Вот уже почти два года действует Налоговый кодекс (НК) Украины, однако это не мешает контролирующему органу — территориальным органам, налоговым инспекциям Миндоходов Украины (налоговая служба) при проведении документальных проверок применять налоговое законодательство, которое действовало на момент начисления и уплаты налогов. Предлагаю рассмотреть достаточно распространенный случай на практике — применение налоговой службой норм Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц» (Закон) относительно начисления и уплаты налога на доходы физических лиц из заработной платы нерезидента.
Рассмотрим конкретную ситуацию: налоговая служба при проведении проверки юридического лица (налогового агента) относительно правильности начисления и уплаты налога на доходы физических лиц из заработной платы сотрудников-нерезидентов в период действия Закона пришла к выводу, что ставку налога нужно применять в двойном размере, а именно: 30 % вместо 15 %.
Налоговая служба мотивирует свои выводы отсутствием у работодателя уведомления о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса в соответствии с приказом Государственной налоговой администрации (ГНА) Украины «Об утверждении примерных форм Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса и Уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса» от 5 октября 2004 года № 581 (приказ ГНА № 581). Кроме того, налоговая служба также ссылается на пункт 7.3 статьи 7 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц».
Согласно пункту 7.1 статьи 7 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц», ставка налога составляет 15 % от объекта налогообложения, кроме случаев, определенных в пунктах 7.2—7.4 этой статьи.
В соответствии с пунктом 7.3 статьи 7 Закона ставка налога составляет двойной размер ставки, определенной пунктом 7.1 этой статьи (15 %), от любых других доходов, начисленных в пользу нерезидентов — физических лиц.
Приказом ГНА № 581 всего лишь утверждены примерные формы заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса (заявление) и уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса (уведомление). Исходя из этого, налоговая служба приходит к выводу, что если у работодателя на начало налогового года нет в наличии такого документа, как уведомление по каждому его сотруднику-нерезиденту, тогда заработная плата является другим доходом, а не заработной платой. Соответственно, по мнению налоговой службы, работодатель на основании пункта 7.3 статьи 7 Закона должен применить ставку налога в двойном размере, определенную пунктом 7.1 статьи 7 Закона.
Логики в таких выводах налоговой службы нет, как нет и законности. Обращаю внимание, что в Законе и приказе ГНА № 581 нет норм, согласно которым применяется ставка налога в двойном размере в случае отсутствия у работодателя такого уведомления.
Более того, приказ ГНА № 581 не зарегистрирован Министерством юстиции Украины и не является нормативно-правовым актом Украины. Об этом указано в письме Министерства юстиции Украины от 31 декабря 2009 года № 2336-09-24. Минюст отказался регистрировать приказ ГНА № 581. Соответственно, данный приказ не имеет общеобязательного действия, не обязателен для исполнения.
Норма пункта 7.1 статьи 7 Закона отличается от похожей нормы НК Украины. В пункте 167.3 статьи 167 НК Украины отсутствуют слова «и от любых других доходов, начисленных в пользу нерезидентов — физических лиц», что не дает налоговой службе применять данную норму вместе с приказом ГНА № 581 в случае отсутствия у работодателя уведомления.
При рассмотрении судебных дел об отмене налогового уведомления-решения о начислении налога на основаниях, упомянутых выше, административные суды удовлетворяют иски плательщиков налогов.
Позиция административных судов следующая: приказ ГНА Украины № 581 не является нормативно-правовым актом Украины в связи с его нерегистрацией Министерством юстиции Украины; если работники-нерезиденты получили в налоговой службе Украины карточки физического лица — плательщика налогов о получении идентификационного номера, тогда это подтверждает тот факт, что такие лица выбрали для себя резидентский статус; нужно применять подпункт 1.20.1 пункта 1.20 статьи 1 Закона, согласно которому если лицо имеет место постоянного жительства также в иностранном государстве, то оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) на Украине. Таких документов, как временные удостоверения на постоянное (или временное) проживание на территории Украины, визы, трудовые договоры (контракты), приказы о приеме на работу, договоры аренды квартиры, разрешения государственного центра занятости на трудоустройство, достаточно для того, чтобы при начислении заработной платы работникам-нерезидентам применять ставку налога в размере 15 %.
Указанные документы подтверждают следующие факты: лицо имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) на Украине; самостоятельное определение им основного местожительства на территории Украины.
Таким образом, применение налоговой службой ставки налога на доходы физических лиц в размере 30 % к сотрудникам-нерезидентам в случае отсутствия уведомления является необоснованным.
ДЕЙНЕКА Виктория — партнер ЮФ Constructive Lawyers, г. Киев
Ирина ПАВЛЮК,
юрист АК «Коннов и Созановский»
Споры с налоговыми органами по начислению 30 % ставки налога на доходы физических лиц на заработную плату нерезидента возникают достаточно редко, поскольку несмотря на то, что приказ ГНА Украины № 581 не зарегистрирован в Минюсте, работодатели следовали его требованиям во избежание конфликтов.
В данной категории дел суды в большей мере отменяли решения налоговиков. Но в свете последнего в обсуждаемом роде дел решения Верховного Cуда Украины такая практика может категорически измениться. Так, в своем постановлении от 10 сентября 2013 года (пересмотр дела № К/9991/13933/12) суд установил, что в случае если иностранец изъявил желание подтвердить свой резидентский статус и не получил справку, являющуюся обязательной для подтверждения такого статуса, его заработная плата облагается налогом по ставке вдвое больше основной. Маловероятно, что после таких выводов наивысшей инстанции в судебной системе Украины нижестоящие суды будут склоняться к позиции налогоплательщиков.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…