Оправить отставку — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Оправить отставку

Возвращение судей в отставке в судебную систему — сизифов труд или панацея для утоления кадрового голода в судах?

В правовом сообществе все громче и громче озвучиваются альтернативные пути для предотвращения кадрового коллапса в судах. Среди прочего активно продвигается идея возвращения в судебную систему судей в отставке. Однако юристы достаточно скептически относятся к такой идее.
Нашим респондентам мы адресовали три вопроса: согласны ли они с мнением о том, что разрешению проблемы кадрового кризиса в судах может способствовать возвращение судей в отставке? По их мнению, готовы ли судьи в отставке вернуться в профессию в такой кризисный период? Какие пути заполнения судейских вакансий они считают наиболее релевантными в современных правовых условиях, учитывая туманные перспективы возобновления работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС)?

 

Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ • Юридическая практика»

 


МНЕНИЯ

Быстрая адаптация

Тарас ТАРАСЕНКО, народный депутат Украины

Фактически кризисная ситуация в судебной системе наступила в связи с тем, что много судей уволились именно из-за судебной реформы и непрозрачной системы проверки, а иногда и просто унизительной. Так, сейчас часть судей будут готовы вернуться к осуществлению правосудия, и это может помочь судебной ветви власти в выходе из кризиса и ускорении сроков рассмотрения дел, то есть уровень доступа граждан Украины к правосудию повысится. Однако необходимо помнить, что проведение судебных заседаний в период пандемии изменилось, и это будет вызовом для судей в отставке, они будут обязаны быстро адаптироваться к новым техническим условиям, если этого не произойдет, то и эффективного результата от их возврата в судебную систему не будет.

Молодых судей и их влияние на формирование юридической мысли не нужно недооценивать. Главное, чтобы они в своей деятельности руководствовались желанием усовершенствоваться, устанавливать истину и справедливость. Даже молодой судья уже прошел определенный профессиональный и жизненный путь, который формирует из него профессионала. Сотрудничество с опытными судьями возможно в различных формах, как, например, повышение квалификации, совместные межрегиональные совещания, форумы. На данный момент в Украине работает также много международных проектов, которые готовы предоставить методологическую, научную, техническую помощь — следовательно, двери возможностей для развития открыты.

Что касается путей заполнения судейских вакансий, на самом деле я бы хотел, чтобы еще год назад все вакансии были заполнены судьями, которые сдали экзамены, поскольку количество случаев затягивания сроков рассмотрения дел в нашем государстве зашкаливает, и меня волнует, что с каждым месяцем ситуация не улучшается. На данный момент я готов проголосовать за закон, который позволит Высшему совету правосудия (ВСП) назначать судей и заполнять вакансии. Главное, чтобы и ВСП потом быстро работал. Я регулярно обращаюсь к Президенту Украины по вопросам устранения промедления с подписанием указов о назначении судей и принятия присяги, а также к ВСП относительно завершения необходимых процедур назначения судей административных и хозяйственных судов. К сожалению, вынужден констатировать: быстро там ничего не происходит.


Механизм уже есть

Александра ЖУКОВСКАЯ, судья Дубенского горрайонного суда Ровенской области

Судьи, которые не достигли 65-летнего возраста, но имели 20 лет выслуги, как правило, ушли в отставку потому, что больше не хотели или не могли работать в атмосфере перманентной судебной реформы, когда появляются новые и новые испытания и механизмы контроля, при этом нагрузка безумно растет и гарантии независимости призрачные. Что изменилось, чтобы «отставники» массово захотели вернуться? Да ничего. Мотивации нет.

На самом деле механизм возвращения из отставки и восстановления судейских полномочий существует уже с 20 июня 2020 года (подпункт 4 пункта 2 Заключительных и переходных положений Закона Украины № 679-IX от 4 июня 2020 года), но распространяется он только на судей, которые до выхода в отставку прошли квалификационное оценивание. Чтобы ВСП решил вопрос возвращения таких судей к работе, необходимо подать соответствующее заявление. Анализируя данные с официального сайта ВСП, можно сделать вывод, что такие заявления от судей в отставке за эти шесть месяцев если и поступали, то разве что единичные.

