Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №51 (939) » Опять двадцать пять!

Опять двадцать пять!

Рубрика Продвижение
Итоги исследования PLS Top-25 Teams, или За что платят специалистам по продвижению юридических услуг

«Юридическая практика» продолжает исследовать работу специалистов по продвижению юридических услуг. На четвертом году проведения рейтинга было принято решение ранжировать не конкретных специалистов по продвижению, а соответствующие департаменты. Одним из ключевых факторов, подтолкнувших к столь кардинальным изменениям, стало рекордное количество миграций среди менеджеров по маркетингу, пиару и развитию бизнеса юридических фирм в 2015 году, что, по сути, делало невозможным составление топ-25 лучших специалистов. Поскольку к участию в рейтинге ранее допускались лишь номинанты, проработавшие не менее одного года в компании, многие «мастодонты» рынка и успешные новички попросту очутились бы «по ту сторону ленточки», и итоговая таблица оказалась бы далекой от реальной картины на рынке.

Было решено перейти от оценки персональных заслуг конкретных сотрудников к анализу системной, командной работы компании, в котором, безусловно, учитывалась как роль партнеров, так и вклад департамента по продвижению. В случае если развитием бизнеса, маркетингом и пиаром юрфирмы занимается один человек, то для целей исследования он приравнивался к отделу.

К участию в исследовании, как и ранее, допускались только заполнившие анкету, ввиду чего «на полях» итоговой таблицы остался ряд достаточно заметных на рынке команд по продвижению таких компаний, как Arzinger, «Василь Кисиль и Партнеры», Integrites, «Лавринович и Партнеры» и др.

В целом же в рейтинге в этом году участвовали преимущественно маркетологи и пиарщики компаний, которые входят в топ-50 юридических фирм Украины. Поскольку одним из критериев, хотя и не основным, была узнаваемость бренда, разумеется, это повлияло и на позиции номинантов. Кроме того, «за бортом» оказались пиар-команды, пережившие больше всего кадровых турбулентностей, либо вообще первопроходцы в тех или иных компаниях.

Также в этом году длинное название рейтинга, напоминавшее наименование параграфа в томике энциклопедии, с легкой руки одного из судей наконец обрело свою логичную и лаконичную форму с привязкой к международному статусу мероприятия: PLS Top Teams. Кроме того, оставлено десять персональных номинаций — для специалистов, достигших особых успехов в тех или иных направлениях продвижения юрфирм.

Какой штат нужен для успешного продвижения

Половина опрошенных (против 61 % в 2014-м) ответили, что в их компаниях с маркетинговыми, PR-и BD-функциями справляются два-три специалиста. Немногим менее — 41 % компаний возлагают выполнение всех этих задач на одного человека, причем количество таких респондентов на 10 % увеличилось по сравнению с прошлым годом. Так, в 2015-м ряд юридических фирм сократили штат «продвиженцев» до одного специалиста. Командой же свыше трех человек по-прежнему могут похвастаться лишь небольшое количество юридических компаний — эта цифра вот уже три года держится на уровне 8–9 %.

Что интересно: компании, которые могут позволить себе иметь большой штат пиарщиков, отдают достаточно много работы на выполнение подрядчикам, что, видимо, связано с желанием партнеров максимально усиливать свои позиции на рынке и с осознанием окупаемости данных затрат.

Пиарщики в юрбизнесе: откуда они?

Если по статистике прошлого года 30 % опрошенных были выходцами из СМИ, 26 % — из B2B-сектора, 22 % — из пиар- и рекламных агентств, 13 % — из FMCG и остальные — из других сфер, то к 2015 году сформировалась уже определенная каста маркетологов, специализирующихся исключительно на продвижении юридического бизнеса и «кочующих» из одной юрфирмы в другую. Именно этих людей стараются переманить партнеры, в том числе по итогам рейтинга. Таким специалистам нужно гораздо меньше времени для адаптации в новой компании, нет надобности обучать их азам работы с CRM-системами, ждать, пока разберутся, в каких международных и национальных рейтингах стоит принимать участие и каким образом заполнять для них анкеты, и в прочей специфике работы на юридическом рынке. К тому же если раньше кадровая миграция касалась преимущественно младшего персонала, то этот год ознаменовался рокировками достаточно весомых фигур на «доске» юридического рынка.

При этом нельзя не отметить и тот факт, что периодически те или иные сильные специалисты «перегорают», работая с юристами, и, несмотря на достаточно эксклюзивный и нишевый набор компетенций, приобретенный за годы работы, уходят в другие отрасли. Есть и обратные примеры, когда юррынок не отпускает, и, проработав год-два в других сферах, пиарщики возвращаются к продвижению юрфирм.

