Украинские предприниматели уже давно привыкли к тому, что открыть собственное дело сравнительно легко, а вот на его закрытие порою требуются годы и немало денежных средств.
С инициативой упорядочить регистрационные процедуры выступил Кабинет Министров Украины. И, судя по стремительным темпам, ему это удастся. Ведь соответствующие проекты законов Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения учреждения предпринимательства)» № 8294 и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и физических лиц — предпринимателей)» № 8295 были зарегистрированы 24 марта с.г. в Верховном Совете Украины, а 7 апреля с.г. — приняты парламентом за основу. Для реализации идей, заложенных в документах, предлагается внести изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины, а также в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».
Так насколько предложенная правительством процедура действительно упростит жизнь предпринимателям?
Основные изменения, предлагаемые проектом об упрощении процедуры открытия предпринимательства, направлены на оптимизацию порядка создания определенных видов юридических лиц. В частности, в большинстве своем эти изменения касаются вопросов внесения уставного капитала. Предлагается уравнять требования к созданию юридических лиц разных организационно-правовых форм путем предоставления возможности учредителям юридических лиц (кроме акционерных обществ) создавать уставные фонды в размерах и в составе, который им необходим для начала собственного дела. При этом законопроект позволяет внести всю сумму капитала в течение года с момента регистрации субъекта предпринимательской деятельности. С одной стороны, это минимизирует расходы юридического лица на оплату открытия временных счетов в банках и на внесение денежных средств в уставный капитал на момент проведения госрегистрации. С другой стороны, есть ряд предприятий (фондовые биржи, страховые компании), уставный капитал которых с целью обеспечения высокого уровня защиты прав кредиторов следовало бы полностью сформировать до начала соответствующей деятельности.
В то же время законопроект, минимизируя расходы на услуги нотариуса, упрощает требования к пакету документов, которые подаются госрегистратору, что может повлечь недобросовестные действия со стороны учредителей в отношении юрлица.
Безусловно, положительной особенностью законопроекта является предложение установить в органах государственной регистрации платежные терминалы. Насколько они способны уберечь граждан от очередей и сократить время на уплату регистрационного сбора и оплату других регистрационных действий, пока тяжело сказать, но хотя бы не придется в спешке искать отделения банков.
В пояснительной записке ко второму законопроекту сообщалось, что его положения предусматривают сокращение сроков проведения проверок контролирующими органами субъектов хозяйствования, относительно которых принято решение о прекращении. Действительно, документ на законодательном уровне закрепляет возможность провести государственную регистрацию прекращения юридического лица в результате его ликвидации по принципу молчаливого согласия в случае непредоставления юрлицу в установленном законом порядке органом Государственной налоговой службы и/или Пенсионного фонда Украины справок об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей. Иными словами, без этих справок. Ведь на сегодня срок, в течение которого предприятие будет снято с учета контролирующими органами, непрогнозируем.
Однако, несмотря на столь обнадеживающие положения, документ требует существенной доработки ко второму чтению. В частности, законопроект № 8295 позволяет органам Государственной налоговой службы и Пенсионного фонда Украины возражать против ликвидации юридического лица или прекращения осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности. Тем самым нарушается их право на прекращение предпринимательской деятельности, причем не указано, на каких основаниях это происходит.
Сомнительными в части упрощения процедуры кажутся изменения в часть 8 статьи 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» относительно переписки между государственным регистратором и органами Государственной налоговой службы или Пенсионного фонда Украины по поводу возможности проведения внеплановой проверки прекращаемого юридического лица.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…