ОКУ государево — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (914) » ОКУ государево

ОКУ государево

Несмотря на то что евроинтеграционные обязательства Украины лишь косвенно касаются системы организаций коллективного управления (ОКУ), кардинальные изменения в этой сфере назрели давно.

Не так давно Государственная служба интеллектуальной собственности Украины анонсировала обнародование законопроекта «О коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав», разработанного при сотрудничестве с европейскими экспертами. Обнародованию мешает только один элемент — согласование профильного министерства (по факту — подпись министра экономического развития и торговли Украины). Но тут руку к законотворчеству приложили сами парламентарии — 21 мая с.г. в Верховном Совете Украины был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» относительно деятельности организаций коллективного управления» № 2943. Похоже, такие законопроектные маневры начали входить в моду народных избранников (почему-то раньше сфера ОКУ их не интересовала).

Инициаторами законопроекта выступают народные депутаты Украины от Радикальной партии — Злата Огневич, Сергей Скуратовский и Андрей Лозовой. В пояснительной записке к законопроекту депутаты говорят, что в части ОКУ действующая редакция Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон) «не предусматривает поддержку национальной культуры и не создает условий для инвестирования в отечественную музыку». Это, по словам разработчиков, приводит к тому, что свободную нишу украинского музыкального продукта осваивает иностранный продукт.

Соответствующим законопроектом звезда шоу-бизнеса г-жа Огневич предлагает дополнить часть 1 статьи 43 Закона пунктом «г», изложить часть 2 этой же статьи в новой редакции, а статью 48 Закона дополнить частью 8 относительно создания в сфере музыкального производства единой ОКУ, деятельность которой контролируется локальными (отечественными) производителями музыкального контента пропорционально их доле на музыкальном рынке.

Новая редакция части 2 статьи 43 законопроекта № 2943 предлагает уточнить, что уполномоченная ОКУ не только собирает и контролирует правомерное использование вознаграждения, но и распределяет его. Также авторы предлагают распределять собранные средства не между ОКУ, которые состоят на учете учреждения на основании договоров (между уполномоченной ОКУ и «простыми» организациями), а между исполнителями и производителями фонограмм (видеограмм) — по 50 % или между ОКУ, представляющими соответствующих субъектов.

Но самые внушительные изменения заложены в проекте нового пункта 8 статьи 48 Закона. Сперва предлагается определить уполномоченную ОКУ как признанную центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере интеллектуальной собственности организацию коллективного управления в соответствии с Законом, которая имеет право предоставлять разрешение на использование каких-либо объектов авторского права (кроме изъятых из ее управления) и собирать вознаграждение за использование каких-либо объектов авторского права и смежных прав (кроме изъятых из ее управления), распределять и выплачивать вознаграждение за использование указанных объектов между лицами, имеющими право на получение такого вознаграждения. В их числе — ОКУ, представляющие таких лиц на основании договоров об управлении на коллективной основе правами лиц, изъятыми из управления уполномоченной ОКУ для последующей выплаты таким лицам.

Информация о размере возмещенных расходов уполномоченной ОКУ является публичной и подлежит обнародованию на ее официальном сайте.

Кроме того, законопроектом № 2943 предлагается установить, что распределение и выплата вознаграждения уполномоченной ОКУ в пользу лиц, имеющих право на получение вознаграждения, или «простых» ОКУ осуществляется не реже двух раз в год. В свою очередь организации коллективного управления, которые получают такое вознаграждение от уполномоченной ОКУ, обязаны выплатить его лицам, которых представляют, на протяжении 90 дней с даты получения вознаграждения. В противном случае на невыплаченные суммы будут начисляться проценты.

Законопроектом № 2943 предлагается установить некие критерии для определения уполномоченной ОКУ. Во-первых, нужно показать финансовое преимущество в борьбе за место под солнцем: организация должна доказать, что за год до обращения в учреждение с заявлением она выплатила самую большую сумму вознаграждения субъектам авторского права и/или смежных прав и лицам, имеющим право на получение такого вознаграждения, по сравнению с суммой вознаграждения, выплаченной какой-либо другой ОКУ, которая обратилась с аналогичным заявлением.