Впрочем, и в юрбизнесе есть к чему стремиться. Так, помимо уже известных случаев вхождения маркетологов в партнерский состав юрфирм (объективности ради следует отметить, что партнерами они стали до либо одновременно с назначением на должность ­руководителя ­департамента по продвижению) — Елены Пархоменко (ILF) и Юлии Патий (AVER LEX), есть интересный, хоть и непродолжительный прецедент повышения «продвиженца» до статуса партнера — Александр Липский некоторое время был партнером в «Побережнюк и Партнеры», однако вскоре ушел в собственный бизнес. Гораздо более распространенным является карьерный рост по административной ­вертикали — многие участники нашего исследования занимают должности директоров по развитию бизнеса своих фирм, известны примеры назначения на должности исполнительных директоров. В любом случае возможности для карьерного роста пиарщиков и маркетологов в юридических фирмах имеются, и не только до уровня начальника отдела.

Какими суммами оперируют

Примечательно, что вот уже четыре года большинство респондентов указывают, что на BD/PR/маркетинг-цели им выделяют бюджет в 100–500 тыс. грн в год. Причем в эту сумму не входит заработная плата сотрудников, однако включены расходы на аутсорсинг. То есть, несмотря на инфляцию и колебания валютных курсов, юрбизнес по-прежнему пытается втиснуть свои расходы на продвижение в старые расценки.

Сократилось количество тех, кто выделяет на продвижение до 100 тыс. грн, как, впрочем, и тех, у кого расходы в национальной валюте возросли и теперь составляют свыше 3 миллионов.

На что же уходят эти деньги? Львиную долю бюджета «съедает» маркетинг (в среднем 37 %), чуть меньше приходится на работу с клиентами (25 %) и пиар (23 %), и наименее затратным является развитие бизнеса (15 %). Безусловно, это усредненные данные, которые не отображают перекосов в ту или иную сторону в зависимости от приоритетов и уровня развития каждой конкретной компании.

В силу специфики юридического бизнеса, как то конфиденциальности и прочих факторов, текущую PR- и маркетинговую деятельность ведут штатные сотрудники. На внешний подряд отдаются преимущественно задачи, требующие глубинных знаний и специфических навыков. Чаще всего юридические компании оплачивают выполнение «на стороне» таких работ и услуг, как дизайн и производство маркетинговой и брендированной продукции (48 % заказывают на постоянной основе, 35 % — часто, а 10 % обходятся собственными силами), время от времени — организацию мероприятий (61 %), digital-коммуникации (42 %), копирайтинг (26 %), работу со СМИ (23 %), консультирование по вопросам участия в рейтингах (19 %).

Востребован внешний стратегический маркетинг — юридические компании хотят развиваться и становиться дальновидными, однако спрос в этой сфере сегодня значительно превышает предложение. Приветствуется и свежий взгляд со стороны других рынков, однако в силу отличительных особенностей юридического бизнеса сами внешние консультанты не приживаются в нем столь активно, как в других сферах.

На вопрос о заработной плате руководителя департамента либо «одного воина» в поле маркетинга и пиара компании большинство респондентов (59 %) ответили, что с учетом бонусов получают от 15 до 30 тыс. грн в месяц. Тех, кто зарабатывает менее 15 тыс. грн, осталось 19 %, от 30 до 50 тыс. грн — 15%. И лишь небольшая часть специалистов по продвижению (7 %) сегодня может похвастаться зарплатой свыше двух тыс. долл. США в гривневом эквиваленте.

И напоследок немного о планах на будущее. В следующем году, к пятилетию рейтинга, издательство «Юридическая практика» планирует запуск ежегодного сборника PLS Top Teams, в котором будут публиковаться результаты исследования, а также обзорные аналитические статьи, подготовленные при участии наиболее экспертных игроков рынка — как партнеров, так и специалистов по продвижению юрфирм.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

FALSE

Итоги хода

Год права

Реформа или монополизация?

Счет представлен к оплате

Государство и юристы

Новости законотворчества

Прокурорам запретят рассматривать жалобы на старших коллег

Стороны смогут инициировать ускорение рассмотрения дел

Новости юридических фирм

Частная практика

Juscutum сопровождает открытие первой на Украине биткоин-биржи

Игорь Свечкарь признан одним из лучших в мире юристов в сфере антимонопольного права

АО IMG Partners получило грант от ЕБРР за внедрение стандартов ISO

Sayenko Kharenko защитила интересы Podravka d.d. в патентном споре

L.I.GROUP выходит на рынки стран Тихоокеанского региона

Integrites выступила советником VTB Bank (Украина) по вопросам докапитализации

Отрасли практики

Спор налогов

Отдельное поучение

Деловое участие

Первая десятка

Самые деятельные юристы 2015 года

Продвижение

Опять двадцать пять!

Рейтинг призвания

Экспертный свет

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Адвокат-2015

Репортаж

Про движение

Самое важное

Новые соглашения с Кипром

Разъяснительная забота

Акт-подготовка

Тема номера

Начало заложено

Соизмерить иски

За высоким зазором

Юрист Года

Юрист года — Алексей Филатов

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: