«Опошленный» уставный фонд общества — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (351) » «Опошленный» уставный фонд общества

«Опошленный» уставный фонд общества

Со вступлением в силу новых Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины (ГК и ХК соответственно) были упразднены некоторые процедуры, касающиеся функционирования юридических лиц. В частности, согласно действующим ГК и ХК, при создании общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества не обязательно заключение учредительного договора. Тем не менее вопрос возврата уже уплаченной при регистрации (перерегистрации) учредительного договора государственной пошлины все еще актуален, о чем свидетельствует судебная практика последних месяцев.

В мае с.г. Киевским апелляционным хозяйственным судом была рассмотрена апелляционная жалоба отделения Государственного казначейства в Шевченковском районе г. Киева (отделение Госказначейства) на решение Хозяйственного суда г. Киева по делу по иску общества с ограниченной ответственностью «К» (ООО «К») к отделению Госказначейства о взыскании сумм. Спор возник в результате отказа отделения Госказначейства возвратить истцу сумму излишне уплаченной государственной пошлины за нотариальное заверение соглашения о внесении изменений в учредительный договор.

В указанном деле были подняты два принципиальных вопроса:

— определение размера государственной пошлины, подлежащей уплате за нотариальное заверение соглашения о внесении изменений в уставный фонд хозяйственного общества;

— полномочия и юридическая сила документов Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ).

Определение размера государственной пошлины

Отделение Госказначейства в обоснование своей позиции приводило положения, закрепленные в письме ГНАУ № 1497/5/17-0316-106 от 21 февраля 2003 года «О взимании государственной пошлины при нотариальном заверении сделок, предусматривающих внесение изменений и дополнений в уставные договора» (письмо ГНАУ). В нем, в частности, утверждается, что в случае увеличения начальной суммы договора (увеличения размера уставного фонда) государственная пошлина взимается в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 статьи 3 Декрета Кабинета Министров Украины № 7-93 от 21 января 1993 года «О государственной пошлине» (Декрет). То есть в размере 1 % от суммы договора, но не менее одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (ННМДГ). Таким образом, ГНАУ считает, что, поскольку учредительный договор включает размер долей каждого из учредителей и участников общества, состав и порядок внесения ими взносов в уставный фонд общества, то государственная пошлина за нотариальное заверение таких договоров должна взиматься по указанной выше ставке.

Однако такая позиция ГНАУ является необоснованной, на что указывает Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины (Госкомпредпринимательства) в своем письме № 1-222/863 от 14 февраля 2003 года «О порядке взимания государственной пошлины за заверение учредительных договоров». В нем дается разъяснение в ответ на многочисленные запросы субъектов предпринимательской деятельности относительно писем ГНАУ о ставках и порядке уплаты государственной пошлины при нотариальном заверении учредительных договоров.

Проанализировав аргументы Госкомпредпринимательства и соответствующие положения законодательства, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, размер уставного фонда не является ценой договора, поскольку учредительные договоры, кроме договоренности сторон о порядке формирования уставного фонда, который можно оценить, содержат и сведения о виде общества, предмете и целях его деятельности, составе учредителей и участников, наименовании и местонахождении, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений. То есть рассматривать учредительный договор нужно во всей совокупности признаков, а не только с имущественной точки зрения. Тем более что формирование и изменение размера уставного фонда происходит в соответствии и во исполнение задач и целей общества, изложенных в учредительных документах. Во-вторых, статья 167 ХК прямо указывает на то, что владение корпоративными правами не является предпринимательством. В-третьих, согласно статье 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине», формирование размера уставного фонда не отнесено к случаям обязательной оценки имущества, если при его формировании не используется государственное имущество или имущество, находящееся в коммунальной собственности. Порядок оценки имущества, вносящегося в уставный фонд хозяйственного общества, определяется в учредительных документах такого общества, а потому с момента вступления в силу указанного Закона Украины учредительные документы признаются не подлежащими обязательной оценке. В-четвертых, в самом письме ГНАУ отмечается, что поскольку создание хозяйственного общества является объединением денежных средств и имущества учредителей, размер вкладов которых обуславливается в учредительном договоре, то нотариальные конторы, заверяющие факт объединения имущества (средств), взимают государственную пошлину в размере 0,05 ННМДГ. Исходя из изложенного, размер государственной пошлины за нотариальное заверение соглашения о внесении изменений в уставный фонд не должен превышать 0,05 ННМДГ.

Стало быть, в рассматриваемом нами деле истец правомерно обратился к ответчику о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в порядке, предусмотренном статьей 8 Декрета. Согласно ей, уплаченная государственная пошлина в случае ее взимания в большем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством, подлежит возврату частично или полностью.

Полномочия и юридическая сила документов ГНАУ

Более того, в своем письме Госкомпредпринимательства указывает на то, что предписания ГНАУ, изложенные в письме ГНАУ, которыми руководствуются нотариусы при заверении соглашений, законодательно не обоснованны, не имеют нормативного характера, а потому не подлежат исполнению. Данное утверждение Госкомпредпринимательства вполне оправдано. Деятельность, права, обязанности и функции ГНАУ регулируются Законом «О государственной налоговой службе на Украине» (Закон) и Положением «О Государственной налоговой администрации Украины» (Положение), утвержденным Указом Президента Украины № 886/2000 от 13 июля 2000 года. Согласно Закону и Положению, ГНАУ наделена правами и полномочиями в случаях, предусмотренных законом, принимать нормативно-правовые акты, а также методические рекомендации по вопросам налогообложения. Однако ни одним из указанных документов такие «случаи» не установлены.

Поскольку законодательство, регулирующее деятельность ГНАУ, ответа на данный вопрос не предусматривает, предлагаю обратиться к юридической природе самой государственной пошлины. В соответствии со статьей 14 Закона Украины от 25 июня 1991 года «О системе налогообложения», государственная пошлина отнесена к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам). То есть к обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемым налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. Это означает, что изменяться и устанавливаться новые ставки обязательных платежей могут только на основании законов Украины о налогообложении. Письмо ГНАУ такой юридической силы, бесспорно, не имеет. Следовательно указание ГНАУ о взимании государственной пошлины за нотариальное заверение такого договора в размере 1 % от суммы договора является безосновательным и незаконным.

Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что договор о внесении изменений в уставный фонд не является договором, подлежащим обязательной оценке, следовательно государственная пошлина за нотариальное заверение соглашения о внесении изменений в уставный фонд должна взиматься в размере 0,05 ННМДГ. Ссылки нотариусов и иных государственных органов в обоснование своей позиции на письма ГНАУ являются незаконными, поскольку письма ГНАУ не носят нормативно-правового характера, а потому не подлежат обязательному исполнению.

И о приятном

Известно, что на данный момент отделение Государственного казначейства Украины в Шевченковском районе г. Киева уже возвратило сумму чрезмерно уплаченной государственной пошлины истцу. Значит, и на Украине борьба субъектов предпринимательской деятельности за восстановление прав и интересов, нарушенных государственными органами, способна увенчаться успехом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Интеллектуально об интеллектуальном...

Деловая практика

Несоблюдение инструкции = нарушение дисциплины труда?

Законодательная практика

И снова о возмещении НДС…

Комментарии и аналитика

«Шоколадная» избушка по-швейцарски

В России это уже есть. Теперь и у нас!

Неделя права

Киевскому отделению АМКУ — 10 лет

Прошел форум по банкротству

«Сахарный» скандал в Житомире

ОАО «Укрнафта» недооценили

Сердючка против «двойников»

Новые горизонты в новом офисе

Реестр событий

Мобильная демонополизация

Интеллектуальные «сливки» собрались в Алуште

Юристы со всего мира съехались в Киев

Судьи недовольны высказыванием спикера

Судебная практика

Труд — дело благородное и ...хлопотное

«Опошленный» уставный фонд общества

Судебные решения

При удовлетворении требований суд решает вопрос о возмещении морального ущерба

Использование в коммерческих целях образа несовершеннолетнего - нарушение Закона

Информация на фасаде может быть размещена без разрешения

Тема номера

Благотворитель + Реклама = Спонсор?

Внутренняя сторона внешней рекламы

Засилье рекламы алкогольных напитков: плохой Закон или…?

Учеба и досуг

Умеющий работать знает, как отдохнуть

Частная практика

ВККА: а порядки все строже

Юридический форум

Позвольте возразить и «поПЕНЯть»!

Cпорт – лучший отдых

Школьный учебник для внеклассного чтения

Інші новини

PRAVO.UA