Ни Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», ни другими законами и нормативно-правовыми актами органам местного самоуправления не предоставлены полномочия вводить такие меры, как запрет реализации пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков в стационарных объектах торговли в определенный период времени
7 октября 2019 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании в кассационной инстанции административное дело по иску гр-на А., гр-на Б., гр-на В., гр-на Г. к Киевскому городскому совету, третье лицо — Киевский городской голова Кличко Виталий Владимирович, о признании противоправным и отмене решения, производство по которому открыто по кассационной жалобе Киевского городского совета на постановление Окружного административного суда г. Киева от 6 июля 2017 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 5 октября 2017 года, установил следующее.
Краткое содержание исковых требований
Краткое содержание решения суда первой инстанции
— административный иск удовлетворить полностью;
— признать противоправным и отменить решение Киевского городского совета от 22 сентября 2016 года № 19/1023 «Об ограничении реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в стационарных объектах торговли в г. Киеве»;
— присудить в пользу гр-на А. понесенные им расходы по уплате судебного сбора в размере 551,21 грн согласно квитанции от 1 ноября 2016 года за счет ассигнований Киевского городского совета;
— присудить в пользу гр-на Б. понесенные им судебные расходы на правовую помощь в размере 5000,00 грн за счет ассигнований Киевского городского совета;
— присудить в пользу гр-на В. понесенные им расходы по уплате судебного сбора в размере 551,20 грн за счет ассигнований Киевского городского совета;
— присудить в пользу гр-на Г. понесенные им расходы по уплате судебного сбора в размере 551,21 грн за счет ассигнований Киевского городского совета.
Краткое содержание решения суда апелляционной инстанции
Краткое содержание требований кассационной жалобы
В кассационной жалобе жалобщик просит постановление Окружного административного суда г. Киева от 6 июля 2017 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 5 октября 2017 года отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба обоснована тем, что решения судов первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а потому подлежат отмене. Жалобщик отмечает, что оспариваемое решение принято с соблюдением норм действующего законодательства и в пределах полномочий, а потому основания для его отмены отсутствуют.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит кассационную жалобу Киевского городского совета оставить без удовлетворения, а судебные решения — без изменений. Указывает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными.
<…>
В связи с тем, что у ответчика отсутствовали полномочия для введения таких мер, как запрет реализации (ограничение розничной торговли) алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков в стационарных объектах торговли и временных сооружениях в определенный период времени, истцы обратились с соответствующими исками в суд.
III. РЕЛЕВАНТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА И АКТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
18.1. Часть 2 статьи 19. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
19.1. Часть 3 статьи 2. В делах об обжаловании решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты ли (совершены ли) они (1) на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины, (2) с использованием полномочия с целью, для которой это полномочие предоставлено, (3) обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения (совершения действия), (4) беспристрастно (непредвзято), (5) добросовестно, (6) благоразумно, (7) с соблюдением принципа равенства перед законом, во избежание всех форм дискриминации, (8) пропорционально, в частности, с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение (действие), (9) с учетом права лица на участие в процессе принятия решения, (10) своевременно, то есть в течение разумного срока.
20.1. Подпункт 9 пункта «а» статьи 30. К властным (самоуправляемым) полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин.
20.2. Подпункт 4 пункта «б» статьи 30. К делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится установление по согласованию с владельцами удобного для населения режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.
21.1. Часть 1 статьи 153. Запрещается продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий: 1) лицами, не достигшими 18 лет; 2) лицам, не достигшим 18 лет; 3) в помещениях и на территории учебных заведений, учреждений здравоохранения, кроме ресторанов, находящихся на территории санаториев; 4) в помещениях специализированных торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых организаций; 5) в закрытых спортивных сооружениях (кроме пива в пластиковой таре); 6) из торговых автоматов; 7) на полках самообслуживания (кроме табачных изделий в блоках и алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых, пива); 8) поштучно (для табачных изделий, кроме сигар); 9) в потребительских упаковках, содержащих менее 20 сигарет; 10) из рук; 11) в непредусмотренных для этого местах торговли.
21.2. Часть 3 статьи 153. На время проведения массовых мероприятий сельские, поселковые и городские советы в пределах соответствующей административной территории могут запретить или ограничить продажу пива (кроме пива в пластиковой таре), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и курение табачных изделий.
22.1. Статья 24. Защита населения от вредного влияния шума, неионизирующих излучений и других физических факторов.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении любых видов деятельности с целью предотвращения и уменьшения вредного влияния на здоровье населения шума, неионизирующих излучений и других физических факторов обязаны:
— осуществлять соответствующие организационные, хозяйственные, технические, технологические, архитектурно-строительные и другие мероприятия по предупреждению образования и снижению шума до уровней, установленных санитарными нормами;
— обеспечивать во время работы заведений общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса, культуры, при проведении концертов, дискотек, массовых праздничных и развлекательных мероприятий и т.п. уровни звучания звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкальных инструментов в помещениях и на открытых площадках, а также уровни шума в прилегающих к ним жилых и общественных зданиях, не превышающие уровней, установленных санитарными нормами;
— принимать меры по недопущению в течение суток превышения уровней шума, установленных санитарными нормами, в следующих помещениях и на следующих территориях (защищенных объектах): 1) в жилых домах и на придомовых территориях; 2) в лечебных, санаторно-курортных учреждениях, домах-интернатах, учреждениях образования, культуры; 3) в гостиницах и общежитиях; 4) в расположенных в пределах населенных пунктов заведениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса; 5) в других зданиях и сооружениях, в которых постоянно или временно находятся люди; 6) в парках, скверах, зонах отдыха, расположенных на территории микрорайонов и групп жилых домов.
Шум на защищенных объектах при осуществлении любых видов деятельности не должен превышать уровни, установленные санитарными нормами для соответствующего времени суток.
В ночное время, с 22.00 до 8.00 на защищенных объектах запрещаются громкое пение и выкрики, использование звуковоспроизводящей аппаратуры и других источников бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств.
Проведение на защищенных объектах ремонтных работ, сопровождающихся шумом, запрещается в рабочие дни с 21.00 до 8.00, а в праздничные и нерабочие дни — круглосуточно. Владелец или арендатор помещений, в которых предполагается проведение ремонтных работ, обязан уведомить жителей прилегающих квартир о начале указанных работ. С согласия жителей всех прилегающих квартир ремонтные и строительные работы могут проводиться также в праздничные и нерабочие дни. Шум, который образуется во время проведения строительных работ, не должен превышать санитарные нормы круглосуточно.
Предусмотренные частями 2, 3 и 4 настоящей статьи требования по соблюдению тишины и ограничению определенных видов деятельности, сопровождающихся шумом, не распространяются на случаи:
1) осуществления в закрытых помещениях любых видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
2) осуществления в закрытых помещениях любых видов деятельности, сопровождающихся шумом, при условиях, исключающих проникновение шума за пределы таких помещений;
3) предупреждения и/или ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;
4) оказания неотложной помощи, предупреждения или прекращения правонарушений;
5) предупреждения краж, пожаров, а также выполнения задач гражданской обороны;
6) проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, других массовых мероприятий, о которых заблаговременно уведомлены органы исполнительной власти или органы местного самоуправления;
7) работы оборудования и механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность жилых и общественных зданий, при условии принятия неотложных мер по максимальному ограничению проникновения шума в прилегающие помещения, в которых постоянно или временно находятся люди;
8) празднования установленных законом праздничных и нерабочих дней, дней городов, других праздников в соответствии с решением местного совета, проведения спортивных соревнований;
9) проведения салютов, фейерверков, других мероприятий с использованием взрывчатых веществ и пиротехнических средств в запрещенное время по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном правилами соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах.
Сельские, поселковые, городские советы утверждают правила соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах, которыми с учетом особенностей отдельных территорий (курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные, заповедные и т.д.) устанавливаются запреты и ограничения в отношении определенных видов деятельности, сопровождающихся образованием шума, а также устанавливается порядок проведения салютов, фейерверков, других мероприятий с использованием взрывчатых веществ и пиротехнических средств.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законом, обеспечивают контроль за соблюдением руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также гражданами санитарного и экологического законодательства, правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах, других нормативно-правовых актов в сфере защиты населения от вредного влияния шума, неионизирующих излучений и других физических факторов.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении суда или отклонены им, решать вопрос о достоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, собирать или принимать к рассмотрению новые доказательства или дополнительно проверять доказательства.
Анализ приведенных норм Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» свидетельствует, что к полномочиям органов местного самоуправления относится исключительно установление режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.
Ограничения по продаже пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий предусмотрены положениями статьи 153 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».
Вместе с тем указанная статья наделяет полномочиями сельские, поселковые и городские советы устанавливать в пределах соответствующей административной территории запреты или ограничения продажи пива (кроме пива в пластиковой таре), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и курение табачных изделий только на время проведения массовых мероприятий.
Оспариваемым решением № 19/1023 от 22 сентября 2016 года Киевский городской совет ограничил торговлю алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом в стационарных объектах торговли торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения, кроме заведений ресторанного хозяйства (кафе, баров, заведений общественного питания, ресторанов и т.п.) на территории г. Киева путем запрета их реализации с 23.00 до 10.00.
Однако ни Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», ни другими законами и нормативно-правовыми актами органам местного самоуправления не предоставлены полномочия вводить такие меры, как запрет реализации пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков в стационарных объектах торговли в определенный период времени.
Ссылки заявителя на положения статьи 24 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» как на основание для принятия городским советом решения об ограничении реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в стационарных объектах торговли в г. Киеве в определенный период времени коллегия судей считает необоснованными, поскольку оспариваемое решение не принималось во исполнение функций контроля за соблюдением правил тишины, какие-либо правила соблюдения тишины, запреты или ограничения в отношении определенных видов деятельности, сопровождающихся образованием шума, не устанавливались, и при принятии и обжалуемого решения ответчиком указанный закон вообще не применялся.
Учитывая изложенное, коллегия судей соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, выводы судов предыдущих инстанций и обстоятельства дела не опровергают.
Руководствуясь статьями 341, 343, 349, 350, 356, 359 Кодекса административного судопроизводства Украины, Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда постановил:
— кассационную жалобу Киевского городского совета оставить без удовлетворения;
— постановление Окружного административного суда г. Киева от 6 июля 2017 года и определение Киевского апелляционного административного суда от 5 октября 2017 года оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда от 7 октября 2019 года. Дело № 826/16071/16. Председательствующий — Стрелец Т.Г. Судьи — Рыбачук А.И., Стеценко С.Г.)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…