Подавляющее большинство судей уволились в отставку на протяжении 2016—2018 годов (в период с 1 января 2016 года по 1 января 2019 года — 1410 судей, а с 1 января 2019 года по 26 ноября 2020 года — 365 судей). Следовательно, немногие из них успели пройти процедуру квалификационного оценивания. Да и в целом ситуация в системе судебной власти не улучшилась. Без квалификационного оценивания законодатель к работе судей не вернет, в противном случае четыре года так называемой судебной реформы формально теряют смысл. Поэтому я не верю в жизнеспособность подобного механизма борьбы с нехваткой профессиональных судей в современной Украине, к сожалению. Ведь идея на самом деле хорошая.
Каждый назначенный судья должен пройти путь адаптации, который длится от 3 до 12 месяцев, в зависимости от личных качеств и уровня стрессоустойчивости. И если в суде нет опытных коллег, с которыми можно было бы пообщаться, обсудить правовые проблемы, услышать критические мысли или мудрые советы, просто получить психологическую поддержку, то вероятность допущения ошибок и преждевременного эмоционального выгорания растет. Это действительно проблема, когда разорвана связь поколений профессиональных судей. И молодой судья будет эффективным, но без поддержки опытных коллег сложнее пройдет период адаптации.

Все же необходимо сформировать действующий состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Однако с учетом реалий эффективным может быть предоставление полномочий ВСП для перевода судей, а также завершение конкурсных процедур по отбору новых судей до начала функционирования Комиссии. И, самое главное, нельзя нарушать гарантии судейской независимости, чтобы была мотивация работать у действующих судей или вернуться из отставки — у тех, кто на заслуженном отдыхе.


Временная мера

Наталия АЛЕКСАШИНА, кандидат на должность судьи

Время от времени в юридическом сообществе звучат предложения привлечь к осуществлению правосудия судей в отставке.
Такая практика существует в других странах. Эта возможность предусмотрена по согласию судьи в отставке, который имеет стаж работы на должности судьи не менее 10 лет, если позволяет его состояние здоровья, на срок от одного года в случае наличия вакантной должности судьи, или временного увеличения объема работы в суде, или отсутствия судьи либо приостановления его полномочий.

В Украине с принятием Закона № 679-IX от 4 июня 2020 года в период отсутствия полномочного состава ВККС предусмотрено полномочие ВСП принимать без рекомендации ВККС решение о внесении Президенту Украины представления о назначении судьи в отставке в суд той же специализации и не высшего уровня (кроме Верховного Суда) на основании заявления такого судьи, если до вступления в силу этого закона такой судья прошел квалификационное оценивание в порядке, предусмотренном законом.
Однако привлечение к осуществлению правосудия судей в отставке можно рассматривать лишь как временную меру, призванную уменьшить нагрузку на действующих судей.
Если говорить о преодолении кадрового кризиса в судах, то данная проблема не может быть решена при помощи временных мер и нуждается в более обоснованном подходе. Единственным логическим и законным путем решения проблемы кадрового голода в судах является назначение новых судей.

Весной 2017 года был объявлен отбор на должности судей, который длится до сих пор.
По результатам отбора, начиная с марта 2020 года ВСП рассмотрел рекомендации и принял решение внести Президенту Украины представления о назначении 445 судей. Однако рекомендации касательно еще 18 кандидатов на должности судьи остаются нерассмотренными.

Девяносто кандидатов, в отношении которых внесены представления о назначении, ожидают указа Президента Украины.
Часть новых судей, назначенных на должности Президентом Украины, ждут принятия присяги, без которой невозможно приступить к осуществлению правосудия.
Нерешенным остается вопрос о назначении новых судей в административные и хозяйственные суды, поскольку этот процесс заблокирован ввиду обжалования результатов конкурса в указанные суды.
Ряд проблем относительно преодоления кадрового кризиса в судебной системе связан с отсутствием ВККС.

