В Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года говорится, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статьей 55 Гражданского кодекса (ГК) Украины предусмотрено, что опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Интересы таких лиц защищают, в частности, органы опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные органы городских, районных в городах, сельских, поселковых советов. Непосредственное ведение дел и координация деятельности по защите прав детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на службы по делам детей (часть 1 статьи 56 ГК Украины, пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины (КМУ) «Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанные с защитой прав ребенка» № 866 от 24 сентября 2008 года).
На практике возникают случаи, когда не все суды уделяют должное внимание решению вопроса о полном или полномочном составе лиц, участвующих в деле. Зачастую суды не привлекают к участию в деле орган опеки и попечительства, кроме тех случаев, когда этот орган выступает истцом. Примером вышесказанного является случай, когда Верховинский районный суд Ивано-Франковской области, удовлетворяя иск о лишении родительских прав, не привлек к участию в деле орган опеки и попечительства, а также не истребовал у него надлежащее письменное заключение (обобщение судебной практики от 11 декабря 2008 года).
С целью обеспечения правильного и единообразного применения судами отдельных положений Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины в июне 2009 года Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 5 «О применении норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство по делу досудебного разбирательства» предоставил разъяснения. Согласно требованиям части 3 статьи 45 ГПК Украины, суд должен выяснить необходимость привлечения к участию в деле органа государственной власти или органа местного самоуправления для предоставления заключений во исполнение своих полномочий. Участие указанных органов в гражданском процессе для предоставления заключений является обязательным в случаях, установленных законом, или если суд признает это необходимым.
Следует обратить внимание, что если в предварительном судебном заседании судом не был решен вопрос относительно состава лиц, участвующих в деле, истец, ответчик либо другое лицо, участвующее в деле, имеют право подать ходатайство о привлечении к участию в деле орган опеки и попечительства как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 35 Семейного кодекса (СК) Украины).
В то же время обязательным является участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судом споров относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка, места жительства ребенка, а также лишения и восстановления родительских прав. Кроме того, органы опеки и попечительства обязаны участвовать в спорах относительно вопросов свидания с ребенком матери (отца), лишенных родительских прав, отбирания ребенка у лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или решения суда, управления родителями имуществом ребенка и отмены усыновления и признания его недействительным. Указанный перечень споров не является исчерпывающим.
Статьей 19 СК Украины предусмотрено, что орган опеки и попечительства подает в суд письменное заключение относительно решения спора.
С целью формирования такого заключения сотрудники органов опеки и попечительства исследуют условия проживания ребенка, проводят беседы с родителями, а в случае необходимости также с родственниками ребенка или другими лицами, которые желают проживать с ребенком и принимать участие в его воспитании. Учитываются отношение родителей к выполнению родительских обязанностей, личная привязанность ребенка к каждому из них, состояние здоровья ребенка и другие обстоятельства, имеющие существенное значение. После выяснения обстоятельств, приведших к возникновению спора между родителями относительно участия в воспитании ребенка, а также изучения других документов, относящихся к делу, орган опеки и попечительства составляет соответствующее письменное заключение и передает его в суд.
Если заключение органов опеки и попечительства является недостаточно обоснованным и противоречит интересам ребенка, суд может с ним не согласиться (часть 6 статьи 19 СК Украины).
Обратим внимание, что в отдельных случаях с целью защиты прав ребенка орган опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском. Примером такого судебного обращения может служить ситуация, когда ребенок находится на учете в службе по делам детей в связи с семейным неблагополучием, а родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, и исчерпаны все профилактически-предупредительные меры к ним.
Также, согласно положениям статьи 237 ГПК Украины, органы опеки и попечительства могут выступать заявителями в делах об ограничении гражданской дееспособности физического лица, об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, а также о признании физлица недееспособным.
В делах же особого производства, с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, в суде рассматриваются дела об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признании его недееспособным (статья 240 ГПК Украины). Кроме того, к особым делам также относятся дела о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности (статья 244 ГПК Украины) и об усыновлении ребенка (часть 1 статьи 254 ГПК Украины).
Таким образом, органы опеки и попечительства постоянно взаимодействуют с различными организациями. И так как защита прав и интересов несовершеннолетних относится к компетенции этих государственных органов, именно они участвуют в судебных заседаниях, когда затрагиваются права детей.
ЖУРБЕНКО Юлия — юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры», г. Киев
Александр ОНИЩЕНКО,
управляющий партнер АК «Правочин»
Проанализированная нами судебная практика (в том числе и высших судебных инстанций), а также обобщение судебной практики Высшим специализированным судом по рассмотрению гражданских и уголовных дел свидетельствуют, что основные нарушения действующего законодательства происходят как раз вследствие непривлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению определенных категорий дел.
Более того, во всех случаях непривлечение органов опеки и попечительства к участию в деле является основанием для отмены принятых судебных решений. На практике такие случаи неединичны и свидетельствуют о довольно распространенном игнорировании судами императивных предписаний закона.
Другой аспект применения этих же норм судами — ошибочное отождествление органов опеки и попечительства с государственными или даже негосударственными службами (комиссиями) по защите детей, которые выполняют другую функцию, а их заключения носят иной правовой характер.
Ирина ШЕВЧУК,
юрист АФ ENGARDE
Государственные органы, органы местного самоуправления могут обращаться в суд с целью защиты прав и интересов других лиц. Также вышеуказанные органы могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, фактически для дачи заключения по делу. Обязанность участвовать в судебном процессе может быть предписана законом или признана необходимой судом. Основанием для такого участия является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.
Часть дел, относящаяся к категории споров родителей в отношении детей, рассматривается судами с участием органов опеки и попечительства.
В гражданском процессе орган опеки и попечительства, участвующий в деле для дачи заключения, наделен такими же процессуальными правами, как и органы и лица, обращающиеся в суд с иском о защите прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.
Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, органы опеки и попечительства в своих заключениях затрагивают не только отдельные факты, но и сущность спора. То есть, очевидно наличие определенной юридической заинтересованности в исходе дела. Следовательно, цель участия и характер заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе: орган, дающий заключение по делу, либо третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.
Татьяна КРУТЬ,
адвокат АФ «Династия»
В соответствии с частью 2 статьи 42 ГПК Украины государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
Также, согласно части 2 статьи 170 СК Украины, в исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства или прокурор имеют право постановить решение о немедленном отбирании ребенка у родителей. В этом случае орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав, или об отбирании ребенка у матери (отца) без лишения их родительских прав. Таким образом, в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью решение органа опеки и попечительства вступает в силу сразу, а не по истечении 10 дней, как предусмотрено в иных случаях.
Поэтому органы опеки и попечительства на Украине вступают в любой судебный процесс, который связан с правами ребенка и, тем более, вступают на защиту нарушенных прав детей самостоятельно с исками в суды в случае выявления непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка.
Инна СКУЗЬ,
ПГ «Павленко и Побережнюк»
Участие органов опеки и попечительства в судебных делах при рассмотрении таких дел, как лишение или восстановление родительских прав, усыновление, признание физического лица недееспособным, а также предоставление несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности, является обязательным. Суд должен принять необходимые меры для явки таких органов в судебное заседание. Если вышеуказанные судебные дела будут рассмотрены без участия органов опеки и попечительства, решение в любом случае подлежит отмене.
Весомую роль для принятия судебного решения играют заключения органа опеки и попечительства о целесообразности усыновления и о соответствии его интересам ребенка.
Правильной является практика тех судов, которые как заинтересованное лицо по делам об усыновлении привлекают орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, которого хотят усыновить. Следует отметить, что органы опеки и попечительства принимают участие в деле не с целью защиты своего субъективного интереса, а с целью осуществления возложенных на них обязанностей по защите личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.
Дмитрий ЖУКОВ,
юрист ЮФ «Мисечко и Партнеры»
Статья 176 СК Украины и статья 405 ГК Украины указывают, что права родителей и детей на пользование жильем, которое является собственностью одного из них, устанавливаются законом. Так, согласно статье 177 СК Украины, родители малолетнего ребенка не имеют права без разрешения органа опеки и попечительства заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению/государственной регистрации, в том числе договоры продажи, обмена, дарения недвижимости.
Согласно требованиям абзаца 2 статьи 18 Закона Украины «Об охране детства», дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения — имеют право пользоваться занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем; абзацем 3 этой статьи предусмотрено, что органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за соблюдением родителями или лицами, их заменяющими, имущественных и жилищных прав детей при отчуждении жилых помещений и покупке нового жилья.
Таким образом, получение родителями разрешения органов опеки и попечительства требуется при каждом заключении подлежащих нотариальному удостоверению или специальной регистрации договоров, которые затрагивают имущественные права ребенка. В случае отсутствия такого разрешения один из родителей либо прокурор имеют право обратиться в суд в интересах ребенка с целью признания такого договора недействительным.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…