Во-вторых, устанавливается «возраст­ной» ценз: чтобы стать уполномоченной, ОКУ должна осуществлять деятельность по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и производителей фонограмм не менее трех лет, предшествующих подаче заявления.

В третьих, органы правления такой организации должны быть представлены лицами, владеющими правами на самый большой объем прав на фонограммы, впервые изготовленные или обнародованные на Украине, и лицами, владеющими правами на исполнение фонограмм, впервые исполненных, впервые записанных или впервые переданных в эфир на Украине, пропорционально долям указанных фонограмм и исполнений на рынке Украины.

В-четвертых, необходимо наличие необходимой материально-технической базы и кадрового обеспечения (стандартное требование).

В-пятых, организация должна иметь собственный официальный веб-сайт в сети Интернет.

Интересно, что статус уполномоченной ОКУ предоставляется сроком на пять лет. ОКУ может досрочно лишиться статуса уполномоченной, если не будет соблюдать требования относительно своевременного распределения вознаграждения и/или не соответствовать предусмотренным критериям. Интересно, что лишение статуса осуществляется только на основании решения суда. Впрочем, потеря статуса не лишает ОКУ права обратиться с заявлением о предоставлении такого статуса повторно на равных правах с другими ОКУ (естественно, если все нарушения устранены).

Как известно, в мире существуют разные подходы к определению системы коллективного управления. Как показывает международный опыт, в государствах с переходной экономикой для защиты прав авторов желательно функционирование государственной организации. Тем не менее авторы законопроекта предлагают указать, что государственные и коммунальные организации, учреждения и предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть признаны уполномоченными организациями.

Законопроект № 2943 предлагает существенно расширить перечень видов использования объектов, которыми должны управлять уполномоченные ОКУ: публичное сообщение, кабельная ретрансляция, публичное исполнение, публичная демонстрация, публичный показ, право следования, воспроизведение в домашних условиях и исключительно в личных целях без согласия автора (авторов), исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), но с выплатой им вознаграждения, репрографическое воспроизведение, прокат, распространение посредством продажи или дарения, предоставление доступа к объектам авторского права и смежных прав посредством электронных систем информации таким образом, что любое лицо может их получить из любого места и в любое время по собственному выбору.

Далее в законопроекте говорится о том, что в нашем государстве может действовать не более одной уполномоченной ОКУ по каждому виду использования объектов авторского права или смежных прав. Однако одна ОКУ может быть признана уполномоченной по нескольким видам использования объектов.

Украинская система коллективного управления привыкла к борьбе. Раньше между собой сражались только ОКУ. А теперь в бой вступят и законопроекты, определяющие будущее системы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Интеллект будущего

VOX POPULI

Государство и юристы

Летняя активность

Акцент

Правосоздание

Отмена «валютного» военного сбора

Государство и юристы

Упрощение контроля над концентрацией

ОКУ государево

Опасные заключения

Документы и аналитика

Доверительный фон

Приемная миссия

Игра в подсудность

Новости юридических фирм

Частная практика

Эксперты ILF завершили проект по запуску retail-франшизы «ЭКО-ЛАВКА»

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультировала MHP S.A. в связи со сделкой по обмену активов

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Энергетическая группа»

Отрасли практики

Кассовый спор

Аргументы – не факты

По воле срока

Открытый стандарт

Проявить позитив

Контрольный диктат

Партнерское продолжение

Самое важное

Конкурентный рывок

Уместные выборы

Конституционный настрой

Вырваться из плана

Судебная практика

Пилотная оптимизация

Переходное бремя

Оговорка о валюте

Не наше дело

Тема номера

Мерное шествие

Провокационное подведение

Частная практика

Знаки приоритета

Свободные отношения

Інші новини

PRAVO.UA