По результатам квалификационного экзамена, сданного кандидатами, сформирован резерв на замещение вакантных должностей судей. Однако ввиду отсутствия ВККС, на которую возложена обязанность по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей судей, кандидаты-резервисты не могут продолжить участие в отборе и в перспективе занять должности в опустевших судах. В то же время результаты квалификационного экзамена действуют на протяжении трех лет со дня сдачи экзамена, и это время неумолимо истекает.
В связи с отсутствием ВККС не могут продолжить участие в отборе 367 кандидатов на должность судьи, которые не имеют стажа работы на должности помощника судьи как минимум три года. Эти кандидаты сдали квалификационный экзамен на протяжении июля — августа 2019 года, но уже более года их практические работы остаются непроверенными.
Готовы ли судьи в отставке вернуться в систему? Закон Украины № 679-IX от 4 июня 2020 года, предусматривающий возможность возвращения судей в отставке, вступил в силу 20 июля 2020 года, однако пока очереди из желающих вернуться нет. Наоборот, наблюдается только увеличение количества судей, изъявивших желание уйти в отставку.
Следует отметить, что Закон Украины № 679-IX распространяет свое действие только на тех судей в отставке, которые прошли квалификационное оценивание в порядке, предусмотренном законом.
Если всерьез рассматривать возможность привлечения к осуществлению правосудия остальных судей в отставке, то непременно возникнет вопрос прохождения ими процедуры квалификационного оценивания и спецпроверок. В противном случае возвращение таких судей может быть негативно воспринято обществом как отмена проводимых реформ.
Следует учитывать также проблемы с материально-техническим обеспечением судов.

Сомневаюсь, что в данных условиях среди судей в отставке будет много желающих вернуться. По крайней мере, я таких судей пока не встречала.
И по поводу последнего вопроса. Хорошо, когда рядом есть более опытные коллеги, с которыми можно обсудить проблемы правоприменения, возникающие на практике.
Однако каждый судья является независимым в своей деятельности и самостоятельно несет ответственность за принятые им решения. Уверена, что молодые судьи это понимают.
Все участники отбора на должность судьи имеют высшее юридическое образование, обладают необходимыми знаниями, что неоднократно доказывалось во время сдачи экзаменов в ходе многолетней процедуры отбора.

Иоганн Вольфганг фон Гете говорил, что «молодость — это недостаток, который очень быстро проходит». Абсолютно все участники отбора — это люди старше 30 лет, в число которых входят помощники судей, адвокаты, представители других юридических профессий. Все эти кандидаты на должность судьи имеют немалый опыт работы (законодателем определен как минимум пятилетний стаж профессиональной деятельности в сфере права).
Опасения, что молодые судьи не смогут эффективно осуществлять правосудие, на мой взгляд, являются неоправданными.


Проблемы не решат

Людмила ВОЛКОВА, Советник ЮФ AVELLUM

Сегодня правовое сообщество столкнулось с чудовищным, переходящим в коллапс ­дефицитом кадров в судах Украины. По последним данным, например, в некоторых апелляционных судах недостаток судей составляет 87 %. Эта проблема не просто приводит к увеличению сроков рассмотрения дел, она очевидно сказывается на возможности получить качественное судебное решение как результат разрешения спора хотя бы в обозримом будущем. Становится невозможно предвидеть, когда то или иное дело будет рассмотрено.
Предложение судьям в отставке изменить их статус на действующих судей и вернуться к работе активно обсуждается в юридических кругах. В этой связи необходимо отметить, что согласно действующему законодательству о судоустройстве и статусе судей судьи как апелляционного, так и местного суда обязаны пройти сложную и длинную процедуру квалификационного оценивания. Как известно, самое большое количество ушедших в отставку судей сделали это еще до начала или во время оценивания и, соответственно, не проходили его. А это значит, что, вернув таких судей на должности, мы столкнемся с фактом их несоответствия предъявляемым законом требованиям. И далее появляется реальный риск принятия решения судом, не установленным законом, что автоматически влечет за собой нарушение статьи 6 Конвенции.

Что касается судей, которые ушли в отставку уже после прохождения оценивания, то надо было бы провести блиц-опрос: а захотят ли они вернуться туда, откуда только что ушли? Захотят ли снова, после минимум 20 лет жизни на работе и ради работы, вернуться в состояние постоянного стресса? Когда они только-только вернулись в семью, увидели, как чудесно времена года меняют природу вокруг, когда только почувствовали прелесть спокойной жизни. Я искренне сомневаюсь. За период пребывания в профессии знаю лишь единичные случаи, когда судьи в отставке возвращались работать в суд. Но это всегда было связано с карьерным ростом.

