Опасные заключения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (914) » Опасные заключения

Опасные заключения

В начале июня работа по подготовке ко второму чтению проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» (относительно обеспечения исполнения судебных решений)» (рег. № 0913) приблизилась к завершению: 5 июня с.г. профильный подкомитет Комитета по вопросам правовой политики и правосудия подготовил таблицу поправок, и ожидалось, что на заседании комитета 17 июня вопрос будет рассмотрен. Впрочем, рассмотрение не состоялось, и, вероятно, в этом заслуга юридического сообщества, предостерегшего власть от необдуманного шага.

Напомним: настоящая законодательная инициатива  появилась еще в феврале 2013 года, изначально предполагалось только обязать правительство осуществлять перевод решений Евросуда на украинский язык и публиковать их, проводить предварительную экспертизу законодательных актов на предмет потенциальных нарушений Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, а также установить трехмесячный срок для выплаты сатисфакции по решению Евросуда.

При доработке законопроекта ко второму чтению появилась идея дополнить Закон о практике Евросуда новыми нормами, в частности, обязывающими суды запрашивать обязательное к применению заключение органа представительства Украины в Евросуде на предмет рисков нарушения Конвенции будущим решением суда в конкретном деле.

По мнению Ассоциации юристов Украины, такое предложение нарушает конституционные основы разделения власти. Свою позицию по этому вопросу выразил Комитет АЮУ по процессуальному праву.

Как прокомментировала председатель комитета, управляющий партнер LCF Анна Огренчук, «безусловно, механизм отслеживания и применения практики Евросуда в деятельности судов должен быть усовершенствован, однако не за счет ограничения независимости судов».


Открытое обращение Совета Комитета по процессуальному праву Ассоциации юристов Украины относительно проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины«Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» (относительно обеспечения исполнения судебных решений)»

Ассоциация юристов Украины как ведущее юридическое сообщество, которое объединяет более 5000 юристов различных профессий, считает необходимым высказать свою позицию относительно проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» относительно обеспечения исполнения судебных решений» (рег. № 0913), который планируется к рассмотрению Верховным Советом Украины во втором чтении на следующей пленарной неделе.

В текст законопроекта, предложенного к рассмотрению парламентом во втором чтении, по предложениям отдельных народных депутатов Украины включены положения, реализация которых может привести к нарушению принципа независимости судебной власти и допустить вмешательство органов исполнительной власти в процесс осуществления правосудия.

Речь идет прежде всего о предложенном дополнении Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» новыми статьями 181 «Аналитическое заключение» и 182 «Применение аналитического заключения».

Согласно положениям статьи 181, с целью предотвращения констатации Судом нарушения Конвенции и аналогичных по сути обращений к Суду на любой стадии судебного производства суд по заявлению лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе обращается в орган представительства с запросом о получении аналитического заключения. При этом подготовку аналитического заключения, согласно проекту, будет осуществлять постоянно действующая рабочая группа, созданная органом представительства.

Согласно статье 182 (в редакции законопроекта), аналитическое заключение приравнивается к заключению эксперта в соответствии с процессуальным законодательством. При этом несогласие суда с правовой позицией, изложенной в аналитическом заключении, должно быть мотивировано в судебном решении соответствующей практикой Европейского суда по правам человека.

Ассоциация юристов Украины считает, что применение национальными судами при осуществлении правосудия практики Европейского суда по правам человека действительно важно для введения в украинское судопроизводство европейских стандартов прав человека.

Вместе с тем с учетом того, что органом представительства на Украине выступает Министерство юстиции через Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека, который, в свою очередь, является должностным лицом, принятие вышеуказанных положений законопроекта может привести к подмене необходимости применения практики Европейского суда по правам человека обязательным учетом судами при принятии судебных решений заключений должностного лица органа исполнительной власти.

Деятельность Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека должна быть направлена в первую очередь на эффективное выполнение уже возложенных на него законодательством широких полномочий относительно принятия мер индивидуального и общего характера по обеспечению исполнения Украиной положений Конвенции и решений Европейского суда по правам человека.

