Обещание власти пожертвовать своими полномочиями в пользу местных общин может быть частично реализовано. Народные депутаты от всех пяти партий, входящих в коалицию, зарегистрировали два законопроекта, которые могут создать импульс для самоорганизации граждан.
Материальная ОСНова
Первым из документов является новая редакция закона об органах самоорганизации населения (ОСН) (№ 2466). В новом законе определяется, кто понимается под членами территориальной общины с учетом современного европейского опыта. Так, общину составляют граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города.
Также приводится толкование микрообщины (часть членов территориальной общины, объединенных проживанием на части территории города, села, поселка (микрорайона, улицы, квартала, дома (нескольких домов), общежития (нескольких общежитий) или на других небольших территориях). К слову, ОСН являются именно представительными органами микрообщества и составляющей системы местного самоуправления.
Собственные полномочия органа самоорганизации населения — это полномочия, которые определены общим собранием (конференцией) при его создании. В то же время действующая норма уточняет, что они должны предоставляться местным советом в момент образования ОСН. Важно и то, что делегированные полномочия предоставляются ОСН только после приобретения статуса юридического лица.
Несколько усложняется система принципов, на которых работают ОСН: вместо восьми их стало 16. Теперь от ОСН можно потребовать соблюдения политической нейтральности, гармонизации интересов общины и микрообщины, а также плановости деятельности. Если нынешняя норма позволяет каждому местному жителю быть избранным в состав ОСН, то в законопроекте уточняется, что этим могут воспользоваться лишь лица, не имеющие судимости за умышленное преступление.
С инициативой о создании органа самоорганизации населения в местный совет может обратиться общее собрание (конференция) микрообщины. Созвать такую конференцию может сельский или городской председатель, а также инициативная группа (состоящая из десяти человек при создании ОСН района в городе). Детально урегулирован порядок созыва и проведения такой конференции. Заявление о регистрации органа самоорганизации населения рассматривается регистрирующим органом после принятия советом решения о предоставлении разрешения на создание органа самоорганизации населения, но не позднее следующего заседания исполнительного комитета со дня получения всех необходимых документов.
Новые полномочия
Расширился перечень собственных полномочий ОСН (статья 15 проекта). Если в действующей редакции ОСН контролируют качество жилищнокоммунальных услуг и качество выполнения ремонтных работ в домах, то в предложенной редакции орган также контролирует порядок формирования тарифов на такие услуги. Кроме того, ОСН может подписывать вместе с представителями заказчика жилкомуслуг и ремонтных работ акты передачиприема предоставленных услуг и выполненных ремонтных работ.
Стоит отметить и то, что ОСН сможет выступать инициатором проведения общественных слушаний (в порядке, предусмотренном уставом соответствующей территориальной общины), организовывать общественное обсуждение вопросов, касающихся текущих и перспективных планов развития микрообщины, а также планов застройки соответствующей территории.
В то же время в плане делегированных полномочий изменения произошли существенные — наконецто они изложены в самом законе. Так, ОСН смогут получить такие полномочия от местных советов: а) заключение договоров о выполнении работ по ремонту зданий (общежитий) и благоустройству территории и использование финансовых ресурсов для выполнения этих полномочий; б) организация мероприятий для населения, расходы на которые предусмотрены в местных бюджетах; в) оказание помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям погибших воинов и военнослужащих, малообеспеченным, безработным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детямсиротам и детям, лишенным родительской опеки, по месту жительства за счет получения и распределения средств, предусмотренных на эти цели в соответствующих местных бюджетах; г) составление административных протоколов о правонарушениях в сфере благоустройства населенных пунктов; г) ведение учета жителей, проживающих в домах индивидуальной застройки в пределах территории деятельности органа самоорганизации населения; д) оперативное управление предприятиями, отдельными объектами жилищного фонда, находящимися в коммунальной собственности общины села, поселка, города, которые находятся на территории деятельности соответствующего ОСН и удовлетворяют коллективные потребности этих микрообщин.
Расширяется и перечень того, что составляет финансовую основу деятельности ОСН, легализованного в порядке регистрации. В перечень включены средства от осуществления хозяйственной деятельности основанных органом предприятий; местные сборы на принципах добровольного самоналогообложения, введенных общим собранием, и пассивные доходы.
Общее собрание
Также теми же авторами был внесен проект закона об общем собрании (конференции) членов территориальной общины по месту жительства (№ 2467). Общие собрания являются одной из форм непосредственного участия членов территориальных общин сел, поселков, городов в решении вопросов местного значения. Участвовать в общем собрании с правом решающего голоса могут дееспособные граждане, достигшие 18летнего возраста и на законных основаниях проживающие на территории, в пределах которой проводится общее собрание (конференция). Участие в конференции с правом решающего голоса могут принимать только члены соответствующей микрообщины, избранные делегатами на общем собрании ее небольших составляющих территорий. Закон предусматривает четыре территориальных уровня проведения общих собраний (конференций): на уровне села (сел), поселка, города; на уровне района в городе или микрорайона; на уровне улицы или квартала; на уровне дома (нескольких домов), общежития (нескольких общежитий) или других небольших территорий.
Общее собрание имеет следующие полномочия: обсуждать проекты актов сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, его исполнительного комитета, местных органов исполнительной власти с выработкой предложений по этим проектам для соответствующих органов и должностных лиц; вносить предложения в повестку дня сессий сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета и заседаний их исполнительных комитетов; обсуждать поведение лиц, нарушающих общественный порядок, принимать меры общественного воздействия или вносить представление в уполномоченные органы о привлечении этих лиц к ответственности; инициировать перед представителями местного самоуправлениями и руководителями предприятий независимо от формы собственности вопрос о привлечении отдельных должностных лиц к ответственности. Разрешается обсуждать широкий круг вопросов: от направления бюджетных средств на строительство новых объектов до жилищнокоммунальных услуг.
Разумеется, большинство полномочий ограничивается правом общих собраний обсуждать и предлагать. Однако, согласно статье 16 закона, принятые собранием или конференцией решения подлежат обязательному рассмотрению чиновниками. Например, по результатам рассмотрения решений органы местного самоуправления должны принять управленческие акты, а в случае частичного учета или отклонения решения общего собрания (конференции) также предоставить мотивированное объяснение причин. Более того, статья 18 предусматривает, что неоднократное нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение решения может быть даже основанием для прекращения полномочий этого совета. Таким образом, местные инициативы получают новый инструмент реализации своих целей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…