Основные средства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (341) » Основные средства

Основные средства

Один из важнейших вопросов экономики касается вопроса основных средств (ОС). А вот интересно, сколько они стоят, эти основные средства, при покупке и эксплуатации и какие есть скрытые резервы?

Цена прибыли

Итак, предположим, что современное украинское предприятие имеет рентабельность в 20 %.

Большую часть всего количества рабочих мест в мире обеспечивают именно малые предприятия. Поэтому и логично рассмотреть вопрос ОС для малых предприятий.

Согласно Указу Президента № 456/98 «О государственной поддержке малого предпринимательства», к малым предприятиям относятся предприятия с объемом выручки до одного миллиона гривен в год.

Если предприятие хочет развиваться и увеличивать свои обороты, то и планирует для этого увеличение количества ОС вдвое. ОС приобретают только за счет собственных ресурсов, которыми может быть (в интересующем нас аспекте) только прибыль. Предусмотрены и иные возможности приобретения ОС:

— за счет кредита (но его придется возвращать все равно из прибыли);

— за счет инвестиций в капиталы предприятия (это, пожалуй, оптимальный способ — в обмен эмитент корпоративных прав получит дивиденды).

Малое предприятие, чтобы остаться малым, не может зарабатывать более одного миллиона гривен в год. Если отсюда отнять НДС (20 %), то остается 1 000 000 х 5/6 = 833 333,33 грн. При рентабельности 20 % прибыль составит 833 333,33 х 20/120 % = =138 888,89 грн. Из этой суммы необходимо уплатить государству 25 % или 34 722,22 грн. Соответственно остается 138 888,89 – 34 722,22 = 104 166,67 грн. Но это при 20 % рентабельности.

Совсем недавно подорожали нефтепродукты. Правительство принимало меры по стабилизации цен. И на одном из совещаний, по сообщениям СМИ, Кабинет Министров Украины предложил нефтетрейдерам ограничить свою рентабельность 7 %. Они же предлагали оставить им 13 %.

Нефтепродукты — кровь экономики. Устойчивость спроса позволяет реализовывать этот товар по выгодным для продавца ценам. Как быть иным предприятиям? Тем, у кого рентабельность ниже, к примеру, вполне реальные 5 %? По тем же расчетам у них из миллиона оборота останется 29 761,9 грн прибыли. Много это или мало? Все, кто сталкивался с предпринимательством на практике, догадываются.

Что можно купить?

Например, землю. Ее роль для предприятия более чем очевидна. В приобретении предприятием земли заинтересовано прежде всего государство. Это дает государству не только доход в виде пошлины при перепродаже, но и самую надежную экономическую базу. Пресловутые фирмы-однодневки не будут покупать землю. В Киеве земля стоит от 300 до 800 грн за квадратный метр. Понятно, что на одном квадратном метре мог пытаться строить только кум Тыква («Чиполлино»).

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», место для торговли алкогольными напитками должно быть не менее 20 кв. м.

Согласно справке о денежной оценке земельного участка (копия есть у меня), стоимость земельного участка равна 680 грн 50 коп. Однако после всех коэффициентов стоимость все того же одного квадратного метра уже составляет 2 711 грн 75 коп. За год успешной (с рентабельностью 5 %) деятельности малое предприятие может купить (29 761,9/2 711,75) 10,97 кв. м. Естественно, при условии, что не будет конкурсов и т.п. Вряд ли продадут землю квадратными миллиметрами…

Но даже если землю заменить любыми другими ОС (зданиями, сооружениями, торговым и производственным оборудованием), картина принципиально не изменится.

А как быть с налогами?

Было бы неплохо попутно оценить, из чего состоит этот самый миллион выручки малого предприятия. Впрочем, и большого – тоже.

Предположим, что доля заработной платы составляет 20 %. Это вполне объективный показатель в современных условиях. Тогда при выручке в один миллион и 5 % рентабельности предприятие уплатит в год:

При чистой прибыли 29 761,9 грн сумма налогов, уплаченных для ее получения, — 260 714,28 грн. Соотношение прибыль/налоги составляет 0,114. То есть чтобы получить одну гривну прибыли, нужно уплатить государству 8 грн 76 коп. То, что часть налога нужно платить не в бюджет, а поставщикам товаров и услуг (НДС) — дела, в принципе, не меняет. Платить-то все равно надо.

Амортизация ОС

Через какой период времени ОС соответствующей группы будут амортизированы полностью? Выкладки оставлю для любителей, а здесь приведу сразу ответы:

группа 1, норма амортизации 2 % — за 490 кварталов (122,5 года);

группа 2, норма амортизации 10 % — за 94 квартала (23,5 года);

группа 3, норма амортизации 6 % — за 160 кварталов (40 лет);

группа 4, норма амортизации 15 % — за 60 кварталов (15 лет).

Естественно, речь идет о налоговом начислении амортизации. Государство отслеживает именно этот показатель. Нормы начисления взяты из всеми любимого Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (подпункт 8.6.1 пункта 8.6 статьи 8), порядок начисления — из того же Закона (подпункт 8.3.2 пункта 8.3 статьи 8).

Риторический вопрос: что через 15 лет будет представлять собой компьютер, отнесенный, согласно данному Закону, к группе ОС 4? Нет, ответ, первым пришедший вам на ум, — раритет — будет неправильным. Списать ненужные ОС на затраты нельзя: любое списание Закон расценивает как реализацию. То есть выбросил компьютер — начисли сумму по справедливой стоимости и уплати НДС государству (пункт 4.9 статьи 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»). И попробуй не начислить! (О неуплате речь, естественно, не идет.)

В этом случае предприятие имеет возможность законно минимизировать налоги. Амортизировать расходы на приобретение ОС за 15 лет гораздо выгоднее, чем за 40. Как говорится, почувствуйте разницу…

Аренда ОС

Как же лучше поступить предприятиям, приобретая ОС? Брать кредит? Да, можно. Но отдавать придется еще и проценты на кредит, а источник возврата — та же самая прибыль.

Гораздо выгоднее брать в аренду. В сложившихся на Украине условиях, как и на территории всего бывшего Союза, предприятия имеют много оборудования, которое используется крайне неэффективно.

Какое оборудование ни возьми в аренду — что-то придется ремонтировать, модернизировать, улучшать и т.д. 10 % балансовой стоимости ОС предприятия на начало года — вот предел суммы, которую можно относить к валовым затратам предприятия в течение года. Поскольку модернизация не привязана к конкретной группе ОС (кроме, пожалуй, первой — здания и сооружения, для которой характерен пообъектный учет), то важно решить, к какой группе отнести модернизацию. Есть ведь разница – амортизировать модернизацию ОС из расчета 6 % от стоимости ОС на начало квартала или из расчета 15 %, то есть в 2,5 раза меньше. Гораздо выгоднее использовать возможности, которые дает законодательная база.

Не модернизация, а затраты

Так, в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 16 «Затраты» в пункте 15.4 статьи 15 указано, что в состав общепроизводственных затрат включаются: «Расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, иных необоротных активов общепроизводственного назначения».

Часть 2 статьи 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 «Аренда» гласит: «Расходы арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достраивание, дооборудование, реконструкция и т.п.), ведущие к увеличению будущих экономических выгод, которые первоначально ожидались от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) иных необоротных материальных активов». Однако в этой статье нужно правильно читать слово «улучшение». Улучшение (модернизация) — это действия, которые арендатор производит по собственной инициативе для собственной выгоды. А если эти изменения арендатор обязан произвести, то это его прямые затраты.

Каждое техническое изделие производитель снабжает паспортом, инструкцией по эксплуатации или техническим описанием. И ни одному, например, автолюбителю не придет в голову ставить под сомнение предписание завода-изготовителя менять масло в двигателе после определенного пробега. Точно так же, если в договоре аренды указана обязанность арендатора совершить определенные действия с арендуемым имуществом, то и затраты эти относят к валовым расходам.

Очень часто грань между ремонтом (пункт 15.4 статьи 15 П(С)БУ 16 «Затраты») и модернизацией (статья 8 П(С)БУ 14 «Аренда») настолько неуловима, что руководство предприятия-арендатора вполне может создать (при необходимости — вместе с арендодателем) свои собственные нормативные документы, позволяющие превратить модернизацию в ремонт. И, как следствие, отнести эти расходы к валовым затратам.

Как правило, у арендодателя гораздо больше ОС (в денежном выражении), чем у арендатора. И если арендатор уплатит арендодателю дополнительную сумму за выставленный счет по аренде, а арендодатель осуществит необходимую модернизацию, то у первого будут валовые расходы, а второй модернизирует ОС в счет 10 %.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Счастливый переезд... на время

Деловая практика

Основные средства

Законодательная практика

Законопроект о нотариате

Комментарии и аналитика

По желанию или по сокращению штата?

Последний бастион: иль не последний?

Неделя права

В первом чтении принят ХПК

Реалии корпоративного управления

В соответствие с Конституцией

Гарантии для следователей

АПК прошел «вторую читку»

Судебная практика

О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав интеллектуальной собственн

Так было ли соответствие?

Судебные решения

Требования, направленные на причинение вреда здоровью населения, не могут быть удовлетворены

Тема номера

Шоу-бизнес в авторском праве

Плата за музыку

Трибуна

Судебная власть и судопроизводство

Частная практика

Изменят ли «обложение» нотариата?

Первые замечания к порядку сдачи экзамена

Юридический форум

Совершенствуем работу юридических клиник

Европейская налоговая практика

Издательство «Юридическая практика» представило первый годовой отчет

Оплата услуг по-адвокатски

Інші новини

PRAVO.UA