В начале апреля этого года был зарегистрирован законопроект «О частной детективной деятельности» (законопроект), внесенный народными депутатами Владимиром Кафарским, Александром Бандуркой и Владимиром Мойсиком.
Частная детективная деятельность (ЧДД) является неотъемлемой составляющей целостной системы современной розыскной деятельности в большинстве стран мира. На Украине же такой вид деятельности официально не зарегистрирован, хотя, как отмечают авторы законопроекта, ее незаконно осуществляют некоторые лица и объединения. Принятие данного законопроекта позволит легализовать этот вид деятельности, выведя его из тени, и увеличить поступления в бюджет за счет уплаты налогов субъектами ЧДД.
С целью обеспечения максимальной независимости деятельности частных детективов от органов Министерства внутренних дел Украины (МВД) законопроект предлагает, чтобы Министерство юстиции Украины предоставляло специальные разрешения на ведение ЧДД — лицензии, регистрировало субъектов ЧДД, а также осуществляло контроль и надзор за их профессиональной деятельностью.
Под ЧДД законопроект понимает предпринимательскую деятельность, направленную на предоставление частными детективами, детективными агентствами на договорной основе клиентам (физическим и юридическим лицам) профессиональных услуг, составляющих систему розыскных мероприятий, с целью обеспечения защиты частных прав и интересов клиентов, а также детективную деятельность персонала служб безопасности (СБ) субъектов хозяйствования. Такую деятельность имеют право осуществлять частные детективы, детективные агентства, СБ, получившие лицензию Минюста. Лицензирование ЧДД будет осуществляться в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
Требования к субъектам ЧДД и лицензирование их деятельности
Частным детективом может быть гражданин Украины, имеющий полное высшее юридическое образование, а также стаж работы не менее пяти лет на должностях дознавателей, следственных судей, прокуроров, помощников прокуроров, помощников детективов и сотрудников, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, работая в органах и подразделениях МВД, Госпогранслужбы, Службы безопасности Украины, управления охраны высших должностных лиц. Помощник детектива должен иметь базовое высшее юридическое образование.
Законопроект предусматривает создание негосударственных предприятий — детективных агентств, являющихся юридическими лицами и действующих на основании своих уставов. Агентства имеют право открывать свои филиалы и представительства. Обязательным требованием к руководителю агентства, филиала и представительства, а также к их сотрудникам-детективам, является наличие личных лицензий детективов.
СБ создаются как структурные подразделения субъектов хозяйствования для осуществления ЧДД с целью защиты частных прав и интересов, собственной безопасности и охраны этих субъектов и их имущества. Наличие СБ в структурах субъектов хозяйствования и определение их функций закладывается в уставах этих субъектов.
Лицензия выдается детективу без ограничения срока ее действия, а СБ и агентству — сроком на пять лет. При этом лицензия не может передаваться для использования другим лицам.
Лицензии не выдаются следующим категориям лиц:
1) не гражданам Украины;
2) государственным служащим или лицам, находящимся на выборных оплачиваемых должностях в органах государственной власти, общественных организациях;
3) гражданам, привлеченным к уголовной ответственности, до принятия относительно них решения о прекращении дела по реабилитирующим основаниям или оправдательного приговора суда;
4) гражданам, состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании, а также недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) гражданам, уволенным за правонарушения с государственной службы, из правоохранительных органов или с должности помощника детектива, — если со дня их увольнения прошло менее трех лет;
6) гражданам, которым в установленном законодательством порядке запрещается заниматься предпринимательской деятельностью;
7) лицам, которым была аннулирована лицензия, если со дня аннулирования прошло менее трех лет.
Вышеперечисленные лица не имеют права быть помощниками детективов, сотрудниками агентств и СБ.
В случае принятия Министерством юстиции решения об отказе в регистрации агентства, СБ, в выдаче заявителю лицензии, а также при отсутствии такого решения, заявитель имеет право на обжалование этого решения в суде.
Лицензии субъектов ЧДД могут быть аннулированы Министерством юстиции по представлению его территориальных органов при следующих условиях:
1) грубого или неоднократного нарушения прав и свобод граждан, если это установлено судом;
2) нарушения требований к ЧДД, установленного судом;
3) по приговору суда о совершении субъектом ЧДД преступления;
4) по личному заявлению;
5) в связи со смертью.
