«Юридическая практика» продолжает исследовать работу специалистов по продвижению юридических услуг. На четвертом году проведения рейтинга было принято решение ранжировать не конкретных специалистов по продвижению, а соответствующие департаменты. Одним из ключевых факторов, подтолкнувших к столь кардинальным изменениям, стало рекордное количество миграций среди менеджеров по маркетингу, пиару и развитию бизнеса юридических фирм в 2015 году, что, по сути, делало невозможным составление топ-25 лучших специалистов. Поскольку к участию в рейтинге ранее допускались лишь номинанты, проработавшие не менее одного года в компании, многие «мастодонты» рынка и успешные новички попросту очутились бы «по ту сторону ленточки», и итоговая таблица оказалась бы далекой от реальной картины на рынке.
Было решено перейти от оценки персональных заслуг конкретных сотрудников к анализу системной, командной работы компании, в котором, безусловно, учитывалась как роль партнеров, так и вклад департамента по продвижению. В случае если развитием бизнеса, маркетингом и пиаром юрфирмы занимается один человек, то для целей исследования он приравнивался к отделу.
К участию в исследовании, как и ранее, допускались только заполнившие анкету, ввиду чего «на полях» итоговой таблицы остался ряд достаточно заметных на рынке команд по продвижению таких компаний, как Arzinger, «Василь Кисиль и Партнеры», Integrites, «Лавринович и Партнеры» и др.
В целом же в рейтинге в этом году участвовали преимущественно маркетологи и пиарщики компаний, которые входят в топ-50 юридических фирм Украины. Поскольку одним из критериев, хотя и не основным, была узнаваемость бренда, разумеется, это повлияло и на позиции номинантов. Кроме того, «за бортом» оказались пиар-команды, пережившие больше всего кадровых турбулентностей, либо вообще первопроходцы в тех или иных компаниях.
Также в этом году длинное название рейтинга, напоминавшее наименование параграфа в томике энциклопедии, с легкой руки одного из судей наконец обрело свою логичную и лаконичную форму с привязкой к международному статусу мероприятия: PLS Top Teams. Кроме того, оставлено десять персональных номинаций — для специалистов, достигших особых успехов в тех или иных направлениях продвижения юрфирм.
Какой штат нужен для успешного продвижения
Половина опрошенных (против 61 % в 2014-м) ответили, что в их компаниях с маркетинговыми, PR-и BD-функциями справляются два-три специалиста. Немногим менее — 41 % компаний возлагают выполнение всех этих задач на одного человека, причем количество таких респондентов на 10 % увеличилось по сравнению с прошлым годом. Так, в 2015-м ряд юридических фирм сократили штат «продвиженцев» до одного специалиста. Командой же свыше трех человек по-прежнему могут похвастаться лишь небольшое количество юридических компаний — эта цифра вот уже три года держится на уровне 8–9 %.
Что интересно: компании, которые могут позволить себе иметь большой штат пиарщиков, отдают достаточно много работы на выполнение подрядчикам, что, видимо, связано с желанием партнеров максимально усиливать свои позиции на рынке и с осознанием окупаемости данных затрат.
Пиарщики в юрбизнесе: откуда они?
Если по статистике прошлого года 30 % опрошенных были выходцами из СМИ, 26 % — из B2B-сектора, 22 % — из пиар- и рекламных агентств, 13 % — из FMCG и остальные — из других сфер, то к 2015 году сформировалась уже определенная каста маркетологов, специализирующихся исключительно на продвижении юридического бизнеса и «кочующих» из одной юрфирмы в другую. Именно этих людей стараются переманить партнеры, в том числе по итогам рейтинга. Таким специалистам нужно гораздо меньше времени для адаптации в новой компании, нет надобности обучать их азам работы с CRM-системами, ждать, пока разберутся, в каких международных и национальных рейтингах стоит принимать участие и каким образом заполнять для них анкеты, и в прочей специфике работы на юридическом рынке. К тому же если раньше кадровая миграция касалась преимущественно младшего персонала, то этот год ознаменовался рокировками достаточно весомых фигур на «доске» юридического рынка.
При этом нельзя не отметить и тот факт, что периодически те или иные сильные специалисты «перегорают», работая с юристами, и, несмотря на достаточно эксклюзивный и нишевый набор компетенций, приобретенный за годы работы, уходят в другие отрасли. Есть и обратные примеры, когда юррынок не отпускает, и, проработав год-два в других сферах, пиарщики возвращаются к продвижению юрфирм.
Впрочем, и в юрбизнесе есть к чему стремиться. Так, помимо уже известных случаев вхождения маркетологов в партнерский состав юрфирм (объективности ради следует отметить, что партнерами они стали до либо одновременно с назначением на должность руководителя департамента по продвижению) — Елены Пархоменко (ILF) и Юлии Патий (AVER LEX), есть интересный, хоть и непродолжительный прецедент повышения «продвиженца» до статуса партнера — Александр Липский некоторое время был партнером в «Побережнюк и Партнеры», однако вскоре ушел в собственный бизнес. Гораздо более распространенным является карьерный рост по административной вертикали — многие участники нашего исследования занимают должности директоров по развитию бизнеса своих фирм, известны примеры назначения на должности исполнительных директоров. В любом случае возможности для карьерного роста пиарщиков и маркетологов в юридических фирмах имеются, и не только до уровня начальника отдела.
Какими суммами оперируют
Примечательно, что вот уже четыре года большинство респондентов указывают, что на BD/PR/маркетинг-цели им выделяют бюджет в 100–500 тыс. грн в год. Причем в эту сумму не входит заработная плата сотрудников, однако включены расходы на аутсорсинг. То есть, несмотря на инфляцию и колебания валютных курсов, юрбизнес по-прежнему пытается втиснуть свои расходы на продвижение в старые расценки.
Сократилось количество тех, кто выделяет на продвижение до 100 тыс. грн, как, впрочем, и тех, у кого расходы в национальной валюте возросли и теперь составляют свыше 3 миллионов.
На что же уходят эти деньги? Львиную долю бюджета «съедает» маркетинг (в среднем 37 %), чуть меньше приходится на работу с клиентами (25 %) и пиар (23 %), и наименее затратным является развитие бизнеса (15 %). Безусловно, это усредненные данные, которые не отображают перекосов в ту или иную сторону в зависимости от приоритетов и уровня развития каждой конкретной компании.
В силу специфики юридического бизнеса, как то конфиденциальности и прочих факторов, текущую PR- и маркетинговую деятельность ведут штатные сотрудники. На внешний подряд отдаются преимущественно задачи, требующие глубинных знаний и специфических навыков. Чаще всего юридические компании оплачивают выполнение «на стороне» таких работ и услуг, как дизайн и производство маркетинговой и брендированной продукции (48 % заказывают на постоянной основе, 35 % — часто, а 10 % обходятся собственными силами), время от времени — организацию мероприятий (61 %), digital-коммуникации (42 %), копирайтинг (26 %), работу со СМИ (23 %), консультирование по вопросам участия в рейтингах (19 %).
Востребован внешний стратегический маркетинг — юридические компании хотят развиваться и становиться дальновидными, однако спрос в этой сфере сегодня значительно превышает предложение. Приветствуется и свежий взгляд со стороны других рынков, однако в силу отличительных особенностей юридического бизнеса сами внешние консультанты не приживаются в нем столь активно, как в других сферах.
На вопрос о заработной плате руководителя департамента либо «одного воина» в поле маркетинга и пиара компании большинство респондентов (59 %) ответили, что с учетом бонусов получают от 15 до 30 тыс. грн в месяц. Тех, кто зарабатывает менее 15 тыс. грн, осталось 19 %, от 30 до 50 тыс. грн — 15%. И лишь небольшая часть специалистов по продвижению (7 %) сегодня может похвастаться зарплатой свыше двух тыс. долл. США в гривневом эквиваленте.
И напоследок немного о планах на будущее. В следующем году, к пятилетию рейтинга, издательство «Юридическая практика» планирует запуск ежегодного сборника PLS Top Teams, в котором будут публиковаться результаты исследования, а также обзорные аналитические статьи, подготовленные при участии наиболее экспертных игроков рынка — как партнеров, так и специалистов по продвижению юрфирм.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…