В случае, когда физическое лицо, которое по своим религиозным или иным убеждениям отказалось от принятия идентификационного номера и официально уведомило об этом органы государственной налоговой службы, из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей подлежит исключению вся информация о таком лице, а не только его идентификационный номер
28 марта 2013 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-на С., гр-на Р., гр-на М., гр-на О., гр-на К., гр-на У., гр-на И. к Государственной налоговой администрации Украины (ГНА) и Государственной налоговой инспекции в г. Черкассы (ГНИ) — о признании права на проживание без идентификационного номера, установила следующее.
В ноябре 2008 года гр-н С., гр-н Р., гр-н М., гр-н О., гр-н К., гр-н У., гр-н И. обратились в суд с иском, в котором, ссылаясь на статью 22 Конституции Украины и статьи 1, 3, 5, 9 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» от 22 декабря 1994 года № 320/94-ВР в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, просили обязать ГНА: исключить из Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей (Государственный реестр) информацию об истцах, состоящих на учете по серии и номеру паспорта в соответствии с Порядком внесения отметки в паспорт гражданина Украины относительно идентификационного номера физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей, утвержденным совместным приказом ГНА и Министерства внутренних дел Украины от 19 октября 2004 года № 602/1226 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20 октября 2004 года № 1345/9944) в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Порядок); осуществлять в дальнейшем учет истцов как плательщиков налогов и других обязательных платежей по ранее установленным формам учета без применения идентификационного номера (по фамилии, имени, отчеству и по месту жительства). Также они просили обязать ГНИ: осуществлять в дальнейшем их учет в качестве плательщиков налогов и других обязательных платежей, по ранее установленным формам учета без применения идентификационного номера (по фамилии, имени, отчеству и по месту жительства); аннулировать в их паспортах ранее сделанную запись в соответствии с приказом о праве осуществлять какие-либо платежи без идентификационного номера; отменить информацию об истцах, которая была предоставлена в ГНИ в соответствии с Порядком и проставить в их паспортах отметку о наличии права осуществлять какие-либо платежи без идентификационного номера и заверить подпись ответственного лица гербовой печатью.
Черкасский окружной административный суд постановлением от 7 февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Киевский апелляционный административный суд постановлением от 9 ноября 2010 года, оставленным без изменений определением Высшего административного суда Украины от 13 декабря 2012 года, частично отменил решение суда первой инстанции и принял новое о частичном удовлетворении исковых требований. Суд обязал ГНА исключить из Государственного реестра информацию об истцах, состоящих на учете по серии и номеру паспорта в соответствии с приказом; ГНИ и ГНА — осуществлять в дальнейшем учет истцов как плательщиков налогов и других обязательных платежей по ранее установленным формам учета без применения идентификационного номера (по фамилии, имени, отчеству и по месту жительства). В остальной части постановление Черкасского окружного административного суда оставил без изменений.
Не согласившись с определением Высшего административного суда Украины, Государственная налоговая служба Украины (которая является правопреемником ГНА) и ГНИ обратились с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины.
В обоснование заявления приложены копии определений Высшего административного суда Украины от 26 мая 2010 года и 22 декабря 2011 года по другим делам, которые, по мнению заявителей, подтверждают неодинаковое правоприменение.
Определением от 14 января 2013 года Высший административный суд Украины допустил это дело к производству Верховного Суда Украины на основании неодинакового применения судом кассационной инстанции части 2 статьи 1 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» в подобных правоотношениях. По его мнению, в определении, о пересмотре которого подано заявление, и в определении от 22 декабря 2011 года вышеуказанная норма материального права применена неодинаково.
В судебном решении, предоставленном для подтверждения неодинакового применения одной и той же нормы материального права, Высший административный суд Украины исходил из того, что истцы реализовали свое право, в их паспортах уполномоченный орган сделал отметку о наличии права осуществлять какие-либо платежи без идентификационного номера, а потому их исковые требования являются необоснованными.
По рассматриваемому делу Высший административный суд Украины согласился с выводами суда апелляционной инстанции об обязательстве ГНА исключить из Государственного реестра информацию об истцах, состоящих на учете по серии и номеру паспорта, а также об обязательствах ответчиков осуществлять в дальнейшем учет истцов как плательщиков налогов и других обязательных платежей по ранее установленным формам учета без применения идентификационного номера.
Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции части 2 статьи 1 указанного Закона, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.
Статьей 35 Конституции Украины каждому гарантировано право на свободу мировоззрения и вероисповедания.
Обязанность каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, определена в статье 67 Основного Закона.
По рассматриваемому делу суды установили, что истцы — верующие граждане Украины и прихожане Украинской православной церкви, которые по своим религиозным убеждениям не желают иметь ранее присвоенные ГНА идентификационные номера и требуют постановки их на учет в качестве плательщиков налогов и других обязательных платежей по ранее установленным формам учета без применения идентификационного номера (по фамилии, имени, отчеству и по месту жительства) и внесения соответствующих записей в паспорта, о чем письменно уведомили ГНИ. В свою очередь ответчики проинформировали заявителей о процедуре отказа от идентификационного номера, предусмотренной Порядком, и необходимости подачи определенного перечня документов.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» для лиц, которые в силу своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы, сохраняются ранее установленные формы учета плательщиков налогов и других обязательных платежей. В паспортах указанных лиц ставится отметка о наличии у них права осуществлять какие-либо платежи без идентификационного номера.
Частью 2 статьи 5 этого Закона, которая регламентирует порядок регистрации физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей, предусмотрено, что в Государственный реестр не вносится информация о лицах, которые в силу своих религиозных или других убеждений отказываются от принятия идентификационного номера и официально уведомляют об этом соответствующие государственные органы.
Объем информации о физических лицах, которая включается в Государственный реестр, определен статьями 3 и 5 Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей». В частности, предусмотрено, что в информационный фонд Государственного реестра включаются следующие данные: индивидуальные идентификационные номера, предоставляемые физическим лицам — плательщикам налогов и других обязательных платежей и сохраняемые за ними в течение всей их жизни; информация об уплате физическими лицами налогов и других обязательных платежей; фамилия, имя и отчество; дата рождения; место рождения (страна, область, район, населенный пункт); место жительства; место основной работы; виды уплачиваемых налогов и других обязательных платежей; информация об уплате физическими лицами налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с частью 3 статьи 9 указанного Закона физические лица — плательщики налогов и других обязательных платежей, кроме лиц, которые по своим религиозным или иным убеждениям отказались от принятия идентификационного номера и официально уведомили об этом соответствующие государственные органы, обязаны: зарегистрироваться в Государственном реестре с момента возникновения объекта налогообложения или уплаты налогов и других обязательных платежей; подавать в государственные налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного разделения сведения об изменении данных в соответствии с частью 3 статьи 5 этого Закона в течение месяца со дня возникновения таких изменений.
Системный анализ указанных выше правовых норм дает коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины основания для вывода, что в случае, когда физическое лицо, которое по своим религиозным или иным убеждениям отказалось от принятия идентификационного номера и официально уведомило об этом органы государственной налоговой службы, то из Государственного реестра подлежит исключению вся информация о таком лице, а не только его идентификационный номер.
Согласно пункту 1.3 Порядка, граждане Украины, отказавшиеся от принятия идентификационного номера, состоят на учете как плательщики налогов и других обязательных платежей по серии и номеру паспорта. Указанная норма противоречит положениям Закона Украины «О государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей», имеющем высшую юридическую силу, о необходимости удаления всей информации о таких лицах, указанный Закон также не предусматривает учет таких граждан по серии и номеру паспорта.
При таких обстоятельствах вывод кассационного суда о необходимости частичного удовлетворения требований истцов основан на правильном применении норм материального права.
Поскольку суд кассационной инстанции по рассматриваемому делу применил нормы материального права правильно, то в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 241, 242, 244 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления Государственной налоговой администрации Украины и Государственной налоговой инспекции в г. Черкассы отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 28 марта 2013 года. Дело № 21-26а13. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Коротких А.А., Кривенда О.В., Панталиенко П.В., Терлецкий А.А., Маринченко В.Л., Прокопенко А.Б., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…