Права и обязанности субъектов ЧДД
Для осуществления ЧДД детектив имеет право в предусмотренном законодательством порядке создавать агентство, работать в агентствах и СБ, иметь помощников, техническое оборудование, огнестрельное оружие и специальные средства активной обороны.
Субъекты ЧДД не имеют права осуществлять оперативно-розыскную деятельность, относящуюся к исключительной компетенции органов, определенных Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», а также деятельность, требующую решения суда. На статус субъектов ЧДД не распространяется действие законов Украины, определяющих статус работников правоохранительных органов.
К основным видам услуг, которые субъекты ЧДД имеют право предоставлять клиентам, относятся:
1) поиск, сбор, фиксация и накопление сведений, необходимых для защиты прав и частных интересов клиентов;
2) поиск без вести пропавших граждан;
3) поиск имущества клиента;
4) поиск и сбор данных о фактах, которые могут быть использованы как доказательства по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;
5) поиск и сбор информации с целью подготовки деловых переговоров, выяснения финансового состояния, уровня реальной кредитоспособности и надежности существующих и потенциальных клиентов и деловых партнеров клиента;
6) защита клиентов от предпринимательского шпионажа;
7) поиск и выявление фактов незаконного использования товарных знаков и других фирменных отличий продукции, являющихся собственностью клиента.
Субъекты ЧДД имеют право:
1) устно или письменно запрашивать и получать от юридических и физических лиц (с их согласия) необходимую информацию, документы или их копии;
2) проводить внешний осмотр сооружений, помещений, других объектов свободного доступа, а закрытых для свободного доступа — с согласия их собственников;
3) получать письменные заключения и устные консультации специалистов и экспертов;
4) осуществлять наблюдение за физическими и юридическими лицами, в частности с применением фото-, кино- и видеосъемки, оптических и радиоустройств, оперативной радио- и телефонной связи, других научно-технических средств;
5) задерживать лиц, совершивших преступление, с последующей немедленной передачей их в ближайший орган внутренних дел.
В случае если во время заключения договора о сборе данных по гражданским, хозяйственным или уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях, это дело находится в дознании, следствии или в производстве суда, субъект ЧДД обязан в кратчайший срок уведомить соответствующий орган о проведении альтернативного частного детективного расследования этого дела.
Свидетельские показания детектива, а также информация, полученная субъектом ЧДД в процессе осуществления ЧДД с соблюдением требований Уголовно-процессуального кодекса Украины, признаются доказательствами в суде.
Отношения с клиентами
Законопроект определяет понятие профессиональной тайны субъектов ЧДД, распространяющейся на всю информацию, полученную в процессе ЧДД. Использование этой информации с целью шантажа субъектов детективных расследований или клиентов влечет ответственность согласно законодательству. За передачу и разглашение результатов ЧДД, содержащих государственную тайну, сведений, касающихся личной жизни, чести, достоинства человека, субъекты ЧДД, а также лица, которым эти сведения были доверены или стали известны по работе, несут предусмотренную законодательством ответственность.
Детектив не имеет права принять заказ на предоставление услуг ЧДД и заключить договор с клиентом в случае, если детективом предоставлялись аналогичные услуги лицам, интересы которых противоречат интересам клиента; детектив принимал участие в деле как следователь или иное лицо, причастное к делу; к детективному расследованию причастно должностное лицо, с которым детектив находится в родственных отношениях. Кроме того, клиентами субъектов ЧДД не могут выступать политические партии и политические деятели Украины.
Договор о предоставлении клиенту услуг ЧДД вместе с актом приема клиентом выполненных работ, документами оплаты выполненных работ, уплаты соответствующих налогов хранятся в архиве детектива на протяжении трех лет. В то же время сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении правонарушений, должны быть уничтожены.
Будет ли принят законопроект Верховным Советом Украины, предсказать сложно. Если да, то в частной детективной деятельности найдут себя многие. В любом случае, от нее — больше пользы, чем вреда. Если нет, то детективом сможет стать только законопроект.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…