Организация sui generis — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (257) » Организация sui generis

Организация sui generis

Предприниматель может при желании в течение двух недель стать учредителем десятка различных ООО и ЧП, однако он столкнется с непреодолимыми трудностями, если ему придет в голову создать нечто, не являющееся ни ООО, ни объединением граждан, ни благотворительным фондом.

Законом государства, которое мы условно назовем Пафлагонией, был создан Фонд пафлагонской культуры, целью которого провозглашалось: а) ознакомление мировой общественности с пафлагонской культурой и вкладом Пафлагонии в литературу, науку и искусство; б) распространение пафлагонского языка; в) укрепление сотрудничества в сфере культуры, образования и науки с иными государствами; г) развитие диалога между народами с целью достижения взаимопонимания и мирного сосуществования.

В пункте 1 статьи 1 Указа Президента Пафлагонии № 199 (1992 год), которым был создан Фонд, прямо говорилось, что фонд является юридическим лицом частного права (более точную организационно-правовую форму указ не определял). Свое имущество Фонд получил из пафлагонского бюджета, а часть 1 статьи 4 Закона Пафлагонии № 2525 предусматривала, что в дальнейшем Фонд будет существовать за счет государственных дотаций, благотворительных взносов и реализации товаров, работ и услуг. Имуществом Фонда были призваны распоряжаться Административный совет фонда и его председатель. Назначал этих должностных лиц министр иностранных дел Пафлагонии (пункт 2 статьи 2 Закона Пафлагонии № 2525), перед которым они и отчитывались (пункт 6 статьи 2 Закона Пафлагонии № 2525).

В поисках формы

Было запланировано создание отделений этого Фонда во многих государствах, в том числе на Украине (часть 1 статьи 3 Закона Пафлагонии № 2525). На Украине для этой цели был избран город Одесса. На этой стадии и возникли неожиданные сложности.

Оказалось, что «отделение» организации, которое носит название «Фонд» и создано в виде «юридического лица частного права», не соглашается регистрировать ни один государственный орган, поскольку не видит в названии привычных для себя аббревиатур «ООО», «ЧП», «благотворительный фонд» или, на худой конец, «АО». Существует европейское «правило» по вопросам регистрации обращаться в органы юстиции, которые ведут публичный реестр юридических лиц. Поэтому руководители отделения пафлагонского фонда обратились в одно из управлений юстиции Украины.

Вопрос государственных служащих: «Какая у вас организационно-правовая форма?» иностранцев явно поставил в тупик. Они понимали, что регистрируют обособленное структурное подразделение, кроме того постоянно подчеркивали свою принадлежность к Пафлагонии и настаивали на том, что их организация — государственная.

«А, бюджетная организация?» — начали понимать госслужащие. «Но позвольте, — опомнились они, — организацией, заведением, учреждением у нас признаются только организационные структуры, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. Финансирование работ, связанных с их деятельностью, осуществляется за счет ассигнований, которые выделяются из государственного бюджета или из местного бюджета административно-территориальных единиц (пункт 2.26 Классификации организационно-правовых форм хозяйствования, утвержденной приказом Госстандарта Украины от 22 ноября 1994 года № 288). Вы получаете ассигнования из государственного бюджета Украины?» «Нет, что вы, — удивлялись непонятливости пафлагонцы. — Мы государственная организация иностранного государства». Они рассчитывали, что после этого отношение к ним улучшится. Но к иностранцам у госслужащих отношение было иное. Потребительское, так сказать.

«Иностранное государство? Вы, может, хотите стать дипломатическим представительством? Но на статус дипломатического представительства вы явно не тянете, — сочувственно качали головами госслужащие. — Функции дипломатического представительства: а) представительство Пафлагонии на Украине; б) защита на Украине интересов Пафлагонии и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом; в) ведение переговоров с правительством Украины; г) выяснение всеми законными средствами условий и событий на Украине и сообщение о них правительству Пафлагонии; д) поощрение дружественных отношений между Пафлагонией и Украиной и развитие их взаимоотношений в сфере экономики, культуры и науки (статья 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях № 1138 от 18 апреля 1961 года), а судя по вашим учредительным документам, ваши функции совпадают только в последнем пункте…»

