Вынесение международными арбитражами и/или судами иностранных государств решений против Украины повлекло ожидаемую реакцию — создать условия, при которых исполнить подобные решения будет исключительно сложно, а зачастую попросту невозможно. Народный депутат Украины Сергей Терехин внес на рассмотрение парламента сразу два законопроекта, направленных на защиту имущественных и неимущественных интересов Украины как государства, ее территориальных общин, юрлиц, которые находятся в государственной или коммунальной собственности, в международных спорах, а также урегулирование вопросов признания и исполнения решений иностранных судов. Положения законопроектов во многом дублируют друг друга, и представляется, что в случае поддержки идеи парламентом, они будут объединены в один акт.
Автор законопроектов обосновывает свою инициативу необходимостью обеспечения интересов украинского общества и недопущения нанесения ущерба Государственному бюджету Украины или бюджетам территориальных общин.
Отметим, что вопрос правосубъектности государства в судебных спорах относится к одной из достаточно сложных проблем международного права. Признание за государством права быть стороной в судебном процессе, в международном суде или арбитраже, а соответственно, и обязание его, в случае проигрыша, исполнить вынесенное решение однозначно рассматривается как ограничение государственного суверенитета и ныне допускается только с прямого согласия государства, выраженного в присоединении к соответствующей международной конвенции. Украина, как известно, ратифицировала основные конвенции.
На необходимость ограничения практики выведения сделок, заключаемых с участием украинской стороны из-под юрисдикции Украины, подчинении их иностранному праву в свое время обращал внимание Верховный Суд Украины (постановление Пленума ВСУ «О практике рассмотрения судами корпоративных споров» от 24 октября 2008 года № 13), назвавший такие сделки противоречащими публичному порядку, а соответствующие решения иностранных судов — не подлежащим к исполнению на территории Украины.
Сергей Терехин в своем законопроекте не оперирует понятием публичного порядка, а предлагает четко определить, какие сделки регулируются исключительно украинским правом, и какие споры подлежат рассмотрению только в украинских судах, правда, только относительно ограниченного перечня лиц — государства и его органов.
Итак, предлагается внести изменения в Закон Украины «О международном частном праве», согласно которым содержание сделки будет регулироваться исключительно правом Украины, если стороной такой сделки является Украина как государство, ее территориальная община, а также лицо, которое находится в государственной собственности Украины или коммунальной собственности ее территориальных общин. Исключение предлагается сделать для сделок, которые вытекают из международных договоров Украины, а также из управления государственным долгом Украины и валютным резервом Украины — они могут регулироваться правом, которое избрано сторонами сделки.
Также предлагается установить, что защита права собственности и других имущественных прав, принадлежащих Украине (территориальным общинам и юрлицам, находящимся в государственной или коммунальной собственности), кроме вышеупомянутых исключений должна осуществляться по праву Украины. Кроме того, право Украины должно применяться и к регулированию обязательств Украины как государства.
Изменениями в статью 51 Закона Украины «О международном частном праве» перечень случаев исключительно подсудности судам Украины предлагается дополнить спорами в сделках, которые регулируются исключительно правом Украины, а также относительно движимого имущества, принадлежащего Украине, ее территориальным общинам и юрлицам, находящимся в государственной или коммунальной собственности, а также по делам относительно неплатежеспособности или банкротства украинского резидента.
Закон Украины «О международном частном праве» предлагается дополнить нормой, согласно которой не признаются и не исполняются на Украине решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных государств, если содержание сделки регулируется исключительно правом Украины и/или если дело с иностранным элементом подпадает под исключительную подсудность судам Украины.
Учитывая большое количество дел против Украины, а особенно уже вынесенные резонансные решения (например, в деле «РосУкрЭнерго»), г-н Терехин предлагает распространить действие этого Закона не только на споры, которые возникнут в будущем, но и на ранее принятые решения. «Решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных стран относительно сделки, которая регулируется исключительно правом Украины и/или если дело с иностранным элементом подпадает под исключительную подсудность судам Украины, принятое до даты вступления в силу этого Закона, не подлежит признанию и исполнению на Украине, кроме такого решения, которое было полностью выполнено до даты вступления в силу этого Закона», — говорится в законопроекте.
А для предотвращения негативных последствий для Украины, в случае неисполнения такого судебного решения, предложен следующий механизм: «Если в результате решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных государств совершается арест, конфискация или любое другое ограничение прав собственности на активы, которые находятся за границей Украины и принадлежат Украине как государству, ее территориальной общине или юрлицу, пребывающему в государственной собственности Украины или коммунальной собственности ее территориальных общин, то применяется адекватное и немедленное совершение ареста, конфискация или другое ограничение прав собственности на активы, принадлежащие стране суда и/или стране, в которой находится такой актив Украины, и/или на актив, который принадлежит истцу (истцам) и находится на Украине».
Безусловно, защищать интересы государства необходимо, но не нанесет ли установление подобного «судебного иммунитета» вреда имиджу Украины на международной арене и не отпугнет ли окончательно инвесторов?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…