Что касается наделения органа представительства дополнительными полномочиями, которые предлагаются поправками к законопроекту № 0913, Ассоциация юристов Украины видит в этом возможное нарушение закрепленных Конституцией Украины принципов разделения государственной власти (статья 6 Конституции Украины) и гарантии независимости судей (статьи 126 и 129 Конституции Украины).

Так, статья 6 Конституции Украины предусматривает, что государственная власть на Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно статьям 126 и 129 Конституции Украины, судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, а влияние на них каким-либо способом запрещается.

Однако предложенные в законопроекте новации, наделяя орган представительства беспрецедентными процессуальными полномочиями, делают возможным прямое вмешательство исполнительной власти в процесс решения какого-либо судебного дела, в том числе и тех, в которых органы исполнительной власти выступают стороной, посягают на такой основополагающий принцип судебного процесса, как состязательность.

Недопустимость указанных изменений подтверждается и тем, что законопроект не содержит соответствующих изменений в процессуальные кодексы Украины, следовательно, не определяет категории дел, в которых должны быть получены такие аналитические заключения, не регулирует действия суда по приостановлению и/или отложению рассмотрения дела до получения такого заключения, но закладывает дополнительные потенциальные основания для затягивания рассмотрения судебных дел, что будет препятствовать их рассмотрению в разумные сроки.

Стоит также отметить, что предложенный в законопроекте подход, при котором соответствующее аналитическое заключение приравнивается к заключению эксперта, противоречит современной научной доктрине, уже нашедшей свое отображение в отечественном законодательстве (статья 242 Уголовного процессуального кодекса Украины), в соответствии с которой не допускается проведение экспертизы для выяснения вопросов права, поскольку это является исключительной компетенцией суда.

Ассоциация юристов Украины всегда поддерживала и впредь будет поддерживать предложения по совершенствованию законодательства, направленные на создание условий для наиболее полного применения положений Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и практики Европейского суда по правам человека в деятельности судов и других органов государственной власти, способствовать утверждению на Украине верховенства права и дальнейшему развитию правового государства. Однако считаем, что такие предложения никоим образом не должны нарушать гарантированные Конституцией Украины принципы разделения властей и независимости суда.

С учетом изложенного Ассоциация юристов Украины обращается к народным депутатам с просьбой не поддерживать принятие законопроекта № 0913 в предложенной ко второму чтению редакции. Поскольку законопроект № 0913 в редакции, принятой в первом чтении, содержит ряд дельных предложений по совершенствованию законодательства в сфере исполнения решений и применения практики Европейского суда по правам человека, предлагаем не отклонять этот законопроект в целом, а направить его на доработку.

Ассоциация юристов Украины готова предоставить свою профессиональную поддержку во время дальнейшей работы над этим законопроектом.

 

Председатель Комитета по процессуальному праву АЮУ, член Совета по вопросам судебной реформы при Президенте Украины, управляющий партнер LCF, адвокат Огренчук А.А.

 

Совет Комитета по процессуальному праву АЮУ

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Интеллект будущего

VOX POPULI

Государство и юристы

Летняя активность

Акцент

Правосоздание

Отмена «валютного» военного сбора

Государство и юристы

Упрощение контроля над концентрацией

ОКУ государево

Опасные заключения

Документы и аналитика

Доверительный фон

Приемная миссия

Игра в подсудность

Новости юридических фирм

Частная практика

Эксперты ILF завершили проект по запуску retail-франшизы «ЭКО-ЛАВКА»

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультировала MHP S.A. в связи со сделкой по обмену активов

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Энергетическая группа»

Отрасли практики

Кассовый спор

Аргументы – не факты

По воле срока

Открытый стандарт

Проявить позитив

Контрольный диктат

Партнерское продолжение

Самое важное

Конкурентный рывок

Уместные выборы

Конституционный настрой

Вырваться из плана

Судебная практика

Пилотная оптимизация

Переходное бремя

Оговорка о валюте

Не наше дело

Тема номера

Мерное шествие

Провокационное подведение

Частная практика

Знаки приоритета

Свободные отношения

Інші новини

PRAVO.UA