В парламенте опять рассматривается очередной (трудно уже сказать, какой по счету с 1996 года) переработанный законопроект «Об обороте оружия невоенного назначения» № 2105.
Структура и содержание
Законопроект состоит из 42 статей, объединенных в десять разделов, которые предусматривают перечень и характеристику видов оружия невоенного назначения, перечень субъектов права собственности на оружие и пользователей оружия, устанавливают основы и особенности оборота оружия и боеприпасов к нему. Проект регулирует права и обязанности собственников, пользователей, производителей оружия и боеприпасов к нему и субъектов, осуществляющих торговлю им, регламентирует гарантии прав производителей, собственников и пользователей оружия и ответственность за нарушение законодательства об оружии, определяет действие международных договоров Украины по отмеченным вопросам.
В законопроекте уделено внимание вопросам регистрации, использования, хранения, транспортировки, ремонта, реализации и наследования оружия, правовым режимам различных типов и видов оружия, в частности, коллекционного, наградного, учебного, сигнального.
Классификация оружия
Законопроектом предлагается классифицировать все оружие на три группы: оружие военного назначения, служебное и гражданское.
Законопроект не распространяется на оружие военного назначения, к которому отнесено оружие, предназначенное для выполнения боевых задач Вооруженными Силами, правоохранительными органами и воинскими формированиями. Однако возникает вопрос: как быть с особо «хитрыми» госорганами, формально к военным формированиям не относящимися, а по сути ими являющимися, как например, Государственная специальная служба транспорта (бывшие железнодорожные войска), имеющая всю военную структуру, оружие, но при этом относящаяся к гражданским органам?
Или Государственная служба охраны при МВД Украины, которая как правоохранительный орган имеет в своем составе милицию охраны и соответствующее оружие военного предназначения и спецсредства, но одновременно как предпринимательская структура оказывает услуги третьим лицам на договорных основаниях.
Несомненно, большой плюс для частных охранных структур, не имеющих права до сих пор даже на пользование резиновыми дубинками — законопроект, наконец, дает им право на приобретение огнестрельного служебного оружия. Служебное оружие — оружие для министерств, других органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций для осуществления инкассации, вооружения своих работников, должностных лиц, которым согласно законодательству и видам деятельности разрешено пользоваться оружием.
К служебному оружию отнесено короткоствольное и длинноствольное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства (ох, уж эта пресловутая забота о национальном товаропроизводителе и пренебрежение к интересам национального потребителя), с дульной энергией не больше 300 Дж и вместительностью магазина не больше 10 патронов.
При этом исключается возможность ведения стрельбы очередями, установки приспособлений для бесшумной стрельбы и ночных прицелов. Пули такого оружия должны иметь сердечники из мягкого металла и обеспечивать отсутствие рикошета. Кроме того, еще ряд отличий от оружия военного назначения должны иметь типы и размеры патронов, а какие — инициаторы проекта предлагают догадываться самим.
Гражданское оружие — оружие, предназначенное для использования гражданами с целью самообороны, охоты, спорта, коллекционирования. Особенно широкую общественность интересуют вопросы, касающиеся оружия самообороны.
Оружие самообороны
К огорчению несостоявшихся «киллеров» в лице добропорядочных граждан, проект не предусматривает в качестве оружия самообороны предоставление гражданам права на приобретение, хранение и ношение короткоствольного нарезного огнестрельного оружия (пистолетов и револьверов).
К оружию самообороны отнесены:
— пистолеты и револьверы, конечно, отечественного производства, патроны к которым снаряжены резиновыми или иными, аналогичными по своим качествам снарядами несмертельного действия;
— газовые пистолеты и револьверы, баллончики со слезоточивым и раздражающим газом;
— и как оружие самообороны разрешено использовать охотничье оружие, пистолеты и револьверы под патрон «Флобер» калибром до 4 мм, пневматическое оружие с кинетической энергией пули до 7,5 Дж.
Порядок приобретения оружия
В законопроекте предлагается установить возрастной ценз на право приобретения, владения и пользования огнестрельным гладкоствольным охотничьим оружием, оружием самообороны гражданами Украины с 18-летнего возраста, а на приобретение, хранение и ношение нарезного оружия с 21-летнего возраста, что отвечает международной практике.