«Может быть, вы претендуете на статус специальной миссии?» — продолжали проявлять участие законопослушные госслужащие. — Но, видите ли… «специальная миссия — это временная миссия, которая по своему характеру представляет государство и направляется одним государством в другое при согласии последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении него определенного задания» (пункт «а» статьи 1 Конвенции о специальных миссиях, подписанной 16 декабря 1969 года, ратифицированной Украиной 14 июля 1993 года и вступившей в силу

26 сентября 1993 года). Когда вы собираетесь прекратить свою деятельность? Да, кроме того, государство Пафлагония может направлять специальную миссию на Украину только с согласия Украины, предварительно полученного по дипломатическим и другим согласованным или взаимоприемлемым каналам (статья 2 Конвенции о специальных миссиях). Ваше направление согласовано с Министерством иностранных дел?»

Перепуганные пафлагонцы после такого опроса, конечно, и думать забыли, что они — государственная организация.

«Не хотите ли зарегистрироваться в качестве благотворительного фонда?» — спросили у отчаявшихся иностранцев. «Ну нет, — твердо заявили пафлагонцы. — Мы благотворительностью не занимаемся, мы работаем только на Пафлагонское государство и пропагандируем его культуру.

В общем, существуем сами для себя».

«Жаль, — подумали госслужащие. — А ведь с благотворительным фондом все было бы гораздо проще. Ведь тогда они попали бы прямиком в наше ведомство. Сорвалась рыбка…»

Работники управления юстиции были в значительной степени правы. Если бы представители непонятной организации sui generis решили принять статус благотворительного фонда, им бы это удалось совершенно легко. В этом случае необходимо пройти следующие стадии:

1. Первичный регистрирующий орган. Отделения международных благотворительных организаций регистрирует Одесское областное управление юстиции, а не Министерство юстиции в г. Киеве. Этому есть простое объяснение. Государственную регистрацию международных благотворительных организаций осуществляет Минюст (подпункт 1 пункта 2 Положения о порядке государственной регистрации благотворительных организаций, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1998 года № 382) в случае, если на территории Украины создается собственно международная благотворительная организация, т.е. материнская. Регистрацию же филиалов и представительств международных благотворительных организаций проводят органы Минюста на местах, в частности областные управления юстиции (подпункт 2 пункта 2 Положения).

Впрочем, при этом обнаруживается ряд формальных нюансов. Оказывается, что «обособленное структурное подразделение международного благотворительного фонда», если его назвать «отделением», может получить статус юридического лица (?!), и, наоборот, будет считаться сугубо структурным подразделением без прав юридического лица, если его назвать «филиалом». При этом никаких организационных и имущественных отличий может не быть — все определяет исключительно формальный момент — название. Безусловно, имела бы смысл регистрация в качестве отделения с правами юридического лица, что дает значительную свободу, в частности, в распоряжении банковскими счетами.

2. Занесение в Единый государственный реестр предприятий, организаций и учреждений (регистрирующий орган — Одесское областное управление статистики).

3. Постановка на учет в районной налоговой инспекции.

4. Открытие счета типа «Н» («нерезидент») (абзацы 5–10 Инструкции НБУ № 527).

Последний шанс

Так как от статуса благотворительного фонда пафлагонцы твердо отказались, чиновники предложили им последний вариант: «Вы можете быть только постоянным представительством иностранного коммерческого предприятия». Несмотря на всю абсурдность, регистрация пафлагонского филиала в качестве постоянного представительства совершенно не исключалась, поскольку во всех нормативных актах речь идет о постоянном представительстве… предприятий, учреждений и организаций без указания их коммерческих целей. На Украине привыкли, что постоянное представительство регистрируют только тогда, когда необходима аккредитация на таможне (а она необходима только коммерческим предприятиям). Но эта процедура не исключает ее применения к неприбыльным организациям и осуществляется следующим образом:

1. Первичный регистрирующий орган: Министерство внешнеэкономических связей.

2. Занесение в Единый государственный реестр предприятий, организаций и учреждений (регистрирующий орган — Министерство статистики, г. Киев).

3. Постановка на учет в районной налоговой инспекции (пункт 1.4 Положения о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов на Украине как налогоплательщиков, утвержденного приказом ГНАУ № 293 от 12 августа 1997 года), для чего необходима копия свидетельства о регистрации представительства в Министерстве внешнеэкономических связей.

