В деятельности органов прокуратуры наметилась некая сезонная закономерность: уже третью весну подряд в конце апреля проводится главный прокурорский форум — Всеукраинская конференция работников прокуратуры. Причем лейтмотив у двух последних конференций (прошлогодней и нынешней) один и тот же — сформировать два новых органа: Совет прокуроров Украины и Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров (КДКП).
Такая организационно-кадровая «тавтология» стала возможной благодаря законодательным изменениям, принятым 12 мая 2016 года. Напомним, что в этот день политикам удалось продемонстрировать чудеса законотворчества: не только создать нормотворческую основу, необходимую для назначения Юрия Луценко на должность Генерального прокурора Украины, но и официализировать принятый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ)» — сразу после принятия этот документ был подписан главой государства, опубликован в газете «Голос Украины» и вступил в силу. Этими изменениями, в частности, был предусмотрен законодательный реверс в части создания органа прокурорского самоуправления и КДКП: час «Ч» для вступления в силу ключевых положений (статей 21, 28–38, 42, 44–50, 62–63, 65–79) новой редакции Закона «О прокуратуре» (Закон), принятой еще осенью 2014 года, был пролонгирован на год — до 15 апреля 2017-го.
Правда, перед тем, как была дана эта законодательная отсрочка, указанные положения профильного закона уже успели «заработать». Причем они были не только введены в эксплуатацию, но и реализованы. Во исполнение на тот момент действующих предписаний переходных положений (пункт 61) Закона 26–28 апреля прошлого года в стенах Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ) состоялась Всеукраинская конференция работников прокуратуры. В ходе трехдневной напряженной работы представителям прокурорского сообщества удалось решить все кадровые вопросы — заполнить свою квоту в составах Совета прокуроров Украины и КДКП: назначить 11 членов Совета и пять представителей Комиссии.
Отметим, что в состав Совета прокуроров Украины, высшего органа прокурорского самоуправления в период между конференциями, должны входить 13 человек: 11 делегируют прокуроры, двух — ученые-юристы. Поскольку этот орган является полномочным при условии избрания не менее девяти членов, новоназначенные члены приступили к работе, не дожидаясь, пока ученые-юристы заполнят свою квоту. Члены Совета прокуроров Украины должны осуществлять свои полномочия на общественных началах, срок их каденции — пять лет без права повторного избрания. Среди прочего члены этого высшего органа прокурорского самоуправления будут решать кадровые задачи: вносить рекомендации о назначении и увольнении прокуроров с административных должностей. В случае если Генеральный прокурор Украины не согласится с рекомендованной Советом прокуроров Украины кандидатурой и откажет в назначении, он должен внести на рассмотрение этого органа другую кандидатуру. Также Совет будет рассматривать вопросы правовой и социальной защиты прокуроров и членов их семей и принимать соответствующие решения, обращения относительно ненадлежащего исполнения прокурором, занимающим административную должность, своих обязанностей.
В отличие от Совета прокуроров Украины, работу которого «запустили» принятые Конференцией кадровые решения (правда, как оказалось впоследствии, только на две недели), для деятельности КДКП заполненных прокурорами, а еще ранее адвокатами (в ноябре 2014 года в ходе ІІІ съезда адвокатов Украины членом КДКП был назначен адвокат Анатолий Коваленко) квот оказалось недостаточно. Следует отметить, что члены этого органа работают на постоянной основе и на время исполнения своих обязанностей (каденция составляет три года) откомандировываются в Комиссию. КДКП будет выполнять ряд важных функций: вести учет данных о количестве должностей прокуроров, в том числе вакантных и временно вакантных; проводить отбор кандидатов на должность прокурора в установленном законом порядке; участвовать в переводе прокуроров; рассматривать дисциплинарные жалобы о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществлять дисциплинарное производство; по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований принимать решения о наложении на прокурора ГПУ, региональной и местной прокуратуры дисциплинарного взыскания или решения о невозможности дальнейшего пребывания лица в должности прокурора.
И если еще в середине мая 2016-го казалось, что деятельность двух ключевых институций — полномочного Совета и недоукомплектованной Комиссии — просто будет на год поставлена в режим ожидания, то в дальнейшем, судя по риторике нового руководства ГПУ, стало понятно: ключевой орган прокурорского самоуправления и КДКП будут заново сформированы весной 2017 года. Реализовать такой сценарий стало возможно после принятия нового Закона Украины «О Высшем совете правосудия», заключительными и переходными положениями которого в том числе были внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре». В частности, наивысший орган прокурорского самоуправления получил новое название — Всеукраинская конференция прокуроров (прежнее название — Всеукраинская конференция работников прокуратуры). И уже 20 марта с.г. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко издал указ, в соответствии с которым Всеукраинская конференция прокуроров должна быть созвана на 26 апреля с.г. Примечательно, что, в отличие от прошлогоднего главного прокурорского форума, который изначально планировалось провести за четыре дня, но все заявленные вопросы удалось решить за три, нынешняя Конференция должна будет выполнить все задания за один день.
Повестка дня грядущей конференции более чем внушительная. Помимо организационных и ключевых кадровых вопросов прокурорам предстоит решить и другие задачи: принять целый ряд регламентных документов и утвердить Кодекс профессиональной этики и поведения прокуроров (название этого документа новым законом, регулирующим деятельность ВСП, также поменялось — ранее он назывался «Кодекс профессиональной этики и поведения работников прокуратуры»). И тот факт, что работа нынешней конференции рассчитана только на один день, наталкивает на мысль, что ее проведение является не более чем формальностью, и все кадровые решения уже были приняты за кадром. Правда, судя по количеству желающих получить назначения в два ключевых прокурорских органа, кадровая конкуренция все же будет. Так, на 11 мест в составе Совета прокуроров Украины претендуют 64 человека (для сравнения: в прошлом году количество желающих было вдвое больше — 135 кандидатов). В разрезе квот прокуратур разных уровней список кандидатов выглядит следующим образом: на две вакансии от ГПУ претендуют 17 прокуроров, на четыре места от региональной прокуратуры — 24, а на пять вакансий от местной — 23 человека. Количество желающих попасть в состав КДКП составляет 54 человека (в прошлом году эта цифра была также вдвое больше — 108 прокуроров). Примечательно, что никто из назначенных в прошлом году членов Совета прокуроров Украины в нынешней кадровой кампании участия принимать не будет, и из пятерых членов КДКП, делегированных в 2016-м, только один прокурор будет претендовать на место в КДКП в этом году. Из этого следует, что разложенный в прошлом году кадровый пасьянс кардинально изменится в нынешнем: как именно, мы расскажем уже в следующем номере «Юридической практики».
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…