Для получения разрешения на приобретение оружия граждане подают в органы внутренних дел заявление, медсправку, документы, подтверждающие личность гражданина и, естественно, оплату услуг на выдачу разрешения, если приобретают оружие впервые — справку о прохождении обучения. После получения разрешения через полгода процедуру придется повторить. Для юрлиц срок действия разрешения продлен до года.
Терминология
Законопроектом дано определение понятию «оружие» с попыткой охватить все имеющиеся и возможные в перспективе его виды, типы и образцы, критерии его классификации и тому подобное.
Поэтому законопроект чрезвычайно перегружен терминологией, при этом довольно специфической, разобраться с которой неспециалисту будет непросто (и пресловутые «пол-литра» не помогут). К примеру, приводятся типы нарезов охотничьих ружей «сюпра» и «парадокс», «ланкастер», патроны «Флобер».
При этом непонятно, почему оказались забытыми типы стволов с нарезами «чок», «получок», «цилиндр», да и мало ли можно откопать в учебниках, но стоит ли закон превращать в инструкцию по охотничьему делу?
Уделено внимание украинскому казачеству — предоставлено право на приобретение национального холодного оружия, которое является атрибутом национальной казацкой формы, описание которой утверждается Кабинетом Министров Украины.
Кстати, уделено внимание и «японскому казачеству», при этом дается определение «сюрикенов» и регулируется, точнее, запрещается их оборот на территории Украины. Возникает вопрос: почему при этом обойдено вниманием определение «боевого веера», «боевых серпов», «цепов» и прочей амуниции самураев и ниндзя? Да и чтоб наше казачество не ограничивалось только клинковым оружием, можно ввести в оборот, дав предварительно подробное описание, такое оружие, как, например, «шестопер», «булава», «палица», «кистень» и другие «оружейные примочки» вплоть до рогатки. Кроме того, видов и типов оружия других стран и народов тоже много, поэтому простор для творчества не ограничен. Но при этом возникает опасение, что в таком случае придется уже регистрировать в качестве оружия и печатный вариант «потяжелевшего» закона.
Замена ограничительных параметров
Весьма спорным представляется и введение на законодательном уровне для определения огнестрельного оружия энергетического показателя — удельной кинетической энергии, которая раньше существовала только в методической литературе и криминалистических пособиях. В пояснительной записке к проекту такая новелла объясняется тем, что в сети торговли оружием на Украине появляется в свободной продаже малокалиберное оружие, которое хоть и не превышает разрешенных параметров относительно скорости полета пули и калибра ствола, однако имеет высокую кинетическую энергию и является опасным для жизни и здоровья человека.
Однако это утверждение весьма спорно в отношении пневматического оружия, принимая во внимание его невысокую проникающую способность, поскольку даже при выстреле в упор неизвестны смертельные случаи.
А учитывая отсутствие каких либо ограничений по калибру ствола для пневматики, возникает сомнение, что предложенная новелла действительно будет способствовать уменьшению опасности для жизни людей.
И что делать тысячам добросовестных приобретателей пневматического оружия с калибром ствола до 4,5 мм и скоростью пули до 100 м/с, которое на сегодняшний день находится в свободной продаже? Регистрировать и получать разрешение? Но ведь многие покупали именно это оружие, поскольку на него не нужно разрешение. И как такое требование согласуется со статьей 58 Конституции Украины, не допускающей обратного действия нормативно-правовых актов во времени?
Кроме того, ограничение пневматики в 7,5 Дж, как показывает опыт России, приведет к массовым переделкам разрешенной пневматики. Ведь указанная энергия не позволяет использовать пневматику вне крытых помещений, а проверить энергию переделанного оружия можно только в лабораторных условиях. Тем более, некоторые боеприпасы позволяют увеличивать энергию выстрела, не внося конструктивных изменений в само оружие. Недаром даже в строгой к распространению оружия Англии ограничение на пневматику установлено на уровне 16 Дж.
Таким образом, проблемных вопросов в данном проекте, не считая редакционных и технико-юридических пробелов, остается немало, что требует его основательной доработки.
САВЧЕНКОВ Олег — юрист, г. Киев
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…