По поводу второго вопроса: судьи в нашем государстве имеют единый статус. Квалификационные требования, а также уровень денежного содержания судьи зависят от судебной инстанции, где он работает. Все решения судьи принимают согласно требованиям процессуального законодательства, оценивая доказательства исходя из своего внутреннего убеждения, руководствуясь законодательством и учитывая практику Верховного Суда. Распределение дел в суде не зависит от опыта судьи или от количества проработанных на этой должности лет. Участники дела имеют обоснованное ожидание справедливого суда, а потому стаж судьи априори не должен влиять на качество его работы. Более того, судьи вообще не должны обсуждать конкретное дело, находящееся в их производстве, с коллегами, которые не входят в состав суда, и с кем бы то ни было. В то же время стоит отметить тот факт, что в большинстве местных судов на сегодняшний день работают судьи со стажем работы более 5 и 10 лет. А впервые назначенные судьи в местных судах появились лишь в этом году после продолжительного перерыва.

Любые временные меры не могут быть выходом из сложившейся ситуации и системно не решают ни одной проблемы. Предложение нагрузить еще одной временной процедурой Высший совет правосудия обречено стать очередным не эффективным для дела прикрытием отсутствия работы государственного органа, наделенного полномочиями кадрового обеспечения судов. «Нет ничего более постоянного, чем временное» — эта пословица верна и в данном случае. Все, что представляет собой временные меры, полумеры, всегда будет вступать в противоречие либо с принципами, либо с действующими нормами права. Какой смысл сегодня придумывать противоречивые способы наполнения судов, если можно просто принять закон, возобновить работу ВККС и начать отсчет времени для осуществления кадровых процедур? Это вполне можно сделать быстро! По информации, поступающей из Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и Комиссии по вопросам правовой реформы, отработка соответствующего законопроекта находится на завершающей стадии. Сегодня большое количество качественно подготовленных кандидатов на должность судьи ожидают назначения в суды первой инстанции, множество судей судов первой инстанции готовы к работе в апелляционных судах. Вопрос только в механизме их допуска к работе.


Все очень индивидуально

Татьяна ЮЩЕНКО, адвокат

Еще ни одну проблему не удалось эффективно решить на том же уровне, на котором она возникла. Кадровой кризис вызвали одновременно два фактора: массовый уход судей в отставку и длительное неназначение новых судей. Размышляя над возможным сценарием возвращения судей, следует учитывать мотивы, из которых каждый из них исходил, принимая решение об отставке. Если среди этих мотивов были избежание прохождения проверки знаний и соответствия критериям добропорядочности, профессиональное выгорание, усталость или нежелание качественно выполнять работу, то я не считаю таких судей в отставке «золотым кадровым резервом» системы.

Совсем другое дело, когда судья в расцвете сил вынужден уходить в отставку из-за достижения им предельного возраста пребывания на должности. Нередко мотивом уйти в отставку служит дальнейшая законодательная неопределенность с размером выходного пособия и денежного содержания. Впрочем, в любом случае, если судьей было принято такое ответственное решение, то нужно быть последовательным. Иначе возвращение из отставки может восприниматься обществом как схема для достижения своей выгоды. Поэтому все очень индивидуально. Кстати, в практике встречала случай, когда судья вернулась из отставки на работу в качестве работника суда. Ее мотив был очень прост и понятен: нельзя допустить остановки работы суда, ведь людям он нужен. Однако это единичный случай, проблему нужно решать путем запуска работы кузницы кадров и завершения имеющихся кадровых процедур.
Молодые судьи однозначно могут эффективно осуществлять правосудие, ведь такая судейская «молодость» не измеряется возрастом и очень быстро переходит в «зрелость». Сейчас судьи общаются с коллегами не только на работе, но и в социальных сетях, проходят тренинги, участвуют в семинарах, форумах. То есть они не ведут аскетический образ жизни и следят за развитием судебной практики.
Что касается оптимальных путей замещения вакансий, то в первую очередь необходимо завершить начатое:
1) Президенту Украины стоит назначить несколько десятков судей, представления в отношении которых уже не один месяц ожидают указов;
2) ВСП будет полезно рассмотреть все имеющиеся рекомендации в местные общие и специальные суды;
3) Верховной Раде Украины нужно продлить срок пребывания в резерве кандидатов — готовых судей, которые при объявлении конкурса займут вакантные должности.
А затем необходимо возобновить деятельность ВККС, которая в первую очередь должна проверить работы кандидатов, сдавших квалификационный экзамен в прошлом году, и зачислить их в кадровый резерв.

И только после объявления и проведения конкурсов, в том числе и на перевод судей, можно приступать к следующим этапам:
4) объявлению пятого отбора кандидатов на должности судей местных судов;
5) объявлению конкурсов в апелляционные суды Украины.