4. Открытие счета типа «Н» («нерезидент») (абзацы 5–10 Инструкции НБУ № 527).

Таким образом, пафлагонцы избрали в качестве организационно-правовой формы постоянное представительство. Несомненное преимущество заключалось в том, что постоянные представительства неподсудны украинским судам. Часть 3 статьи 21 ХПК говорит, что ответчиками являются предприятия и организации, которым предъявлено исковое требование. Часть 1 статьи 1 ХПК дает определение понятия «предприятия и организации». Это предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица, граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке получили статус субъекта предпринимательской деятельности. Для нас важно, что ответчиками в хозяйственном суде могут быть предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица.

Формулировка «другие юридические лица» говорит о том, что определение «предприятия, учреждения, организации», которое стоит перед формулировкой «и другие», в ХПК также используется в значении «юридические лица». Если решение против постоянного представительства и будет вынесено, его все равно невозможно будет исполнить. Согласно части 1 статьи 11 Закона «Об исполнительном производстве», сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Согласно же части 2 данной статьи, должником может быть физическое или юридическое лицо. Постоянное представительство не является ни физическим, ни юридическим лицом: это обособленное подразделение юридического лица.

Однако статус постоянного представительства имеет и некоторые достаточно известные неудобства. Во-первых, аренда помещения представительств допускается только с согласия областных государственных администраций. Во-вторых, областные администрации, как правило, требуют, чтобы все работники постоянного представительства работали (фиктивно) в отделе областной администрации по обслуживанию представительств.

В чужом монастыре — и без своего устава…

На этом злоключения пафлагонцев с выбором организационно-правовой формы не закончились. Оказалось, что регистрация любого представительства иностранного юридического лица, созданного в силу закона, проблематична, поскольку почти все регистрирующие органы при регистрации требуют копию устава материнского юридического лица и копию свидетельства о регистрации, выданного государственным учреждением, которое осуществляет регистрацию юридических лиц по законодательству иностранного государства. Но по законодательству Пафлагонии для Пафлагонского фонда культуры не требовалось устава — все вопросы его деятельности, полномочия органов были урегулированы пафлагонским законом. По этой же причине в Пафлагонии не сочли нужным регистрировать этот Фонд в каком-либо реестре: кому придет в голову заносить в реестр, к примеру, Федеральную резервную систему США? Но на Украине поставить под сомнение можно все, особенно когда на основании этого сомнения можно отфутболить желающего зарегистрироваться.

КРУПКО Дмитрий, СОФРОНКОВА Надежда — юридическая фирма «АНК», г. Одесса, тел.: (0482) 348–716, www.ank.odessa.ua.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Возбуждение дел по иску прокурора

Деловая практика

Взыскание с исполнительной службы

Законодательная практика

Организация sui generis

Зарубежная практика

Австралийский суд разрешил выражаться

Депутаты Думы не поддерживают идею ранних браков

В Бразилии запретят курение за рулем

Адвокаты Березовского «готовы к бою»

Охота на фиктивных предпринимателей

В США появится «суперминистерство»

Суд по делу Милошевича опять перенесен

Неделя права

С иском к Верховному Суду?

Доступность правосудия

Судьи выбрали Маляренко

АМКУ нужен свой суд

Экспортера лишили статуса

Новости профессии

Президент определил количество судей

Депутатам нужна «банковская тайна»

Сергея Кивалова могут лишить депутатских полномочий

Новое постановление судьи Василенко

Прецеденты

Признание действий по отказу в регистрации выпуска акций неправомерными

Признание решений налоговой инспекции недействительными (кассация)

Признание действий по отказу в регистрации выпуска акций неправомерными

Признание решения налоговой инспекции недействительным

Судебная практика

Регистрация эмиссии акций через суд?

Тема номера

Дополнительный выпуск акций ОАО

Частная практика

«Тект-Реал» подготовила иск к НБУ

«Алтгаймер и Грей» расширяет сеть представительств

Стандарты качества в юридической практике

«Крыжановский и Партнеры» судятся с КМУ

Юридический форум

Пациент и врач: дискуссионные проблемы

Интеллектуальная собственность на Украине

Регистрация выпуска акций ЗАО

Інші новини

PRAVO.UA