель.

Таким образом, юридическая природа правильной организации адвокатуры — это корпорация публичного права.

Практическое применение изложенной теоретической концепции построения адвокатуры целесообразно для правовых систем и форм судопроизводства и в странах с высоким уровнем демократического развития, и реформирующих национальное право и правосудие.

В англо-американской системе адвокат — самая заметная фигура во время подготовки к судебному разбирательству и в судебном заседании. Правозащитники предъявляют суду собранные по делу доказательства, определяют состав свидетелей, знакомятся со свидетельскими показаниями противной стороны, имеют возможность допрашивать свидетелей перекрестным способом и т.д. По гражданским делам адвокаты вправе проводить собственные расследования. Судья в англо-американской системе в основном выполняет функции арбитра, наблюдая за состязанием сторон. Если приговор суда не соответствует требованиям закона, то адвокат, обжаловавший решение, предстает в качестве защитника общественных интересов, влияющего на закон и законотворческую процедуру на всех процессуальных стадиях.

В европейской же, континентальной, системе предусмотрено длительное досудебное расследование, в ходе которого собирается основная масса доказательств, а судья непосредственно вовлечен в предварительное изучение материалов дела. Поэтому суд ориентируется не на реальные события и поступки обвиняемого, а на их субъективную трансформацию через сознание следователя. Недостаток публичного фактора процессуальной формы сказывается и на результатах деятельности адвокатуры.

Для подобной практики, свойственной и советской правовой системе, и нынешней украинской, характерны жесткие меры пресечения, задержание и арест подозреваемых лиц, их длительное пребывание в следственных изоляторах, а большинство преступлений раскрывается за счет принудительного покаяния и других «легких» доказательств некриминалистического свойства, полученных благодаря агентурным и другим оперативным методикам.

В связи с этим публично-правовая форма организации адвокатуры положительно влияет на законность суммарного судебного решения первой инстанции — в процессе досудебного и судебного следствия. Последующая правозащитная деятельность в надзорных инстанциях, даже при публичности организации адвокатуры, затруднена отношением судебной и прокурорской власти к приговору как к наказанию, а не как к закону, и ограничена отсутствием права на законодательную инициативу адвокатуры. Объясняется это прежде всего тем, что в континентальной системе (в том числе и украинской) закон — это отвлеченный стандарт поведения, на который равняется судья в оценках поступков обвиняемого. Наказание выносится только на основании того, насколько поведение обвиняемого отклоняется от нормы. Поэтому санкции в континентальной системе в основном относительно-определенные с большим интервалом между минимальным и максимальным наказанием.

В европейской системе судья фактически выполняет карательную функцию, а в англо-американской — оценивает действия подсудимого исходя из требований закона и собственного представления о праве. Утвержденное решение становится нормой для других аналогичных событий. Судья в этом случае является защитником права и законодателем.

Продуктивность публичной адвокатуры зависит и от порядка судопроизводства, и от отношения к закону. Вместе с тем консервативности следственного судо­устройства и абстрактной конструкции закона может быть противопоставлена только публичная организация адвокатуры, и только она в состоянии противодействовать скрытым и явным нарушениям прав и свобод граждан, утверждая, таким образом, гармонию государственного, профессионального и приватного характера деятельности адвокатуры.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Судебная реформа… зашла в тупик?

Деловая практика

Свидетельство для... скандала

Законодательная практика

Чего стоит ждать от АПК?

Зарубежная практика

Лиха беда начало... судебного процесса

Комментарии и аналитика

Противоречивые налоговые штрафы

Проблемы осуществления концентрации

Основы теории юридической природы адвокатуры: история и современность

Неделя права

Антимонопольный комитет: тарифы под контролем

Досудебное следствие прокуратуры передадут НБР

Комитет поддержал правоохранителей

Реестр событий

КСУ признал конституционной оплату больничного листа предприятием

Эффективная работа налоговой!

АЮУ о финансовых рынках

Репортаж

Двойной успех: признание достижений и планы на ближайшее будущее

Судебная практика

Как не превратить вексель в бумагу

О последствиях ошибки прокурора

Судебные решения

Обязанности сторон по договору купли-продажи акций

Владение векселем на законных основаниях

Порядок регистрации выпуска акций

Юридическая природа обязательств сторон, оформленных векселем

Основания для подачи кассационной жалобы

Главное — рассмотрение, а не способ

Нарушение условий и порядка проведения подписки на ценные бумаги

Тема номера

Очень «ответственный» индоссамент

Целевые облигации как способ финансирования строительства

Частная практика

От «круглого стола» к съезду

Юридический форум

Украинский саммит в Великобритании

Інші новини

PRAVO.UA