Вернуться готовы немногие

Алла ЛЕСЬКО, судья Верховного Суда в отставке, адвокат

Теоретически я могу согласиться с мыслью, что в некоторой степени разрешению кадрового кризиса в судах могло бы способствовать возвращение судей в отставке. Но я не думаю, что многие из них готовы вернуться к работе. Исхожу из собственного опыта. Решение уйти в отставку, как правило, принимается судьей очень взвешенно. По истечении некоторого времени у него налаживается иной уклад жизни, который не требует такого постоянного напряжения, как ответственная должность судьи, поэтому я не вижу причин, которые могли бы побудить судью в отставке вернуться к осуществлению правосудия. Тем более, как вы выразились, в такой кризисный период.

Могут ли молодые судьи эффективно осуществлять правосудие при отсутствии в суде опытных коллег с многолетним опытом работы? Я бы начала с того, что вообще не всякий может осуществлять правосудие. Для этого нужен комплекс личностных морально-психологических качеств и общих способностей, которые присущи не каждому юристу.
Кроме того, в моем представлении, в судебной власти должно присутствовать такое понятие, как «институциональная память». Возможно, на первый взгляд эта моя мысль покажется смешной. Но я поясню.

Многие правовые выводы, которые легли в основу решений, в том числе и Верховного Суда Украины, были сформулированы как результат рассмотрения большого количества дел, в которых права истца были нарушены по причине формирования и осуществления так называемых схем завладения чужим имуществом.
Судьи, даже самые образованные, но не имеющие «институциональной памяти» о том, какие процессы в обществе и правоприменении привели к формулированию адекватных правовых выводов (многие годы употреблялось выражение «правовые позиции»), начинают теоретизировать, искать им иные объяснения, иногда просто из-за духа противоречия не соглашаться с ними. Это несогласие, умноженное на неправильно истолкованное понятие судейской независимости нередко приводит к изменению или неверному применению правовых выводов, проверенных временем и практикой. В результате этого возникают хаос в правоприменении, разная практика, изменчивость правовых позиций, что значительно усложняет жизнь общества в целом.
Сейчас я уже как практикующий адвокат могу только подтвердить это свое мнение, которое сформировалось еще во время работы судьей.
Второе — существует судейская этика, неписанные правила поведения судьи, допустимые во время обсуждения спорных вопросов, подготовки текстов коллегиальных судебных решений.
Для меня всегда было неприемлемым обсуждение спорных правовых вопросов на повышенных тонах, затирание менее «говорливых» коллег, которые при этом высказывали очень разумные аргументы. Этому всему нужно учиться. Учиться, как обсуждать, как писать решения, как вести себя в судебном заседании, в кризисной ситуации.
Поэтому, не умаляя ума и знаний молодых судей, я считаю, что опытные коллеги с большим стажем работы просто необходимы в судах всех инстанций.
Но лозунг «заменить всех старых на новых» настолько прочно вбили в головы наших граждан и так умело используют политики, что никто уже не задумывается о вещах, которые я упоминаю.
Мало кто признает, что, во-первых, заменить всех «старых на новых» невозможно, как показала практика.
Как раз среди критикующих не нашлось много желающих пройти сложную процедуру отбора и выполнять нелегкую работу судьи.
Во-вторых, «новые» могут оказаться хуже «старых». Это также подтверждает практика формирования ныне функционирующих органов государственной власти. Так зачем же эту практику переносить еще и на суды?

При поиске альтернативных путей заполнения судейских вакансий всегда надо отталкиваться от понятия «суд, установленный законом», раскрытого в решениях Европейского суда по правам человека, соблюдение которых является обязательным условием выполнения Украиной требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод в контексте обеспечения права лица на справедливый суд.
Процедура назначения судей должна быть единой и незыблемой, поэтому я критично отношусь к каким бы то ни было временным процедурам, создаваемым для преодоления кризисных ситуаций. Принимая законодательное решение о прекращении полномочий состава ВККС, парламенту нужно было заранее адекватно оценивать такое свое решение и его далеко идущие последствия.
И, как я сказала выше, не должна возникать ситуация, когда в одном суде осуществляет правосудие судья, назначенный по сложной многоступенчатой процедуре, и судья, назначенный по так называемой упрощенной процедуре. Это может формировать недоверие в обществе к деятельности судебной власти в це

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA